Файл: Методическое пособие для подготовки к контрольной работе и практическим занятиям по дисциплине Основы экологии и энергосбережения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
информатики и радиоэлектроники»
Кафедра экологии
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Методическое пособие
для подготовки к контрольной работе и
практическим занятиям по дисциплине
«Основы экологии и энергосбережения»
для студентов всех специальностей БГУИР
заочной формы обучения
Минск БГУИР 2010
УДК [502.12+621.311.16](075.80)
ББК 20.1я73+31.19я73
О-75
С о с т а в и т е л и :
И. И. Кирвель, Н. В. Цявловская, М. А. Бобровничая,
В. И. Камлач
О-75 Основы экологии и энергосбережения: - метод. пособие для подготовки к контрольной работе и практ. занятиям для студ. всех спец. БГУИР заоч. формы обуч. /сост.
И. И. Кирвель [и др.] – Минск БГУИР, 2010. – 40 с.
Приведены варианты контрольных работ; методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы, методика решения задач.
ISBN 978-985-488-547-6
Пособие включает методические указания для подготовки к контрольной работе, а также варианты контрольных работ и список литературы для самоподготовки. На примерах показана методика решения контрольных задач.
УДК [502.12+621.311.16](075.80)
ББК 20.1 я 73+31.19я73
ISBN 978-985-488-547-6 © УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………….……….. ….…..……4
1.1. Методические указания к изучению дисциплины
и выполнению контрольной работы………..………..…..…….………...…5
1.2. Задания к контрольной работе …………..……….………..…………..6
2.1. Контрольные вопросы ..…………..…..……………..………………….7
2.2. Контрольные задачи…………………………………………………….10
Литература…………..…………..…………………………………….……..35
Введение
Задача дисциплины «Основы экологии и энергосбережения» изучение вопросов обеспечения устойчивого развития и научно-инженерных способов охраны окружающей среды, а также проблем эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
Изучение дисциплины предполагает тесную интеграцию знаний об охране окружающей среды и энергосбережении, основанный на мировом опыте и государственной политики с предметами профессиональной подготовки, позволяющую предвидеть и решать проблемы экологии и энергосбережения в рамках индивидуальной специализации студентов. В задачи дисциплины входит:
– обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде и использованию энергоресурсов, в том числе и в его профессиональной деятельности;
– ознакомить с основными экологически чистыми ресурсо- и энергосберегающими технологиями, методами и способами природопользования, приоритетными направлениями энергосбережения по различным отраслям народного хозяйства;
В результате изучения дисциплины «Основы экологии и энергосбережения» студент должен
знать:
– закономерности функционирования экологических систем, их структурно-функциональные особенности, включая потоки энергии и круговороты веществ;
– последствия антропогенного воздействия на природу, состояние и проблемы природной среды Беларуси;
– место и роль человека в системе «человек – окружающая среда», опасные факторы природного и техногенного происхождения;
– вопросы производства, распределения и потребления энергии, экономику энергетики, экологические аспекты энергосбережения;
уметь:
– оценивать специфику экологических и энергосберегающих подходов к организации современного промышленного производства;
– анализировать взаимозависимость между деятельностью человека, состоянием окружающей среды и здоровьем нации, а также хозяйственно-экономические механизмы, определяющие степень антропогенного воздействия на природную среду;
применять:
– приемы выявления и внедрения новых энергоэффективных технологий, а также нетрадиционных и экологически чистых энергоисточников в различных отраслях народного хозяйства.
Итоговый контроль – зачет.
1.1. Методические указания к изучению дисциплины и выполнению
контрольной работы
Основным методом изучения дисциплины является самостоятельная работа с литературой. При этом рекомендуется конспектировать наиболее значимые положения, подходы, утверждения и определения. Конспект поможет систематизировать усваиваемый материал и окажется полезным при подготовке к зачету. В случае возникновения затруднений при выполнении контрольной работы студент может обратиться за помощью к своему преподавателю. График консультаций преподавателя-консультанта вывешивается на доске объявлений кафедры экологии.
