ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Высший класс (слой) / богатые
- представители этого слоя обладают наибольшими материальными, финансовыми, политическими ресурсами, в современных обществах происходит дифференциация высшего слоя, в котором выделяются экономическая, политическая, интеллектуальная элиты.
Маргиналы / маргинальность
1) промежуточность, пограничность состояния социального субъекта
2) неустойчивость положения в обществе
3) индивиды утратили прежний социальный статус и пока не адаптировались в новой среде, к которой они формально стали принадлежать / признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой
4) стиль жизни и система ценностей маргиналов резко отличаются от принятых и доминирующих в данном обществе
5) маргинальность обычно связана с болезненными психологическими переживаниями, человек может почувствовать себя лишним, опуститься на социальное дно
Социальный контроль
1) направлен на предотвращение отклоняющегося поведения / призван поддерживать общественный порядок
2) происходит с помощью использования властных полномочий, общественного мнения и внутренних установок индивида / осуществляется обществом
3) регулирует поведение людей и социальных групп с помощью социальных норм и санкций
Внутренний социальный контроль (самоконтроль)
1) индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами / индивид оценивает свое поведение посредством самопоощрения или самокритики / в основе самоконтроля лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом
2) основывается на волевом усилии
Формальный (внешний) социальный контроль
1) целенаправленный
2) заранее продуманный, планируемый и подготавливаемый
3) осуществляется извне, посредством официальных организаций, в установленной форме
Социальная санкция
1) способствует соблюдению людьми социальных норм
2) осуществляется обществом в ответ на действия человека или социальной группы / является ответной
Формальные санкции
1) устанавливаются государством, должностными лицами или государственными служащими
2) существуют в письменной форме
3) применяются в соответствии с определенными правилами
Неформальные санкции
1) налагаются неофициальными лицами, ближайшим окружением
2) обычно не имеют письменной формы
3) проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев)
Социальные нормы
1) выражаются в предписаниях, требованиях, дозволениях, пожеланиях и ожиданиях
2) регулируют поведение людей, указывают границы должного и возможного поведения / регулируют деятельность людей
3) установлены обществом
4) передаются в процессе воспитания и поддерживаются убеждениями людей и силой общественного мнения
5) социальная норма как правило поведения рассчитана на многократное применение, поэтому говорят о том, что социальные нормы регулируют наиболее типичные, массовые отношения
@missobshestvoznanie
Моральные нормы
1) основаны на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном либо непозволительном
2) неписаные
3) нормы морали меняются с течением времени
4) нормы морали в один и тот же период времени могут различаться у разных социальных групп общества
5) мораль создает общество; моральные нормы существуют в сознании людей, в устной традиции, в религиозных текстах
6) мораль стремится воздействовать на человека через его внутренний мир, на основании осознания моральных норм и переживания нравственных чувств
Обычаи
1) исторически сложившиеся / укоренившееся с давних пор
2) устойчивые
3) многократно повторяются и входят в привычку
Религиозные нормы
1) установлены в религии / связаны с религиозной верой людей
2) имеют обязательную силу для приверженцев данной веры / обязательны для соблюдения адептами веры
/ соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм
3) содержатся в священных книгах и церковных установлениях
4) определяют различные стороны жизни верующих различных конфессий
Привычки
1) регулярно повторяющиеся
2) формируют образ жизни человека, помогают поддерживать общественные отношения
3) приобретаются стихийно
Отклоняющееся (девиантное) поведение
1) рассматривается обществом как нежелательное
2) не соответствует общепринятым социальным нормам и ожиданиям / нарушает принятые в обществе нормы и правила поведения
Позитивное отклоняющееся поведение
1) связано с социальным творчеством, направлено на улучшение всей общественной системы
2) воспринимается многими как необычное, странное, но в то же время вызывает в основном одобрение
3) способствует конструктивным социальным изменениям (если нужно два признака, 1 и 3 вместе не писать)
Негативное отклоняющееся поведение
1) наносит ущерб обществу или самому человеку и вызывает осуждение
2) дезорганизует социальную систему, угрожает ее существованию
Конформизм
1) пассивность
2) связан с господствующим образом мысли и типом поведения
3) неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам
Социальное поведение
1) организованность (действия осуществляются в определенном порядке)
2) коллективность (взаимодействие многих людей)
3) предсказуемость (осознание последствий действий для окружающих)
Антисоциальное поведение
1) нарушает нормы права / противоречит общественным нормам и принципам / выражается в форме безнравственных или противоправных деяний
2) непосредственно угрожает благополучию межличностных отношений
3) носит явный и намеренный характер (является умышленным) (если просят 2 признака, писать первые)
@missobshestvoznanie
Алкоголизм
1) обусловлен систематическим злоупотреблением спиртными напитками
2) результатом является отрицательное воздействие на здоровье и поведение человека
Наркомания
1) провоцируется патологическим пристрастием к наркотикам
2) выражается в аморальных и криминальных действиях
Этнос
1) Язык
2) Обычаи и традиции
3) Территория
4) Самосознание
5) История
Род
1) не обладает собственной культурой
2) не имеет собственного (отличного от других родов) языка
3) не имеет закрепленной за ним на праве владения территории
4) основан на кровном родстве
Племя
1) обладает собственным языком или диалектом, традициями и ритуалами, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), имеет общие церемонии
2) характеризуется своими особенностями культуры, воплощенными в неповторимых ритуалах и обрядах, а также особенностями психологии и поведения
