Файл: Программа среднего профессионального образования Специальное дошкольное образование Дисциплина Основы общей и дошкольной педагогики Практическое задание 8.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному социальному поведению. По мнению Т.И. Бабаевой (одного из авторов программы «Детство»), создание условий для развития конструктивного социально-эмоционального развития ребенка, способствует обеспечению основ для созидательной жизненной стратегии личности.
В ФГОС ДО, в примерных общеобразовательных программах дошкольного образования развитие эмоциональной отзывчивости представлено в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В реализации задач социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста на первый план выступают: социально-нравственное развитие, становление взаимоотношений с окружающими, развитие межличностных отношений в группе, объединение детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности; развитие умения замечать состояние сверстника и проявлять сочувствие, готовность помочь, развитие способности выражать эмоции в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса; формирование представлений о культуре поведения и общения.
В качестве дополнительных средств, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости ребенка старшего дошкольного возраста могут быть использованы авторские парциальные программы:
- программа О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Я, ты, мы. Социальноэмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»;
- программа С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
- программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В. Котовой.
В программе О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Я, ты, мы. Социальноэмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» отмечается, что .специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Программа С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» направлена на развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях человека и включает серию специальных занятий, направленных на эмоциональное развитие ребенка.
Программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В. Котовой направлена на эмоциональное развитие дошкольников в процессе общения со сверстниками.
Таким образом, проблема развития эмоциональной отзывчивости является актуальной. Дошкольный возраст рассматривается учеными как сензитивный период для развития эмоциональной отзывчивости. Авторы рассматривают различные средства, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости у ребенка-дошкольника – общение с взрослыми и сверстниками, совместная деятельность, музыка, литературные произведения и др. Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте зависит от многих факторов – общения с взрослыми и сверстниками, наличия представлений об эмоциях и эмоциональных состояний людей и умения адекватно реагировать.
В ФГОС ДО, в примерных общеобразовательных программах дошкольного образования развитие эмоциональной отзывчивости представлено в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В реализации задач социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста на первый план выступают: социально-нравственное развитие, становление взаимоотношений с окружающими, развитие межличностных отношений в группе, объединение детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности; развитие умения замечать состояние сверстника и проявлять сочувствие, готовность помочь, развитие способности выражать эмоции в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса; формирование представлений о культуре поведения и общения.
В качестве дополнительных средств, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости ребенка старшего дошкольного возраста могут быть использованы авторские парциальные программы:
- программа О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Я, ты, мы. Социальноэмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»;
- программа С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
- программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В. Котовой.
В программе О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Я, ты, мы. Социальноэмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» отмечается, что .специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Программа С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» направлена на развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях человека и включает серию специальных занятий, направленных на эмоциональное развитие ребенка.
Программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В. Котовой направлена на эмоциональное развитие дошкольников в процессе общения со сверстниками.
Таким образом, проблема развития эмоциональной отзывчивости является актуальной. Дошкольный возраст рассматривается учеными как сензитивный период для развития эмоциональной отзывчивости. Авторы рассматривают различные средства, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости у ребенка-дошкольника – общение с взрослыми и сверстниками, совместная деятельность, музыка, литературные произведения и др. Развитие эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте зависит от многих факторов – общения с взрослыми и сверстниками, наличия представлений об эмоциях и эмоциональных состояний людей и умения адекватно реагировать.