Файл: Литература по теме развитие математических умений, раскрываются условия развития математических умений младших школьников посредством игровой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация
Тема бакалаврской работы «Игровая деятельность как средство развития математических умений младших школьников».

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития математических умений у младших школьников посредством игровой деятельности.

Во введении раскрыта актуальность исследования, определена цель, задачи, гипотеза и методы исследования.

В первой главе проанализирована психолого-педагогическая литература по теме «развитие математических умений», раскрываются условия развития математических умений младших школьников посредством игровой деятельности.

Во второй главе произведено диагностическое исследование уровня развития математических умений младших школьников. На основе результатов исследования разработан и внедрён комплекс игровых приёмов на уроках математики, с целью развития математических умений младших школьников посредством игровой деятельности. На контрольном этапе исследования была проведена контрольная диагностика и выявлена динамика уровня развития математических умений младших школьников.

Заключение посвящено выводам опытно-экспериментальной работы и её эффективности.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.

Количество используемой литературы составляет … источника.

Количество приложений составляет 2 (А, Б).

Количество таблиц в работе составляет … и … рисунок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические аспекты развития математических умений младших школьников посредством игровой деятельности……………


8

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований проблемы развития математических умений у младших школьников……………


8

1.2 Игровая деятельность как средство развития математических умений у младших школьников…………………………………………


16

Глава 2. Экспериментальное исследование развития математических умений младших школьников посредством игровой деятельности…..


28

2.1 Выявление уровня развития математических умений у младших школьников………………………………………………………………..


28

2.2 Содержание работы по развитию математических умений у младших школьников посредством игровой деятельности…………….




2.3 Динамика уровня развития математических умений у младших школьников……………………………………………………………….




Заключение…………………………………………………………………




Список используемой литературы………………………………………..




Приложение А

Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента……………………………………………




Приложение Б

Картотека дидактических игр, направленных на развитие математических умений у младших школьников………………………………………………




Приложение В

Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента……………………………………………





Введение

Формирование математических умений на ступени освоения начального курса математики одна из важнейших образовательных задач, так как от уровня их сформированности в дальнейшем зависит последующее усвоение предмета. Кроме того, математические умения, полученные в младших классах школы имеют широкое практическое применение в жизни. Что немаловажно, в процессе формирования математических умений, происходит развитие высших психических функций.

Требования к освоению младшими школьниками начального курса математики отражены в Федеральных Государственных стандартах начального образования и примерной рабочей программе по математике. Так, в частности в данных документах описываются те универсальные учебные умения и действия, которыми должен овладеть ребёнок по окончании начальной школы в целом и по окончании класса. Согласно Федеральным образовательным стандартам начального общего образования, обучение математики в начальной школе должно строится на деятельностной, совместной работе обучающихся. Одним из условий реализации данного принципа на практике, согласно исследованиям Немова, Рубинштейна, Карла Юнга является игровая деятельность. Однако, на практике в начальной школе игровая деятельность на уроке математики чаще применяется в 1м классе и к 3му-4му классам, когда происходит наиболее интенсивное формирование математических умений, практически не используется.

Анализ исследований по проблеме развития математических умений у младших школьников позволил нам выявить следующее противоречие: игровая деятельность может использоваться с целью развития математических умений у младших школьников, но на практике игровые приёмы в процессе развития математических умений младших школьников используются учителями начальных классов недостаточно.

Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности в развитии математических умений у младших школьников?

Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Игровая деятельность как средство развития математических умений у младших школьников».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития математических умений у младших школьников посредством игровой деятельности.

Объект исследования: процесс развития математических умений у младших школьников.



Предмет исследования: развитие математических умений у младших школьников посредством игровой деятельности.

В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что развитие математических умений у младших школьников будет возможно, если:

– отобраны игровые приёмы, направленные на развитие математических умений младших школьников;

– подобрана картотека дидактических игр, способствующих развитию математических умений у младших школьников;

– игровые методы включены в совместную деятельность педагога и детей.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы проблемы развития математических умений у младших школьников посредством игровой деятельности.

  2. . Выявить уровень развития математических умений у младших школьников.

3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию математических умений у младших школьников посредством игровой деятельности.

