ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа
на тему: Индивидуальный индекс цены
Содержание
Введение …………………………………………………..3
Глава 1. Индивидуальные индексы цены ………………4-9
Заключение ……………………………………………….10
Список литературы ………………………………………11
Введение
Обеспечение высокой квалификации специалистов в области государственного и муниципального управления невозможно без серьезной статистической подготовки, так как одной из главных сторон их деятельности является работа с числовым материалом.
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Она призвана обеспечить сбор, обработку и представление весьма важной цифровой информации об уровне и возможностях развития страны. Статистические данные являются одним из определяющих ориентиров политики, способствует выработке объективного и научного обоснованного стратегического курса экономических преобразований.
В статистико-экономическом анализе широко применяются индивидуальные индексы качественных и количественных показателей. Индивидуальный индексы показывают, во сколько раз увеличился или уменьшился уровень показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост показателя.
Индивидуальный индекс - это относительный показатель, отражающий изменение отдельного элемента сложной совокупности.
Цель контрольной работы: изучить понятия индекс индивидуальных цен.
Задачи контрольной работы:
-
Изучить понятия: индекс, индивидуальный индекс цен и их применение в анализе.
Индивидуальные индексы цены
Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях[5].
Различие условий может проявляться во времени, это когда говорят об индексах динамики; в пространстве это территориальные индексы; в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств. Соответственно вводят индекс выполнения обязательств или, если плановый уровень сравнивается с уровнем предыдущего периода, – индекс планового задания.
На практике индивидуальные индексы принято обозначать символом i (начальная буква латинского слова index). Знак внизу справа у индексируемого показателя означает период: 0 –базисный, 1 – отчётный, или же уровень показателя: пл – плановый, ф – фактический, н – нормативный.
Индивидуальными называются индексы, которые отражают результат сравнения однотоварных явлений, т.е. они характеризуют изменение отдельных элементов сложного явления[5].
По базе сравнения индивидуальные индексы можно разделить на две группы: динамические и территориальные. Динамические индексы отражают изменение явлений во времени. Динамические индексы бывают базисные и цепные. Территориальные индексы применяются для межрегиональных сравнений. Например, индекс цен на бензин марки АИ 92.
По объекту исследования индивидуальные индексы можно подразделить на индексы: производительности труда, себестоимости, цен, физического объёма продукции, численности персонала.
По характеру объекта исследования индивидуальные индексы могут быть индексами количественных показателей и индексами качественных показателей. В основе такого деления индексов лежит вид индексируемой величины[2].
Рассмотрим более подробно индивидуальный индекс цены.
Индивидуальный индекс цен - во сколько раз возросла (или уменьшилась) цена единицы продукции (товара) в отчётном периоде по сравнению с базисным периодом[5].
С аналитической точки зрения iq показывает, во сколько раз увеличилась (или уменьшилась) общая сумма выручки под влиянием изменения объема продажи в натуральных единицах.
Аналогично ip показывает, во сколько раз изменилась общая сумма выручки под влиянием изменения цены товара. Очевидно, что
Вторая формула представляет двухфакторную индексную мультипликативную модель итогового показателя, в данном случае – объема товарооборота. Посредством такой модели находят прирост итога под влиянием каждого фактора в отдельности.
Так, если выручка от продажи некоторого товара возросла с 8 млн. руб. в предыдущем периоде до 12,180 млн. руб. в последующем и известно, что это объясняется увеличением количества проданного товара на 5 % при цене на 45 % большей, чем в предыдущем периоде, то можно записать следующее соотношение: 12,180 = 8 × 1,05 × 1,45 (млн. руб.).
Очевидно, что общий прирост выручки в сумме 12,180-8 = 4,180 млн. руб. объясняется изменением объема продажи и цены. Прирост выручки за счет изменения объема продажи составит:
или в нашем примере:
Тогда за счет изменения цены данного товара сумма выручки изменилась на:
или
Очевидно, что общий прирост товарооборота складывается из приростов, объясняемых каждым фактором в отдельности, т.е.