3) включает значительное число родов и кланов; численность племени доходит до десятков тысяч человек
4) в племени формируется простейшая политическая организация общества
5) подразумевают наличие у членов общностей прямых или косвенных кровнородственных связей
Народность / народ / национальность
1) складывается с усложнением социальной структуры общества и возникновением государства
2) включают в себя значительно большее количество людей, чем племя
3) основой сплочения народности становится схожесть языковых диалектов и общность культуры, тесные хозяйственно-экономические связи, единство территории и системы политического управления
Нация
1) является высшим историческим типом этноса
2) имеет собственный язык, культуру / общность экономической и культурной жизни и развитая социальная структура
3) этничность
4) представляет собой устойчивую этнокультурную общность людей / представляет собой устойчивую государственность
5) достигла высокой степени политической организации
6) возникает в связи с зарождением капитализма, формированием в стране внутреннего рынка, единого хозяйственного уклада, общенациональной литературы и искусства
7) обладает национальным самосознанием и претендует на формирование собственного политического образования (национального государства)
Межнациональная дифференциация (проявления)
1) разъединение различных этносов
2) стремление этносов к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры
3) попытки выхода отдельных небольших наций и народностей из состава существующих государств
4) создание на базе одной нации нового национального государства
Межнациональная интеграция (проявления)
1) расширение связей между этносами
2) интернационализация общественной жизни
3) взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур
@missobshestvoznanie
4) создание союза государств или единого многонационального (полиэтнического) государства
Национальная политика
1) целенаправленная
2) осуществляется государством / является составной частью политической деятельности государства
3) связана с регулированием взаимоотношений между этносами и нациями / призвана регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества
4) закреплена в соответствующих политических документах и юридических актах
5) содержит цели, принципы и основные направления государственной деятельности и систему мер ее реализации
Коренные малочисленные народы РФ
1) проживают на территориях традиционного расселения своих предков
2) сохраняют традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы
3) насчитывают в РФ менее 50 тысяч человек
4) осознают себя самостоятельными этническими общностями
Межнациональные отношения
1) охватывают все сферы общественной жизни
2) складываются между народами или их представителями
3) проявляются как на уровне формальных отношений, так и бытовых взаимодействий представителей различных этнических групп
Межэтнические (национальные, этносоциальные, межнациональные) конфликты
1) хотя бы одна из сторон организуется и действует по этническому признаку или от имени этнической общности
2) характеризуется взаимными претензиями и может перерастать в открытую стадию конфликта, вплоть до вооруженных столкновений
Национальный сепаратизм
1) проводится определенной национальной или этнической группой
2) направлен на отделение части территории страны
3) проводится для создания на обособленном участке нового государства с политической самостоятельностью
Семья
1) брачные или родственные связи между ее членами
2) общность быта и бюджета / ведение совместного хозяйства и совместное проживание на одной территории, хотя по этому вопросу семьи отличаются в разных странах
3) особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения / члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного влечет за собой изменения в поведении остальных / личные эмоциональные связи между членами семьи, т. е. члены семьи знают друг друга и выстроили между собой систему отношений (нравятся – не нравятся)
4) влияние семьи на индивида первично
5) семья формирует личность в целом
6) семья сама себя воспроизводит
7) семья удовлетворяет важнейшие (но не все) жизненные потребности людей
8) небольшое количество членов группы (хотя семьи могут состоять и из большого количества родственников)
Патриархальная семья
1) основная власть принадлежит главе семейства – отцу, все остальные члены семьи беспрекословно выполняют его волю
2) роль женщины – рождение и воспитание детей, работа по дому без ведения денежных дел
3) экономическая зависимость женщины от мужчины
Партнерская семья
1) совместное ведение супругами домашнего хозяйства / быт семьи организуется при участии всех ее членов
2) совместное воспитание детей
@missobshestvoznanie
3) взаимная поддержка
4) важные для семьи вопросы (планирование семейного бюджета, вопросы образования детей, семейного отдыха и другие) решаются сообща, по взаимной договоренности
Авторитарная семья
1) безоговорочный авторитет родителей
2) необходимость выполнения требований родителей
3) использование принудительных мер воздействия по отношению к детям
Демократическая семья
1) предполагается сотрудничество родителей и детей
2) основа воспитания – убеждение
3) акцент на самовоспитании
Образ жизни
1) характеризует жизнь настоящего поколения или социальной группы
2) не передается из поколения в поколение
3) стабильность
Здоровый образ жизни
1) регулярное занятие спортом
2) рациональное питание
3) предупреждение болезней
4) неприятие вредных привычек
5) повседневный
Подростковый возраст
1) потребность в уважении сверстников и родителей
2) стремление обзавестись верным другом
3) стремление избежать изоляции как в классе, так и в малой социальной группе
4) стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского
5) отсутствие авторитета возраста
6) отвращение к необоснованным запретам
7) повышенное внимание к промахам учителей и взрослых
8) переоценка своих возможностей
9) отсутствие приспособленности к неудачам
10) склонность предаваться мечтаниям
11) ярко выраженная эмоциональность
12) требовательность к соответствию слова делу
13) повышенный интерес к спорту
@missobshestvoznanie