4. Выявить динамику уровня развития математических умений у младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

 теоретические положения О.А. Ивашовой, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, А.А. Столяр, Я.Ф. Чекмарёвой, О.П. Зайцевой, А.Я. Бурлыга, К.А. Зимовец об особенностях развития математических умений у младших школьников;

 теоретические положения Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Карла Юнга в области изучения игровой деятельности младших школьников;

 исследования Э.В. Маклаевой, Е.К. Дмитриевой, В.В. Давыдова и других в области использования игровой деятельности как средства развития математических умений младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

– анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

– психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

– качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № ….» …... В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 9-10 лет.

Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание работы по развитию математических умений у младших школьников посредством игровой деятельности.

Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что обоснована подборка игровых приёмов, способствующих развитию математических умений у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы по использованию игровой деятельности как средства развития математических умений младших школьников, могут быть использованы в образовательном процессе учителями начальных классов.

Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (… наименований), 3 приложения. Для иллюстрации текста используется … таблиц и …. рисунков. Основной текст работы изложен на … странице.

Глава 1. Теоретические аспекты развития математических умений младших школьников посредством игровой деятельности


    1. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы развития математических умений у младших школьников


Начиная с первого класса и по четвёртый класс проходит работа по формированию у детей понятий о натуральном числе и арифметических действиях. Обучающиеся 1х классах в рамках данного раздела должны овладеть умениями проводить вычислительные действия в пределах 20ти без перехода и с переходом через десяток, вести порядковый счёт, увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц, проверять правильность с помощью другого приёма выполнения действия.

Во втором классе обучающиеся должны овладеть навыками увеличения и уменьшения числа на несколько десятков, выполнять устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом и без перехода через разряд, использовать переместительное, сочетательное свойства сложения, применять их при устных вычислениях, а так же взаимосвязь компонентов и результата при сложении и вычитании., проводить проверку вычислений. На данном этапе младшие школьники должны владеть приёмами устного умножения и деления, знакомятся с переместительным свойством умножения, взаимосвязью компонентов и результата действий умножения и деления. Помимо умножения дети так же должны овладеть навыками арифметических действий с величинами
1 и умением решать простые текстовые задачи, а так же находить значение выражений с переменными и корни простых уравнений.

Обучающиеся по окончании 3 класса должны овладеть навыками устных и письменных вычислений в пределах 100, в частности табличного и внетабличного умножения, деления и действий с круглыми числами. Далее, в четвёртом классе учащиеся овладевают умениями выполнять действия устного и письменного сложения, вычитания, деления и умножения с числами в пределах 1000 и более, решать задачи на скорость, трудоёмкость, стоимость.

Приступая к развитию каких-либо умений у младших школьников целесообразно рассмотреть их возрастные психологические особенности. Физиологически возраст 7 - 10 лет является периодом активного роста и развития мозга. То есть биологические предпосылки для нервно-психического развития детей в данном возрасте. Усиливается контроль над поведением и мыслительной деятельностью в том числе, ребёнок начинает управлять мыслительными процессами. Кроме того, само по себе развитие мозга приводит к развитию его аналитико-синтетических функций. За 3-4 года обучения в начальной школе происходит значительный прогресс умственного развития детей. Так, если в начале обучения преимущественно преобладает наглядно-образное мышление, то к концу обучения в младших классах дети уже умеют оперировать логическими связами, однако на примере конкретных понятий. Так, Ж. Пиаже и Л.С. Выготский отмечали, что в данный возрастной период происходит переход от дооперационного к операционному мышлению.

Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит комплексное развитие всех компонентов интеллекта: коммуникативного (речи), когнитивного (анализ, синтез, обобщения) и поведенческого. Дети в данном возрасте начинают рассуждать логически, планировать свою деятельность, строить умозаключения, регулировать свое поведение.

Психологи в связи с этой особенностью период обучения в начальной школе с точки зрения развития мышления делят на два условных периода: 1-2 класс, где мышление детей ещё остается наглядно-образным, а суждения о предметах строятся только по внешним их признакам. односторонне и поверхностно. Тем самым предпосылкой умозаключения выступает наглядность. Высокая роль в этот период отводиться восприятию. О понятиях дети судят по их внешним показателям.

Соотношениями рода и вида, являющимися основой классификации как структурного элемента аналитико-синтетического мышления дети овладевают лишь к 3му году обучения в школе. В этот же возрастной период учащиеся овладевают моделированием