Файл: Основные направления развития дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные направления развития дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта
Одним из факторов, влияющих на формирование здоровья является физическая культура, двигательная активность. В последнее время малоподвижный образ жизни, постоянное пользование мобильных устройств, компьютера отрицательно влияет на здоровье и психику детей. Не сформируются специальные навыки, как умение определять степень опасности, принять меры самостраховки.
Уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности школьников. Последние года идет рост заболеваний: органов зрения, центральной нервной системы, сердечно- сосудистой системы. Наблюдается повышение элементарно-зависимых заболеваний: недостаток массы тела, анемия, ожирение, органов пищеварения, кожи и подкожной жировой клетчатки, сахарный диабет.
Регулярные занятия спортом и физической культурой являются наиболее эффективным средством охраны и укрепления здоровья. Все эти факторы определяют актуальность проблемы дальнейшего развития и расширения деятельности системы дополнительного образования детей в области физической культуры и спорта.
Реализация дополнительных образовательных программ в школе будет способствовать повышению качества работы профориентации в области физической культуры и спорта.
Привлечение новых педагогических кадров из школ улуса приведет к увеличению штатных единиц педагогов дополнительного образования в области ФКиС.
Основные направления развития дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в РФ включают в себя:
1. Развитие инфраструктуры дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, с целью обеспечения доступа жителей городов и сел к спортивным залам, клубам и другим спортивным объектам.
2. Создание национальной системы спортивного образования, которая бы объединила детскую, юношескую и взрослую секции, спортивные школы, клубы и федерации. Такая система позволит обеспечить качественное обучение в области физической культуры и спорта, а также содействовать выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи.
3. Повышение квалификации тренерского состава, организаторов соревнований, специалистов в сфере физической культуры и спорта, что позволит улучшить качество подготовки спортсменов и повысить престиж данной области.
4. Развитие научно-методического обеспечения дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, направленного на научное обоснование методик обучения, тренировки и восстановления, а также научное обоснование развития спортивных дисциплин
5. Создание системы физического здоровья, в рамках которой проводятся мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни в обществе, включая распространение информации о здоровом питании, проведение массовых спортивных мероприятий и т.д.
Таким образом, развитие дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в РФ направлено на обеспечение всестороннего развития личности через физическое воспитание, поддержку профессиональных спортсменов и формирование здорового образа жизни в обществе.
Деятельность всех учреждений дополнительного образования регулируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования, утвержденным Правительством Российской Федерации (1997 г.).
В соответствии с требованиями (структурными и содержательными) Типового положения охарактеризуем в общем, виде организацию и содержание деятельности спортивной школы (ДЮСШ, СДЮШОР), которые должны быть конкретизированы в ее уставе как регулирующем нормативно-правовом документе.
Острая необходимость в организации дополнительного образования продиктованы тем, что в современном вузе у студентов наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной, которого является недостаточное количество занятий физической культуры, большая наполняемость групп, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности студентов для занятий физической культурой и спортом т.к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям. Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность студентов.
Проблеме организации дополнительного образования студентов посвящены научные исследования. Однако, в указанных работах вопросы организации дополнительного образования вузов раскрыты не в полном объёме, поэтому изучение этого вопроса позволит увеличить двигательную активность студентов.
Данная проблема зависит, прежде всего, от успешной разработки теоретических основ и практической технологии в организации дополнительного образования в сфере физической культуры, спорта и туризма.
При поступлении в вуз происходит ломка динамического стереотипа, сложившегося за школьный период воспитания, что приводит к нарушению состояния здоровья, наиболее выражено у первокурсников. Один из способов выйти из сложившийся ситуации - это привлечение студентов в секции, тренажерные залы, спортивные клубы. Но у студентов недостаточно сформировано собственное представление о режиме дня и графике свободного времени. Особенно важным является изменение учебно-воспитательного процесса с таким расчётом, чтобы в любой секции, спортивном клубе, спортивной школе учебно-тренировочные занятия способствовали не только интеллектуальному развитию студента, но и сохраняли физическое и соматическое здоровья. Чтобы занятия не снижали, а повышали адаптивные способности студентов, увеличивали резервы их здоровья. Для решения этой задачи учебно-тренировочные занятия должны иметь ярко выраженную инструктивную направленность.
В процессе совершенствования дополнительного образования в сфере физической культуры, спорта и туризма нужны следующие условия:
- улучшить финансирования, привлечения кадров, повысить заработную плату, избегать хроническое недофинансирования;
- экономические, заменить платные услуги бесплатными, использовать материальные и нематериальные активы государственных образовательных учреждений в целях повышения личных доходов различных категорий работников образовательных учреждений (спонтанная приватизация);
- организационно-управленческие, с несоответствием между продекларированной самостоятельностью и автономностью учебных заведений и стремлением многоуровневой управленческой надстройки сохранить "управляемость" системы образования;
Таким образом, анализ ответов преподавателей физкультуры по вопросам анкеты показал отсутствие единого мнения о содержании, организации, и совершенствовании дополнительного образования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Собственный опыт работы по данному направлению позволяет утверждать, что дополнительное образования по физической культуре, вузов повышают интерес к предмету "физическая культура", способствуют повышению физической подготовленности и воспитанию самостоятельности, чувства ответственности.
В результате можно сделать следующие выводы:
- Дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта на современном веке информатизации является необходимым условием для укрепления и сохранения физического здоровья молодого поколения. Оно имеет ведущее значение в процессах воспитания личности ребенка и обладают широкими возможностями, направленными на социализацию и личностное развитие детей, способствуют повышению личных показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Оно осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека. Ключевой социокультурной роли дополнительного образования является, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза.
- Анализ учебных планы общеобразовательных школ показал, что для внеурочных занятий по спортивно-оздоровительному направлению в начальных классах отводится 18 % часов от всего объема внеурочных часов, а в 5-10 классах 17,7 %. Среди занятий данного направления 40% занимают виды, которые исключают двигательную активность детей (шахматы, логопедия, уроки здоровья, ОБЖ, биология и здоровье, и т.д.).