Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Практическое занятие 7 Обучающийся Полещук Ксения Дмитриевна Преподаватель Альвухина Татьяна Викторовна Задание 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Практическое занятие №7
Выполнил:
Обучающийся Полещук Ксения Дмитриевна
Преподаватель:
Альвухина Татьяна Викторовна
Задание 1.
Таблица 1 — Классификация игр для детей раннего и дошкольного возраста
№ | Наименования видов детских игр | Описание основных характеристик детских игр | Описание творческих решений по использованию игр в педагогической практике |
1. | Игры с предметами | В играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. | На данный момент у нас существуют очень много авторских методик, которые направлены на развитие той или иной сферы. Наиболее известными являются имена Монтессори, Дьёнеша, Кюизенера, Воскобовича. Можно сказать, что своей целью они ставят максимальное развитие творческого потенциала ребёнка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она актуальна как для одаренных детей, так и для детей имеющих проблемы в развитии. Главное условие — это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала. Работа в данном направлении потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты. |
2. | Настольно-печатные игры | Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Дети объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. | Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, лечебных, образовательных учреждений, магазинов, центров культуры и спорта, названий животных и растений и др. Привлекают детей игры со штампами, печатями, наклейками, оставляющими на листе готовое изображение, которое легко обыграть, раскрасить, создать композицию (следует помнить, что чем младше ребенок, тем крупнее должно быть изображение, а шестилетние дети любят мелкие картинки с множеством деталей). |
3. | Словесные игры | В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Словесная игра требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д. | Особенно серьёзное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нём наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих используются разнообразные приёмы и методы, одним из которых является словесная игра. |
4. | Режиссёрские игры | Ребенок сам создает сюжет игры, в основе которого лежит личный опыт ребенка. Как правило, в игре отражено событие, которое произвело на ребенка неизгладимое впечатление (посещение детской поликлиники, кукольного театра, уличное происшествие, празднование Дня рождения.) Часто сюжетом становятся знания ребенка, полученные из мультфильмов, детских передач или рассказов других людей. Ребенок сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли. | • настольный театр игрушек (фабричные и самодельные, из любого материала, главное, чтоб игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. • настольный театр картинок. Здесь используются картинки-персонажи и декорации, обязательно двухсторонние, устойчивые. Действия персонажа в настольном театре ограничены, состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего. Персонажи появляются по ходу действия. В занятия по театрализованной деятельности можно включить: • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации; • упражнения по дикции; • Задания для развития речевой интонационной выразительности; • Игры-превращения, образные упражнения; • упражнения на развитие детской пластики; • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; • театральные этюды; • репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; • этюды и упражнения на выявление актерских умен |
5. | Сюжетно-ролевые игры | Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления детей об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых». В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. | В ходе организации игровой деятельности большое внимание уделяется организации самостоятельной творческой продуктивной деятельности детей, побуждая своих воспитанников создавать «орудия» собственных действий. Для этого в группе, в уголке художественно- продуктивной деятельности размещается пластилин, клей, цветную и белую бумагу, ножницы, чтобы дети смогли изготовить «фрукты» или «овощи» для игр, «билеты», «траву» для животных в игре «Зоопарк», «таблетки», «бланки для рецептов» для игры в «Больницу» и многое другое, так необходимое детям для реализации собственных замыслов в сюжетно- ролевой игре. Использование самодельных атрибутов повышает у детей интерес к игре. |
6. | Театрализованные игры | В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. | Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств |
7. | Игры со строительным материалом | Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега) . | Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления. В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел. Можно использовать: – специально-созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы); – подсобный (доски, ящики, коробки); – природный (песок, снег, глина, камни). |
Задание 2.
