ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здравствуйте! Тема моего выступления: (Слайд 1) Роль наставничества в профессиональной адаптации молодых педагогов.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме профессиональной адаптации молодых педагогов (учителей общеобразовательных школ) и роли наставничества в ней. Анализируется опыт учителей-наставников и приходит к выводу о том, что наставничество помогает молодому педагогу «влиться» в профессиональную деятельность, освоить условия деятельности и требования труда, адаптироваться в новом коллективе, получить необходимые профессиональные навыки.
(Слайд 2) Проблема адаптации молодых специалистов, в том числе и молодых педагогов (учителей) крайне актуальна. Ведь сегодня к молодым педагогам зачастую работодатели предъявляют высокие требования. Они считают, что уже в период обучения в ВУЗе будущий специалист должен получить теоретические знания высокого уровня, а также у него должны быть сформированы профессиональные компетенции, которые осваиваются в ходе учебных, производственных и других практик. Помимо этого, работодатели считают, что будущий специалист на вузовской скамье должен овладеть коммуникативными навыками, овладеть информационно-коммуникационными технологиями, обладать креативностью, быть легко адаптивным к изменяющимся условиям. В действительности соответствовать данным требованиям молодым специалистам довольно сложно, что приводит их к проблемам в профессиональной адаптации.
(Слайд 3) Ведь молодые учителя с первого дня своей трудовой деятельности в общеобразовательной организации имеют те же самые обязанности, несут ту же ответственность, что и их опытные коллеги, а обучающиеся, их родители или же законные представители, сотрудники, то же руководство ждут от них профессионализма. Молодые учителя должны быть готовы к решению нестандартных педагогических задач, уметь выстраивать диалог с коллегами, учениками и их родителями; они должны быть способны к сотрудничеству. Кроме того, молодые педагоги должны быть мобильны, что обусловлено постоянными изменениями в современной системе образования. Все эти качества и должен получить молодой специалист, пройдя период (Слайд 4)
профессиональной адаптации (вхождение специалиста в профессиональную деятельность, освоение условий деятельности, требований труда, адаптация в новом коллективе, гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой [3; 8]). А в решении данной задачи существенная роль принадлежит наставничеству.
Перед тем как раскрыть роль наставничества в профессиональной адаптации молодых педагогов раскроем сущность понятий «наставничество» и «наставник».
(Слайд 5) О.И. Витвар в своей статье пишет следующее: «чаще всего под «наставничеством» подразумевают распространенную форму передачи педагогического опыта, когда начинающий педагог под непосредственным руководством педагога-наставника на практике осваивает персональные приемы мастера. Соответственно, понятие «наставник» подразумевает учителя-профессионала высокого класса, знающего образовательную организацию, имеющего опыт педагогической работы и оказывающего помощь и поддержку молодым специалистам» [2, с. 44].
И.В. Круглова в своем диссертационном исследовании писала о том, что наставничество является сложным, длительным и поэтапным процессом, способствующий развитию и становлению личности молодого педагога, его профессионального, а также общечеловеческого кругозора и духовности. Наставничество, по ее мнению, способствует профессиональной адаптации, повышению мотивации к выбранной специальности и к профессиональному становлению в целом [5].
(Слайд 6) Сегодня наставничество реализуется во всех общеобразовательных учреждениях. Так, в Положении о внедрении системы (целевой модели) наставничества в муниципальном бюджетное общеобразовательном учреждении «Ровеньская средняя общеобразовательная школа № 2 Ровеньского района Белгородской области» отмечается, что наставничество – это «форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество» [1, с. 1], а наставник рассматривается как «участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого» [1, с. 1].
(Слайд 7) Процесс наставничества предполагает работу в 5 этапов: подготовительно-диагностический, адаптационный, формирующий и контрольно-оценочный, каждый из которых имеет определенные особенности [9].
Несмотря на сложность и длительность данного процесса мы можем определить роль наставничества в профессиональной адаптации молодых педагогов.
(Слайд 8) Анализ опыта учителей-наставников [4; 7; 6], а также анализ Положения о внедрении системы (целевой модели) наставничества в муниципальном бюджетное общеобразовательном учреждении «Ровеньская средняя общеобразовательная школа № 2 Ровеньского района Белгородской области» [1] позволил нам сделать вывод о том, что благодаря наставничеству молодой учитель знакомится с системой того или иного общеобразовательного учреждения, с функционированием данной системы, что позволяет ему быстрее адаптироваться к условиям трудовой деятельности и освоить функциональные обязанности учителя и классного руководителя. (Слайд 9) Кроме того, с помощью наставника молодой учитель может установить благоприятные взаимоотношения с педагогическим и ученическим коллективами, с родителями обучающихся. (Слайд 10) Кроме того, учитель-наставник, благодаря своему опыту позволяет ликвидировать недостаток знаний у молодого учителя, сформировать профессиональные умения, которые необходимы для реализации должностных функций. Также благодаря работе с педагогом-наставником, у молодого учителя будет сформирована собственная система работы, он будет внедрять в свою педагогическую деятельность новые педагогические технологии и методы. Возможно, будет сформирована готовность к исследовательской и инновационной деятельности, к участию в профессиональных конкурсах.
Таким образом, наставничество играет огромную роль в профессиональной адаптации молодых педагогов. Наставничество позволяет решить многие проблемы, с которыми сталкиваются молодые учителя после трудоустройства в общеобразовательное учреждение: наставничество помогает молодому педагогу «влиться» в профессиональную деятельность, освоить условия деятельности и требования труда, адаптироваться в новом коллективе, наладить взаимоотношения с ученическим коллективом и с родителями обучающихся
, сформировать необходимые профессиональные навыки. (Слайд 11)