Файл: Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплинеГеология программы подготовки специалистов среднего звена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Унифицированная форма
№ СМК.11.ДП.ОР.237.002-16 от12.04.2016г.№ 26-п
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАЗПРОМ ТЕХНИКУМ НОВЫЙ УРЕНГОЙ»
Сборник методических указаний
для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплине«Геология» программы подготовки специалистов среднего звена
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
Новый Уренгой 2017

Методические указания для выполнения практических работ разработаны в соответствии рабочей программой учебной дисциплины «Геология» на основе
ФГОС СПО по специальностям 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»,
21.02.03
«Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» и содержат требования по подготовке, выполнению и оформлению результатов практических работ.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
РАЗРАБОТЧИК:
Денис Владимирович Сборщиков, преподаватель профессионального цикла
Данные методические указания являются собственностью ©
ЧПОУ «Газпром техникум
Новый Уренгой»
Рассмотрены на заседании кафедры нефтегазовых специальностей и рекомендованы к применению
Протокол № о т «
/У ?-*
ООУ'/г
Зав. кафедрой Н Г С _
Зарегистрирован в реестре учебно-программной документации.
Регистрационный номерк у
2

3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………… 4 1
Порядок выполнения практических работ ……………………………….
8 2
Требования к оформлению отчетов ………………………………………
9 3
Критерии оценки практических работ……………….…………….………
10 4
Практические работы………………………………………………………..
11 4.1
Практическая работа №1……………..……………………………………
11 4.2
Практическая работа №2
…………………………………………………..…… 17 4.3
Практическая работа №3
…………………………………………………..….. 40 4.4
Практическая работа №4
…………………………………………………..….. 51 4.5
Практическая работа №5
…………………………………………………..….. 63 4.6
Практическая работа №6
…………………………………………………..….. 71
Лист согласования……………………………………………………………………… 79

4
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Методические указания по дисциплине «Геология» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования, краткими теоретическими и учебно- методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на учебном занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Выполнение практических работ направлено на достижение следующих
целей:
– обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
– формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины.
Предусмотрено проведение шести практических работ для студентов очной формы обучения.


5
Образовательные результаты, подлежащие проверке в ходе
выполнения практических работ – в совокупности практические работы по учебной дисциплине «Геология» охватывают весь круг умений и знаний, перечисленных в рабочей программе УД «Геология» и во ФГОС СПО по специальностям 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ».
Выполнение практических работ направлено на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

6
ПК 3.1 Осуществлять текущее и перспективное планирование и организацию производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях
ПК 3.2 Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на нефтяных и газовых месторождениях
ПК 3.3 Контролировать выполнение производственных работ по добыче нефти и газа, сбору и транспорту скважинной продукции.
У 1 Вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков
У 2 Читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки
У 3 Определять по геологическим, геоморфологическим, физико- графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород
Зн 7 Структуру и текстуру горных пород
Зн 8 Физико-химические свойства горных пород
Зн 9 Основы геологии нефти и газа
Зн 12 Основные минералы и горные породы
Зн 15 Основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства
Зн 16 Основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых
Зн 18 Способы и средства изучения и съемки объектов горного производства
Зн 19 Методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения
Зн 20 Методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно


7 не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать в открытом информационном пространстве Техникума.
Желаем Вам успехов!!!

8
1 Порядок выполнения практических работ
1. Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным.
Необходимо заранее изучить методические указания для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Геология». Обратить внимание на цель занятия, порядок выполнения практической работы, краткие теоретические сведения по рассматриваемой проблеме, основные вопросы для подготовки к занятию.
2. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для практических работ в клетку
3. После выполнения работы студент представляет письменный отчет.
4. Студент должен защитить практическую работу индивидуально.
Подвести итог и сформулировать основные выводы.

9
2 Требования к оформлению отчетов
Каждый студент ведет рабочую тетрадь по практическим работам, оформление которой должно отвечать требованиям, основные из которых следующие:
– на титульном листе указывают предмет, курс, группу, фамилию, имя, отчество студента;
– каждую работу нумеруют в соответствии с методическими указаниями, указывают дату выполнения работы;
– в рабочую тетрадь полностью записывают название работы, цель, кратко характеризуют ход работы;
– в конце каждой работы делают вывод или заключение, которые обсуждаются при защите работы. Проведение практических работ включает в себя следующие этапы:
– постановку темы занятий и определение задач практической работы;
– определение порядка практической работы или отдельных ее этапов;
– непосредственное выполнение практической работы студентами и контроль за ходом занятий;
– подведение итогов практической работы и формулирование основных выводов.