-
Инициатором проведения игры являются педагог, так как на видео было слышно, что воспитатель подсказывает детям, что делать и говорить. Дети по инициативе взрослого выполняют действия при подготовке супа. -
В начале видео не было сказано ни цели, ни задачи, даже название сюжетно-ролевой игре не было проговорено. На видео сразу было видно, что пошла сюжетно-ролевая игра, пришла Варя в гости к бабушке и решили сварить суп, но потом сходили в магазин и купили продукты. В итоге результат в это игре выполнен, потому что бабушка с Варей сварили суп. -
Сюжетно-ролевая игра не соответствует возрасту, так как перед началом сюжетно-ролевой игры нет предварительной работы, потому что перед началом сюжетно-ролевой игры нужно было провести предварительную работу: рассматривание муляжей овощей, обыгрывание потешек, совместная деятельность с использованием игровых модулей. А на видео оговорено не было. -
Оборудование было использовано в сюжетно-ролевой игре: игровой модуль «кухня», «Магазин», «Склад», «Больница», посуда, муляжи овощей, тележка для овощей. Его применение было целесообразным, потому что без этого оборудования игра бы не получилась. -
Игра развивалась под руководством воспитателя, потому что на видео были подсказки, дети частично выполняли действия. Степень самостоятельности в сюжетно-ролевой игре низкая, потому что дети в игре говорили действия не правильном порядке, а воспитатель им подсказывал. -
Дети ход игры не планировали, потому что дети в игре не знали, что это вообще будет, были удивлены, особенно видно это хорошо на видео. -
Участвовало в игре 8 детей, это были бабушка Даша, внучка Варя, мама Дарина, водитель автобуса, продавец в магазине, грузчик, доктор, помощник на складе. -
Воспитатель скорей всего решил кого взять игру. Только половина группы было задействовано, так как их было всего 8 детей. -
Дети выбрали роли при помощи воспитателя, так как они дети 2 младшей группы, и роли предлагает педагог, а самостоятельно роли выбирают чуть дети постарше. -
Распределение ролей на видео не было, педагог заранее выбрал им роли. -
Дети выполняли игровые действия в соответствии с предложенными ролями частично правильно, так как педагог немного им подсказывал. -
Во время игры дети отдавали предпочтения больше действия с предметами, так как дети играли и общение было только по делу. -
Дети проявляли дружеские отношения между собой, не ругались, вели себя культурно. -
Конфликты в процессе распределения ролей не было видно, так как на видео не было распределения, роли распределили заранее. -
Дети в ходе игрового процесса не выходи, частично выполняли действия и конфликтов не возникло. -
Режиссура не была проговорена в игре, потому что сразу началась на видео сюжетно-ролевая игра. -
На видео новые игровые ситуации не были продуманы, потому что руководитель подсказывал что делать детям в этой игре. -
Окончание игры было неожиданным, потому что педагог на видео просто сказал: «Молодцы!» Сварили суп, скажите: «До свидания!». Дети по окончанию игры не было проговорено ход игры, рефлексии тоже не было. -
Игра продолжалась 10 минут. Проведение не соответствует возрастным особенностям, так как во 2 младшей группе занятие должно быть не менее 15 минут. -
Во второй младшей группе у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением, и работа воспитателя начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель создает игровую ситуацию, при этом воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что будет способствовать ее целостному восприятию. -
В этой игре задействовано несколько сюжетно-ролевых игр и с другими играми связи никакой нет. -
Игровая деятельность в данной группе развита слабо. Педагогу нужно давать возможность, чтобы дети сами проговаривали игровые действия, сами проговаривали сюжет игры, какое оборудование применять им в сюжетно-ролевой игре.
Задание 3.
Таблица 2 — Методические основы подготовки и проведения дидактической игры в дошкольном образовательном учреждении
№ | Вид и наименование игры | Цель и задачи проведения игры | Описание необходимого оборудования | Формы организации игровой деятельности | Описание основного хода планируемой игровой деятельности | Подведение итогов | |
1. | «Подарки для зверят» | Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов и ягод; -Упражнять детей в умении употреблять в речи обобщающие слова «фрукты», «ягоды», «овощи» | картинки ( муляжи) фруктов, ягод, овощей, атрибуты к игре «Магазин», игрушка Старичок-Лесовичок. | | Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел Старичок-лесовичок. Он принес нам письмо из леса, в котором звери просят помочь им сделать запасы на зиму. Скажите, что мы можем для них сделать? (принести из дома или купить в магазине овощи, фрукты, ягоды и передать их в лес животным). Я предлагаю вам посетить магазин и купить гостинцы. Дети приходят в «магазин». Воспитатель: Ребята, магазин у нас необычный, в нем нельзя произносить одним словом, что хочешь купить, а нужно описать этот предмет. В таком магазине нам нужен ответственный, культурный, внимательный продавец (дети выбирают продавца) я буду первым покупателем, послушайте, что я хочу купить «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, черного и темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод получается вкусная начинка к пирогам и кисель» (черника). Кто следующий отправиться за покупками? Дети дают описание овощей, фруктов и ягод (капуста, яблоко, морковь, малина, репаи др.) Дети прердают старичку-Лесовичку корзину с подарками для лесных зверей. | - В какую игру мы сегодня поиграли? - Чему научила вас игра? - Что вам понравилось? | |
Задание 4.
Пермь - 2023