Контрольная работа оформляется на листах формата А4. На титульном листе должны быть указаны имя и фамилия студента, номер группы и номер варианта (табл. 1. 1). Выполнение контрольной работы необходимо начинать с ответов на теоретические вопросы, а затем приступать к решению задач. Следует полностью записать номер вопроса (задачи), его (ее) содержание и только затем приступать к ответу. Объем ответа на один контрольный вопрос должен составлять не более 3 - 4 листов А4. Два контрольных вопроса и решение двух задач оформляются и сдаются на проверку на одном бумажном носителе (для ДО допускается электронная версия). Для ДО два контрольных вопроса и решение двух задач – это объем двух контрольных работ.
При неверных или неполных ответах, ошибках в решении задач и т. п. работа возвращается студенту на доработку. Доработку следует производить на чистых страницах той же работы в виде правильного ответа или нового решения задачи. В случае достаточно качественного выполнения работы на титульном листе делается надпись «Допущен к защите». Студент допускается к сдаче зачета только при наличии контрольной работы.
Таблица 1.1
Номера вариантов
Последняя цифра шифра | Предпоследняя цифра шифра | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
3 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
4 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
5 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
6 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
9 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
0 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
1.2. Варианты контрольных работ
Вариант контрольной работы выбирается на основании шифра зачетки студента (табл. 1.1). Номера теоретических вопросов и типы контрольных задач для каждого варианта контрольной работы указаны в таблице 1.2
Номера контрольных вопросов указаны в таблице 1.2, номера контрольных задач указаны в таблице 1.3.
Таблица 1.2
Варианты контрольной работы
Номер варианта контр. работы | Номер теор. вопросов | Типы контр. задач (вариант данных для расчета) | Номер варианта контр. работы | Номер теор. вопросов | Типы контр. задач (вариант данных для расчета) |
1 | 1, 59 | I (1); VI (5) | 31 | 31, 59 | V (6); IХ (11) |
2 | 2, 58 | I (2); VI (6) | 32 | 32, 29 | V (7); IХ (12) |
3 | 3, 57 | I (3); VI (7) | 33 | 33, 28 | V (8); Х (1) |
4 | 4, 56 | I (4); VI (8) | 34 | 34, 27 | VI (2); Х (2) |
5 | 5, 55 | I (5); VI (1) | 35 | 35, 26 | VI (3); Х (3) |
6 | 6, 54 | I (6); VII (1) | 36 | 36, 25 | VI (4); Х (4) |
7 | 7, 53 | I (7); VII (2) | 37 | 37, 24 | Х (5); VIII (4) |
8 | 8, 52 | I (8); VII (3) | 38 | 38, 23 | Х (6); VIII (5) |
9 | 9, 51 | II (1); VII (4) | 39 | 39, 22 | Х (7); VIII (6) |
10 | 10, 50 | II (2); VII (5) | 40 | 40, 21 | Х (8); VIII (7) |
11 | 11, 49 | II (3); VII (6) | 41 | 41, 20 | Х (9); VIII (8) |
12 | 12, 48 | II (4); VII (7) | 42 | 42, 19 | Х (10); VIII (9) |
13 | 13, 47 | II (5); VII (8) | 43 | 43, 18 | Х (11); VIII (10) |
14 | 14, 46 | II (6); VII (9) | 44 | 44, 17 | Х (12); VIII (11) |
15 | 15, 45 | II (7); VII (10) | 45 | 45, 16 | ХI (1); VIII (12) |
16 | 16, 44 | II (8); VII (11) | 46 | 46, 15 | ХI (2); II (3) |
17 | 17, 43 | III (1); VII (12) | 47 | 47, 14 | ХI (3); II (4) |
18 | 18, 42 | III (2); VII (13) | 48 | 48, 13 | ХI (4); II (5) |
19 | 19, 41 | III (3); VII (14) | 49 | 49, 12 | ХI (5); II (6) |
20 | 20, 40 | III (4); VIII (1) | 50 | 50, 11 | ХI (6); II (7) |
21 | 21, 39 | III (5); IХ (1) | 51 | 51, 10 | ХI (7); II (8) |
22 | 22, 38 | III (6); IХ (2) | 52 | 52, 9 | ХI (8); III (1) |
23 | 23, 37 | III (7); IХ (3) | 53 | 53, 8 | ХI (9); III (2) |
