ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнила студентка МГПУ
Школы проектирования и
образовательного предпринимательства
Программы образовательное предпринимательство
Зимина Василисса Владимировна
Эссе на тему «Образовательная услуга и ее особенности»
Система образования как социальный институт, благоприятствующий воспроизводству интеллектуально-культурного потенциала общества в условиях рыночной экономики выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и имеющая свою потребительную стоимость. Потребительная стоимость образовательных услуг дает возможность им создавать человеческий капитал. Появляется производительная и квалифицированная рабочая сила. Фактически спрос на образовательные услуги создается потребителями, прогнозирующими то, что инвестиции в образование окупятся в ходе их трудовой деятельности и дадут более высокие доходы, чем у тех, кто менее инвестировал в своё образование.
Потребителем в эпоху огосударствленной экономики было государство, а госучреждения образования в соответствии с плановой разнарядкой готовили специалистов и отправляли их работать туда, куда необходимо государству. Специалист являлся продуктом образования. Придавалось мало значения желаниям самих студентов получать образование по их личному запросу. Однако, основным продуктом, покупаемым потребителем за деньги спонсора либо за свои деньги в рыночной экономике, является образовательная услуга. Потребителем, может стать и организация, которой нужны специалисты, и государство. Таким образом осуществляется особая услуга – подготовка специалиста.
Ключевые слова: образование, услуга, образовательная услуга, экономика, экономические отношения, рынок.
Система образования в настоящее время реформируется на всех уровнях. Рынок образовательных услуг, где объектом купли-продажи выступает сама образовательная услуга, формируется и развивается на ряду с промышленным, продовольственным и финансовым рынками.
Первоначально исследуем понятия услуга и образование.
Образование являет собой «багаж» компетенций, обладая которыми индивид легко ориентируется в социально-экономическом пространстве. Образование с экономической точки зрения является полноправным участником рыночных отношений
, имеет собственный рынок. Объект купли-продажи (продукт-образовательная услуга) имеет нематериальный характер. В процессе отчуждения образовательной услуги право собственности на образовательный продукт может и не передаваться потребителю.
В экономической литературе понятие образовательная услуга появилось в конце 80-х годов XX века, в это время формируется пространство платных образовательных услуг. Появляются понятия договор на оказание платных образовательных услуг, производитель и потребитель.
Образовательная услуга по О.А. Мазур, В.А. Долятойский — «нематериальные действия, направленные на сознание личности, обеспечивающие реализацию потребности человека в приобретении определенного вида знаний, умений, навыков, доступ к специальности или квалификации; обеспечивающие удовлетворение потребностей рынка труда» [4, с.25].
В.П. Щетинин данное определение рассматривает следующим образом:
С позиции государства и общества образовательная услуга дает возможность обеспечить процесс расширенного воспроизводства человеческого и интеллектуального капитала, что, в свою очередь, формирует трудовой потенциал национальной экономики [8,с.285-290]. С позиции организации – образовательная услуга работает как институт повышения профессиональной квалификации и как институт профессиональной переподготовки. С позиции личности или индивида – образовательная услуга формирует у потребителя профессиональные ЗУНы, что позволяет потребителю саморазвиваться и расти по карьерной лестнице.
Выделяя характерные черты данной услуги, можно сказать, что она- нематериальна; неотделима от субъекта, оказывающего услугу; потребление услуги возможно только в процессе ее оказания; несоответствие услуги результату ее потребления. Из этого следует, что услугу нельзя представить как вещь, она передается одномоментно с передачей и восприятием (отсутствие деятельности с обеих сторон – отсутствие услуги). Интересен тот факт, что учитель, используя необходимые методы и средства, передает учащимся свои ЗУНы, в то время как учащиеся воспринимают эти знания благодаря своим способностям и формируют новую воспринимаемую информацию. Так происходит преобразование информации. По выводам специалистов, до 30% информации в таком случае является утерянным. В итоге, менее 50% представлений ученика остаются от переданных ему учителем. Это главным образом определяет актуальность необходимости учителя в учебном процессе, где педагог сводит к минимуму эти изменения информации в ходе ее передачи ученику.
На сегодняшний день всё меньше остается сомнений в том, что образовательная услуга покупается и продается в качестве товара. В условиях рыночных отношений (купли-продажи образовательных услуг) необходимо соблюдение свободы и полного равноправия участников. Производителям необходимо оказывать широкий спектр образовательных услуг, не препятствовать появлению других производителей.
Сложность оценки качества приобретаемой услуги в момент ее потребления – это еще одна отличительная черта образовательной услуги, так как в процессе купли-продажи нет понятной терминологии, которая дает возможность продавцу и покупателю одинаково понимать характеристики услуги с последующей ее оценкой, а результат после потребления услуги видим не сразу. Образовательная услуга не имеет каких-либо качественных особенностей в сравнении с другими услугами. В основном отличия носят количественный характер. Таким образом, при условии, что сфера образования будет вовлекаться в рыночную экономику, положения последней должны распространяться и на сферу образования.
На сегодняшний день не гаснут споры о том, является ли образование услугой или службой. Разделились мнения как ученых, так и простых работников в сфере образования – учителей. Безусловно, существуют определенные законы, по которым строится и живет общество. В совокупности эти законы организуют общую систему, благодаря которой общество может гармонично функционировать и взаимодействовать. Основное волнение возникает в тех случаях, когда появляются противники существующей системы управления обществом. Это не хорошо и не плохо, это только лишний раз подтверждает тот факт, что общество не остается в стагнирующем состоянии, оно двигается и изменяется. Автор данного эссе придерживается мнения, что на рынке услуг образовательная услуга вполне может подчинятся данному термину, так как на сегодняшний день мы рассматриваем Россию как демократическую страну с вкраплениями капитализма. А вот с точки зрения внутреннего отношения к профессии как к призванию, безусловно, образование определяется как служение.
Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день существуют неопределенности в анализе понятия «образовательная услуга». Она может подпадать, как под экономическую категорию, так и под социальную. Все это продиктовано тем, что рассмотрение образовательных услуг с точки зрения рыночной экономики является результатом смешанного характера этого общественного блага.
Список литературы
-
Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: автореферат дис. … кандидата юридических наук: 12.00.03 / Моск. гос. соц. ун-т. — Москва, 2000. — 20 с.
Гражданское право; семейное право; гражданский процесс; международное частное право. -
Борисова С.Г. Особенности понятия «образовательные услуги». Международный академический вестник / Изд-во: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий» (Уфа). 2016. С. 8-11. -
Валиев Ш.З. Рынок образовательных услуг / Ш.З. Валиев; С. –Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001. – 139 с.: ил. — Библиогр.: С. 130-133. -
Долятовский В.А., Мазур О.А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг — Ростов-на-Дону: РГЭУ-НИЭУП,2006, С. 21-26. -
Куров С.В. О правовой природе договора платного образования/ С.В. Куров // Право и образование. – 2002. – № 3. -
Чекмарев В.В., Чекмарев Вл.В., Логвин Н.В., Коновалова Е.В. Образовательные региональные системы как мезоэкономические: постановка проблемы / Экономическое развитие регионов России / Под науч. ред. В.В. Чекмарева. – Кострома: КГУ. 2016. – С. 313-329. -
Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин. М., Директ-Медиа. 2014. -
Щетинин, В. П. Экономика образования: учебное пособие / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, С. Рябушкин. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 305 с.