Файл: Античность это цивилизация, созданная древними греками и римлянами, которая продлилась с viii в до н э. вплоть до падения Западной Римской империи в v в н. э более 1200 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Всеобщая история


Группа 22ГУ112в
Студент
И.Г.Гуртикова


МОСКВА 2023

1. Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации?

Античность — это цивилизация, созданная древними греками и римлянами, которая продлилась с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э. - более 1200 лет.

Отличительная черта Античности - это новое восприятие мира, в котором происходит полный распад родовых отношений и на первый план выдвигается отдельно взятый человек. Искусство обращает свой взор к реальной, повседневной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм.

Этот период делится на два этапа:

1. Древнегреческая.

2. Римская.

Античная цивилизация, также, как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она возродилась непосредственно из первобытности, а не на основе предыдущей цивилизации.

Античное общество развивалось очень динамично, так как с самого начала в нем происходила борьба между рабским крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Главной причиной этого является бурное развитие ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу народа [1].


В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия -- демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны [3].

Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации.

2. Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства?

Полис – это особый вид общины, который состоял из крестьян-земледельцев и городских жителей.

Главные неотъемлемые черты полиса:

 античная форма собственности, в которой присутствовала, как государственная, так и частная, причем частная была опосредована государственной.

 присутствовал институт гражданства - население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий его жителей;

 отношение граждан к военной организации полиса;

 формы самоуправления гражданского коллектива, благодаря народному собранию, которое объединяло исключительно граждан, учитывалось волеизъявление каждого гражданина полиса;



 стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса [2].

Таким образом, можно сказать, что каждый член полиса одновременно являлся и гражданином, и собственником, и воином.

Только граждане полиса имели право:

 владеть землей и распоряжаться ею на территории полиса;

 участвовать в военной и политической организации полиса.

Все члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, представляли собой сплоченный и замкнутый коллектив, строго сохранявший и контролирующий все права и привилегии своих членов.

Сельское хозяйство являлось главной сферой деятельности членов полиса. Поэтому основой экономики классического полиса являлось в большей степени сельское хозяйство.

Для своего времени древнегреческий полис был наиболее совершенной формой организации господствующего класса, главным преимуществом которого была широта и устойчивость его социальной базы [2].

3. В чём сущность рабовладельческого общества и специфика применения рабского труда?

Возникновение и развитие рабовладельческих отношений в различных странах происходило по-разному, но вместе с тем имелись общие для всех стран и народов основные экономические условия, которые способствовали переходу к соответствующему способу производства.

Среди этих условий выделим следующие:

 развитие производительных сил достигает такого уровня, когда становится возможным создание не только необходимого, но и прибавочного продукта;

 появление индивидуального хозяйства и частной собственности на средства производства;

 развитие имущественного неравенства, выделение в общинах богачей и зажиточной верхушки, которая имела крупное хозяйство и нуждалась в дополнительной рабочей силе [7].

В различных формах рабской зависимости различают два основных типа рабства:

1) раннее, или патриархальное, рабство, связанное с натуральным видом хозяйства:

2) античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями.

Рабовладельческое общество возникло с развитием товарно-рыночных отношений. В данный период торговля людьми была на законодательном уровне. Также официально было прописано разрешение на полное владение рабами и возможность совершать с ними любые действия.

Выделяются основные черты рабовладельческого общества:

 раб является полной собственностью хозяина, также как его достижения и результаты труда;


 раб не владеет орудием производства;

 раб принудительно трудится на хозяина;

 он не имеет юридического и правового голоса в обществе и не защищен законом;

 разрешение на замужество или женитьбу дает только хозяин;

 сферу деятельности выбирает только владелец рабов [7].

К патриархальному рабству относится домашнее рабство, в него входило много производственных процессов (молотьба, помол зерна, уход за скотом). Поэтому использование труда раба в «домашнем хозяйстве» свидетельствует не о суженном применении рабского труда в примитивном хозяйстве, а, наоборот, о его широком распространении. Одной из характерных черт патриархального рабства было совместное участие рабовладельца и его раба (или рабов) в трудовом процессе. Античное рабство отличается от патриархального тем, что в большей степени юридически закрепляло отчуждение личности раба, как это следует из сравнения римского законодательства с древневосточными судебниками

На Западе и Востоке рабство развивалось по одним и тем же законам, и самые разнообразные формы рабства встречаются и на Западе, и на Востоке. В одной и той же стране в одно и то же время обычно сосуществовали разные формы эксплуатации рабов. Как на первом, так и на втором этапах развития Р. с. основные базисные признаки рабства одни и те же, различны лишь их внешние формы [7].
4. Что общего и в чём специфика социального и политического устройства древних Афин и Спарты?

К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее

значительных города-государства - Спарта и Афины.

Пути развития этих государств были различны.

Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер;

торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая

на примерно равные участки (клеры) и находившаяся у отдельных семей

спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и

владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли

обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам

населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения

илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В

Спарте существовала также особая категория неполноправного населения –


периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты). Их

положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на

основе частной собственности и занимались не только земледелием, но

ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.

К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее

значительных города-государства - Спарта и Афины.

Пути развития этих государств были различны.

Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер;

торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая

на примерно равные участки (клеры) и находившаяся у отдельных семей

спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и

владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли

обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам

населения - илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения

илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В

Спарте существовала также особая категория неполноправного населения –

периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты). Их

положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на

основе частной собственности и занимались не только земледелием, но

ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.

Между древнейшими государственными образованиями есть много общего. Как Спарта, так и Афины представляли собой города, обладающие собственной системой управления. Они вступали в союзы со своими соседями, участвовали в военных походах. В них сформировались собственные принципы существования, которые разделялись населением. Как Спарта, так и Афины вошли в состав Римской империи в 146 году до Новой эры, однако сохранили право на самоуправление.

Тем не менее, внутренний уклад данных государственных образований был абсолютно разным. Афины – это образец демократии, где все решения проходили одобрение народного собрания. В Спарте власть принадлежала двум царям, которые действовали единолично. В Афинах люди обладали личной свободой: как демос, так и аристократы. Рабов было мало, и в основном они происходили из числа народов, потерпевших поражение в войнах. В Спарте все люди делились на рабов (илотов) и воинов, обладавших свободой [4].

Афины подарили миру такие достижения, как Олимпийские игры, философия, риторика, поэзия. В Спарте происходил искусственный отказ от данных «излишеств», состязания на потеху публики были запрещены. Формально не существовало частной собственности, всё принадлежало общине. Стоит заметить, что общеизвестный принцип сбрасывания слабых младенцев со скалы существовал не только в Спарте, но и в Афинах.