24 | 24, 36 | III (8); IХ (4) | 54 | 54, 7 | ХI (10); III (3) |
25 | 25, 35 | IV (1); IХ (5) | 55 | 55, 6 | ХI (11); III (4) |
26 | 26, 34 | V (1); IХ (6) | 56 | 56, 5 | ХI (12); III (4) |
27 | 27, 33 | V (2); IХ (7) | 57 | 57, 4 | ХI (13); III (5) |
28 | 28, 32 | V (3); IХ (8) | 58 | 58, 3 | ХI (14); III (6) |
29 | 29, 31 | V (4); IХ (9) | 59 | 59, 2 | VIII (2); III (7) |
30 | 30, 60 | V (5); IХ (10) | 60 | 60, 1 | VIII (3); III (8) |
2.1. Контрольные вопросы
-
Предмет, цели и задачи дисциплины «Основы экологии и энергосбережения», суть понятий «экология», «энергосбережение». -
Биосфера, ее характеристика, область распространения. Ноосфера как новый этап в эволюции биосферы. -
Основные этапы в истории взаимоотношений общества и природы (древнекаменный, новокаменный, промышленный, этап НТР), их отличительные эколого-экономические особенности. -
Определение понятий «экологическая система», «биогеоценоз», их основное различие. -
Биохимический круговорот веществ в природе как основа динамической устойчивости, сбалансированности природных процессов. -
Естественные и искусственные факторы, воздействующие на биосферу Земли. Основные причины образования отходов производства. -
Характеристика экономического, эколого-экономического и социально-экономического принципов природопользования на различных стадиях развития общества. -
Характеристика концепции экономического развития с учетом охраны природы. -
Эколого-экономическое значение природных ресурсов. Классификация природных ресурсов по их происхождению, исчерпаемости и возобновляемости. -
В чем суть балльной оценки природных ресурсов как природно-ресурсного потенциала страны? Укажите основной недостаток этой системы оценки. -
Методы определения экономической оценки природных ресурсов. -
Природные ресурсы Республики Беларусь (топливно-минеральные ресурсы, горно-химическое сырье, строительные материалы, минеральные подземные воды и др.). -
Атмосфера как газовая среда, окружающая Землю. Отличительные особенности и характеристики атмосферных слоев. Защитная роль атмосферы. -
Экологическое значение атмосферы. Использование атмосферного воздуха как природного ресурса в народном хозяйстве (производимая продукция). -
Естественное (природное) и антропогенное (техногенное) загрязнение атмосферы. Особенности глобального загрязнения атмосферы. -
Важнейшие негативные последствия загрязнения атмосферы. -
Гидросфера. Химический состав воды. Максимальная концентрация растворенных солей в пресной, солоноватой и соленой воде. Примерный объем водных ресурсов Земли, процентное содержание в нем пресных вод и вод, пригодных для водопользования. Перспективные источники пресной воды на Земле. -
Экологическое и хозяйственное значение водных ресурсов. Основные источники загрязнения гидросферы (производства, предприятия). Химическое, физическое и биологическое загрязнение, их характеристика. Тяжелые металлы и их соединения как загрязнители, наносящие водоемам наибольший вред. Основные источники радиоактивного загрязнения, его негативные последствия. -
Литосфера как верхняя часть земной коры. Социально-экономическое значение земельных ресурсов. -
Основные причины, приводящие к сокращению пахотных земель, снижению их плодородия и качества сельхозпродукции. -
Основные причины и источники загрязнения почв. Состав загрязнителей, наиболее опасных для человека и биосферы в целом. Возможные негативные последствия загрязнения литосферы. -
Экологическое и социально-экономическое значение животного и растительного мира. Лес как важнейший растительный ресурс, его эколого-экономическая роль. -
