Файл: Бюджетный дефицит рф udc 33. 336. 1 Budget deficit of the.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

111
http://mid-journal.ru
№2(5) 2017
Молодой исследователь Дона
УДК 33.336.1
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ РФ
UDC 33.336.1
BUDGET DEFICIT OF THE
RUSSIAN FEDERATION
М. А. Мацегорова
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская
Федерация marinamacegorova@mail.ru
M. A. Matsegorova
Don State Technical University, Rostov-on-Don,
Russian Federation marinamacegorova@mail.ru
Рассматривается государственный бюджет
Российской Федерации. Особое внимание уделяется бюджетному дефициту, представлены причины его возникновения, описаны последствия дефицитного состояния бюджета.
The article considers the state budget of the
Russian Federation. Special attention is given to budget deficit; the reasons of its formation as well as the consequences are presented.
Ключевые слова: государственный бюджет, дефицит, экономика, планирование, источники финансирования.
Keywords: state budget, deficit, economics, planning, financing sources.
Введение. Важнейшей функцией государства является регулирование экономической структуры общества. Основой данного регулирования является финансовый механизм, который определяется в соответствии с экономической политикой государства. Главным инструментом, позволяющим государству осуществлять социальное и экономическое регулирование, является финансовая система общества. Центральное место в этой системе занимает государственный бюджет.
Основная часть. Государственный бюджет — это финансовый план доходов и расходов страны на определенный период времени (обычно на один год). Государственный бюджет включает в себя две взаимозависимые части: доходную и расходную. Доходная часть отражает денежные средства, поступающие в бюджет на безвозмездной основе и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходная часть определяет цели, на которые поступившие денежные средства планируется потратить [1].
Разница между доходной и расходной частью составляет сальдо государственного бюджета. Целью правительства является балансирование расходной и доходной части, при котором сальдо будет равно нулю. Если доходы государства превышают расходы, сальдо считается положительным (профицит государственного бюджета). Если же расходная часть превышает доходную, то в бюджете данной страны преобладает дефицит и сальдо является отрицательным.
Дефицит бюджета ― ситуация, которая наиболее часто встречается в экономике. При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер бюджетного дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.
Размер бюджетного дефицита субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов


112
http://mid-journal.ru
№2(5) 2017
Молодой исследователь Дона
бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер бюджетного дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта
Российской Федерации.
Экономисты считают, что отсутствие положительного бюджетного сальдо не всегда связанно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства по осуществлению крупных государственных вложений в развитие отраслей хозяйства для достижения прогрессивных сдвигов общественного производства.
С другой стороны, дефицит бюджета может отражать кризисные ситуации в экономике страны, ухудшать показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования
РФ, нарушать экономические связи внутри страны и за ее пределами. Для исключения кризисных ситуаций необходимо принимать своевременные меры по стабилизации экономики, состоящие в реформировании кредитно-финансовой системы и корректировке бюджетной политики [2].
Считается, что допустимое и наименее опасное значение бюджетного дефицита не должно превышать 2‒3% суммы доходов. Такой дефицит считается временным. Бюджетный дефицит, составляющий до 10% суммы доходов, ― допустимый. При достижении же указанным показателем значения 20% дефицит становится критическим.
Наличие дефицита бюджета, как правило, считается явлением негативным, но это не всегда так. Бюджеты большинства государств в настоящее время являются дефицитными. Если государство будет стремиться ежегодно принимать бюджет без дефицита, то в будущем это усугубит циклическое колебание экономики за счет того, что сократятся важные затраты и повысятся налоговые поступления. Поэтому при планировании государственного бюджета на будущий год следует учитывать как текущие задачи страны, так и ее долгосрочные приоритеты.
Существует множество причин для возникновения дефицитного состояния у бюджета страны. Это ситуации чрезвычайного характера, такие как стихийные бедствия, катастрофы, войны, массовые беспорядки; спад общественного производства; рост «теневого» сектора экономики; рост предельных издержек общественного производства; возросшие затраты на оборону государства; несовершенство налоговой политики; коррупция в государственном секторе
[3].
Если вышеперечисленные причины возникновения дефицита будут активно проявляться в государстве, это приведет к уменьшению налоговой базы страны, сокращению производства и получаемой прибыли, следовательно, уменьшатся и поступления в бюджет.
Если государство на очередной год принимает бюджет с дефицитом, то оно должно планировать источники его финансирования. К таким источникам относят [4]:

внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в


113
http://mid-journal.ru
№2(5) 2017
Молодой исследователь Дона
иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
В России уровень бюджетного дефицита планировался в размере 2,8% от ВВП, согласно данным проекта закона о бюджете на 2016 год, представленным Министерством финансов РФ [5].
Доходы бюджета на 2016 год запланированы в размере 13,577 трлн руб., расходы — 15,761 трлн руб. При этом в бюджет заложен прогнозируемый объем ВВП в размере 78,673 трлн руб. и уровень инфляции, не превышающий 6,4%. Нормативная величина Резервного фонда указана в сумме 5,507 трлн руб., верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2017 года
— 8,999 трлн руб., верхний предел государственного внешнего долга на 1 января 2017 года —
$55,1 млрд или 49,2 млрд евро.
Заключение. В результате проведенного исследования выявлено, что Правительство
Российской Федерации временно отказалось от среднесрочного планирования и подготовило проект бюджета только на 2016 год. Такое решение было принято в связи с непредсказуемым развитием ситуации на мировых рынках.
Библиографический список.
1.
Ачаповская, М. З. Экономическая теория / М. З. Ачаповская. — Минск : ФУАинформ,
2015. — 431 с.
2. Кобзева, Е. А. Бюджетный дефицит: понятие, причины возникновения и способы его преодоления / Е. А. Кобзева // Научное сообщество студентов XXI столетия : сб. трудов XV междунар. студ. науч.- практ. конф. — Новосибирск, 2013. — С. 286‒291.
3. Астапов, К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России /
К. Астапов // Мировая экономика и международные отношения. — 2014. — № 2. — С. 26‒35.
4. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации / И. М. Александров. ―
Москва : Дашков и К, 2014. ― 486 с.
5. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2015 и 2016 годов : федеральный закон № 349-ФЗ от 02.12.2013 [Электронный ресурс] / Государственная Дума РФ ;
Совет Федерации Фед. собр. РФ // Консультант Плюс. ― Режим доступа : http://www.consultant.ru
(дата обращения : 03.05.16).