или
Можно заметить, что существует и другой способ распределения общего прироста по факторам в двухфакторной индексной мультипликативной модели, а именно:
В нашем примере общий прирост выручки (4,18 млн. руб.) объясняется теперь изменением цены:
изменением объема продажи:
Выбор конкретной формы разложения общего прироста итога должен определяться конкретными условиями развития изучаемого показателя, в данном случае – конъюнктурой спроса-предложения. В экономической практике и большинстве научных рекомендаций в настоящее время преобладает первое направление, когда сначала выясняют вклад в общий прирост количественного фактора при базисном уровне качественного признака (цен), а затем – вклад качественного фактора (цены) в расчете на отчетный уровень количественного показателя (объема – q).
Индивидуальный индекс цен дает оценку (ретроспективную или прогнозную) изменения цены на отдельный вид товара, продукции, услуги[4].
На базе индивидуальных индексов цен по городам и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации.
Учет ведется с использованием индивидуальных индексов цен.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса цен.
Итак, индекс - это некоторая средняя из индивидуальных индексов цен. Но любой математик может предложить неограниченное количество формул, применяемых для нахождения среднего.
Влияние инфляции на финансовое состояние предприятия и его отчетность определяют с помощью индексов цен. Существуют две основные концепции:
1) концепция финансовой природы капитала, предполагающая абстрагирование от предметно-вещностной структуры активов предприятия; при этом отражение активов в учете делается либо по номинальным ценам, либо по ценам, выраженным с помощью общего индекса цен в денежных единицах одинаковой покупательной способности;
2) концепция предметно-вещностной природы капитала, ориентирующаяся либо на индивидуальные индексы цен по конкретной номенклатуре продукции и товаров, либо на комбинацию индивидуальных и общего индекса цен.
Она отражает изменение рыночной стоимости основной части потребительских расходов, обусловленное ростом цен на товары и увеличением тарифов на услуги. Как правило, индексация проводится на основании индекса цен - показателя динамики, увеличения или уменьшения цен, характеризующего относительное изменение цен за определенный период. Различают индивидуальный индекс цен, равный отношению цены на данный товар в наблюдаемом (отчетном) году и в базисном периоде, и сводный индекс, равный отношению стоимости группы товаров, проданных в отчетном периоде, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода[3].
Вторая концепция лежит в основе Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость. В соответствии с данной методикой, делающей упор на текущую стоимость статей актива баланса, каждый актив подлежит индивидуальному приведению к текущей цене. Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу.
Определим общий индекс цен. Воспользоваться формулой агрегатного индекса цен нельзя, так как на основании исходной информации невозможно исчислить товарооборот в сопоставимых ценах J pgq. Но в условии примера даны
индивидуальные индексы цен.
Однако методика расчетов Джильберта и Крэвиса слишком сложна, Она требует пересчета по внутренним ценам огромного числа продуктов в каждой стране. При этом общий итог существенно меняется не столько от изменения цен, сколько от меняющейся структуры продукции в разных странах[2]. Средний уровень цен для каждой страны получается посредством взвешивания индивидуальных индексов цен опять-таки по ценам каждой группы товаров, которые, как видно уже из сказанного, могут быть сильно преувеличенными или преуменьшенными, резко отклоняясь от стоимости. В то же время при меняющейся структуре оцениваемых продуктов их совокупная оценка не может служить достаточно надежной мерой их потребительной ценности.
Проявляется в виде варьирующего признака в процессе обследования объектов статистического наблюдения. В качестве случайных величин при выявлении достоверности покупательной способности валют используются индивидуальные индексы цен стандартного набора товаров и услуг.
Необходимость в расчете сводных индексов обусловлена тем обстоятельством, что большинство экономических явлений многоаспектны и достаточно сложны. Так, характеризуя экономическую ситуацию, можно оценивать, например, изменение цены на какой-то отдельный, наиболее важный товар, а можно анализировать изменение цен в среднем. Последний случай как раз и иллюстрирует надобность в оценке соотношения некоторых усредненных характеристик анализируемого явления: изменение цены на конкретный вид товара описывается индивидуальным индексом цен, на всю номенклатуру товаров или некоторую потребительскую корзину - сводным индексом цен.
Заключение
Индивидуальный индекс характеризует соотношение уровней отдельных явлений или элементов сложного явления и является результатом сравнения двух показателей, относящихся к одному объекту.
Индивидуальные индексы обозначаются «i». Условное изображение индекса снабжается подстрочным знаком — условным обозначением индексируемого показателя. Показатели за базисный период имеют в формулах подстрочный знак «0», а за отчетный период — знак «1».