Минеральные ресурсы как основа индустриального развития общества и НТП. Топливно-энергетическая и рудная группы полезных ископаемых. Горно-химическое сырье и минерально-строительные материалы, области их использования. -
Система управления природопользованием и охраной окружающей среды (органы управления, объекты управления, правовая основа управления). -
Мониторинг в области окружающей среды (локальный, национальный, многонациональный). Определение, цель. -
Экологическая экспертиза, ее содержание (определение), цель, виды. -
Экологическое нормирование и оценка качества окружающей среды, его технологическая, научно-техническая и санитарно-гигиеническая составные части. Понятие о ПДК, ПДВ, ПДС и др. -
Рыночное регулирование как новый экономический механизм в природоохранной деятельности. Понятие о рынке разрешений (лицензий) или торговля правами на выбросы. -
Основные виды ущерба от загрязнения и истощения природной среды (экологический, экономический, социальный), их суть. -
Экономическая и социальная эффективность (результативность) природоохранных мероприятий. Принцип определения экономической и социальной эффективности. -
Наиболее актуальные глобальные экологические проблемы. -
Основные причины изменения климата Земли, разрушения озонового слоя, истощения природных ресурсов. Возможные последствия этих изменений. -
Региональные экологические проблемы. Понятие о зонах экологического бедствия. Экологические проблемы Южного Урала, Казахстана, Аральского моря, озера Байкал. -
Наиболее актуальные экологические проблемы Беларуси. Социально-экономические последствия негативного антропогенного воздействия на экологию республики. -
Основные принципы защиты окружающей среды от загрязнения на современном этапе и в перспективе. Пассивные методы защиты окружающей среды от загрязнения. -
Способы обеззараживания и захоронения отходов, применяющиеся в настоящее время в мировой практике. -
Методы и средства защиты воздушного бассейна от загрязнений (сухие пылеуловители, мокрые пылеуловители). Методы очистки промышленных выбросов от газообразных примесей (абсорбция, адсорбция, окклюзия, хемосорбция и др.). Принципы их работы. -
Организационно-планировочные, технологические и санитарно-технические методы и средства защиты водных ресурсов от загрязнения. Суть механической, химической и биологической очистки сточных вод. -
Принципы рационального использования и охраны недр Земли (полезных ископаемых). -
Цель создания заповедников, заказников, национальных парков. Основные их различия и задачи. -
Международное сотрудничество в природоохранной деятельности как объективная необходимость решения глобальных экологических проблем. -
Восполняемые и невосполняемые энергетические ресурсы. -
Классификация первичной энергии. -
Виды топлива, их состав и теплота сгорания. -
Основные типы электростанций. -
Потери электроэнергии при транспортировании. -
Тепловые сети. Потери тепла при транспортировке. -
Графики электрических и тепловых нагрузок. -
Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую. -
Структура энергопотребления в Республике Беларусь. -
Ветроэнергетика. -
Обращение с отходами. Классы опасности. Способы переработки. -
Малая гидроэнергетика. -
Аккумулирование тепловой энергии. -
Методы и приборы регулирования, контроля и учета потребления энергоресурсов. -
Способы обеззараживания и захоронения отходов, применяющиеся в мировой практике. -
Специфические экономические проблемы ядерной энергетики. -
Рациональные системы отопления зданий и сооружений. Повышение эффективности систем отопления. -
Рациональное использование электрической и тепловой энергии в бытовых целях. -
Энергетика, энергосбережение и энергетические ресурсы. Основные понятия.