10
3 Критерии оценки практических работ
№ п/п
Критерии оценки Метод оценки
Работа выполнена
Работа выполнена не полностью
Работа не выполнена
Высокий уровень
3 балла
Средний уровень
2 балла
Низкий уровень
1 балл
1
Правильность и самостоятельнос ть выполнения всех этапов практической работы
Наблюдение преподавател я
Практическая работа выполнена самостоятельно и правильно
При выполнении практической работы обучающийся допускал незначительные ошибки, часто обращался за помощью к преподавателю
Практическая работа не выполнена.
Обучающийся выполнял работу только с помощью преподавателя и других обучающихся
Обучающийся не имеет конспекта и заготовки отчета по практической работе. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований
2
Наличие конспекта, материал которого соответствует теме практической работы Наличие заготовки отчета к практической работ
Наблюдение преподавател я
Имеется заготовка отчета к практической работе
Содержание конспекта полностью соответствует теме практической работ
Заготовка отчета имеется в наличии, но с недочетами, не полными таблицами и т.п.
Конспект имеется в наличии, но содержит не полный материал теме практической работы
3
Правильность оформления
Проверка работы
Оформление отчета соответствует требованиям
В оформлении незначительные недочеты и небольшая небрежность
Оценка
4–5 баллов
6–7 баллов
8–9 баллов
«удовлетворите льно»
«хорошо»
«отлично»


11
4 Практические работы №№ 1-6
Практическая работа № 1
Тема: «Методика определения и описания минералов»
Цель: углубление и закрепление полученных теоретических знаний по определению породообразующих минералов и их свойств.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с методами описания минералов.
2. Взять раздаточные коллекции.
3. Определить и провести описание согласно Таблице 1.2.
Краткие теоретические сведения по рассматриваемой проблеме:
Для определения минералов существует множество методов, требующих специальных знаний, приборов, лабораторий (кристаллографический, рентгеноструктурный, химический, оптический и т.д.). Но известен и более простой – макроскопический метод определения минералов путём наблюдения легко различимых (внешних) признаков. Определение минерала будет более качественным и достоверным, если определено наибольшее число внешних признаков, и наблюдения выполнены с максимальной точностью.
Безошибочное узнавание породообразующих минералов основывается на знании их внешних свойств, в том числе:
– физического состояния (кристаллическое, аморфное, землистое, жидкое, газообразное);
– кристаллической формы (сингонии: кубическая, гексагональная, тетрагональная, тригональная, ромбическая, моноклинная);
– цвета минералов и цвета черты;
– прозрачности (прозрачный, полупрозрачный, непрозрачный);
– блеска (матовый, перламутровый, стеклянный, металлический);
– спайности (весьма совершенная, совершенная, несовершенная);
– излома (раковистый, занозистый, неровный, шероховатый);
– удельного веса;
– твердости;
– особых свойств (вкус, запах, реагирование с кислотой, растворимость в воде, флюоресценция, температура плавления).
Минералы встречаются в природе во всех агрегатных состояниях: жидкие (вода), газообразные (природные газы), но большинство минералов – твёрдые тела.

12
Иногда минеральное вещество представляет собой скопление молекул, атомов или ионов, расположенных беспорядочно. Такие минералы аморфны и внешне напоминают стекло или пластмассу (опал, аморфный магнезит). В каждой точке образца они проявляют одинаковые свойства.
В большинстве случаев частицы располагаются в строгом порядке и образуют кристаллические решётки. Такие вещества более устойчивы на поверхности Земли, их свойства однородны только по параллельным направлениям (кварц).
Для формы кристалла важны условия его развития: температура, давление, поступление химических веществ. При идеальных условиях все грани растут равномерно, но в природе чаще получаются неправильные искажённые формы – зёрна.
Кристаллы и зёрна минералов редко бывают одиночными, чаще они образуют закономерные или случайные сростки – агрегаты (зернистые, землистые, волокнистые, натёчные, друзы, щётки, дендриты и т.д.).
Окраска минерала зависит от цвета химических элементов, входящих в его состав, от примесей, и может быть случайной. Цвет минерала лучше определять при дневном освещении, так как при электрическом освещении оттенок цвета меняется. Следует учесть также, что цвет минерала в сухом состоянии иной, чем при увлажнении, когда он приобретает более яркий, резковыраженый цвет. Поэтому в описании необходимо указать состояние влажности. При описании цвета минерала для большей точности следует пользоваться не более чем двумя словами, указывая основной цвет вторым словом.
«Зеленовато–чёрный» означает, что минерал чёрного цвета с зеленоватым отливом.
Обозначение цвета тремя словами и более лишь запутывает понятие о цвете минерала, описание теряет практический смысл.
Цвет черты – цвет тонкого порошка минерала, полученного при царапании краем образца по керамической плитке. Это свойство более постоянно, чем окраска самого минерала, может совпадать с ней (магнетит чёрный и черта у него чёрная), а может не совпадать (пирит латунно–жёлтый, а черта у него зеленовато–чёрная).
Прозрачность определяется наблюдением какого–либо предмета через тонкую пластинку минерала:
– через прозрачный минерал предмет виден во всех деталях (пластинчатый гипс –
«марьино стекло»);
– полупрозрачный минерал позволяет увидеть лишь его контур (флюорит);
– непрозрачные минералы совсем не просвечивают (роговая обманка).
Блеск – способность поверхности минерала отражать свет. Блески определяют на свежем сколе и делят на две большие группы, которые имеют подразделения:


13 металлические:
– собственно металлический – поверхность минерала блестит как полированное металлическое изделие (пирит на свежем сколе);
– полуметаллический – напоминает потускневшую поверхность металлического изделия (графит); неметаллические:
– стеклянный (кальцит);
– алмазный (галенит на свежем сколе);
– жирный (кварц молочный);
– перламутровый (слюды);
– шелковистый (хризотил–асбест);
– матовый (глинистые) и др.
Спайность – способность минерала раскалываться по определённым направлениям с образованием зеркальных граней. Степень её проявления зависит от внутреннего строения минерала:
– весьма совершенная – образец легко расщепляется на тонкие блестящие пластинки
(слюды);
– совершенная – при ударе молотком образец легко раскалывается по параллельным плоскостям (гипс);
– средняя – при ударе минерал одинаково часто раскалывается как по плоскостям спайности, так и по другим направлениям (полевые шпаты);
– несовершенная – проявляется только в виде редких небольших площадок на неровном фоне (апатит);
– весьма несовершенная (отсутствует) – образцы всегда раскалываются по неопределённым направлениям (кварц, пирит).
Спайность может проявляться по одному (слюды), двум (полевые шпаты), трём
(галит), четырём (флюорит) и шести (цинковая обманка) направлениям.
Излом характеризует поверхность разрыва при разрушении минерала:
– ровный (кальцит);
– неровный (авгит);
– зернистый (апатит);
– землистый (глинистые минералы);
– занозистый (гипс–селенит, актинолит);
– раковистый (халцедон, аморфные минералы – магнезит, опал);
– ступенчатый (полевые шпаты, исландский шпат).

14
Плотность (удельный вес) минералов – их важнейший диагностический признак.
Она зависит от атомного веса химических элементов, входящих в состав минерала. Приёмы точного определения плотности основаны на гидростатическом взвешивании в тяжёлых жидкостях, результаты исчисляются в г/см
3
, т/м
3
. Приближённое определение плотности производится сравнительным взвешиванием на руке.
Твёрдость – степень сопротивления минералов механическому воздействию:
– абсолютная твёрдость определяется в лабораторных условиях с помощью прибора склерометра путём вдавливания в образец алмазной пирамидки, измеряется в кг/см
2
;
– в полевых условиях проще и удобнее измерять относительную твёрдость, используя шкалу Мооса. Она состоит из 10 минералов эталонов, твёрдость которых известна и постоянна. Минералы расположены в шкале так, что каждый последующий минерал–эталон оставляет царапину на всех предыдущих. Ещё более удобным дополнением к шкале Мооса является шкала Разумовского, где минералы заменены предметами со сходной твёрдостью.
Таблица 1.1 – Шкала твердость
Относительная твердость, балл
Минерал-эталон
Абсолютная твердость, кг/см
2
Предметы заменители
1
Тальк
2,4
Мягкий карандаш
2
Гипс
36,0
Ноготь, алюминиевая проволока
3
Кальцит
109,0
Медная проволока
4
Флюорит
189,0
Гвоздь
5
Апатит
536,0
Стекло оконное
6
Ортоклаз
795,0
Нож стальной
7
Кварц
1120,0
Напильник
8
Топаз
1427,0
Нет заменителя
9
Корунд
2060,0
Сплав победит
10
Алмаз
10160,0
Нет заменителя
ОСОБЫЕ СВОЙСТВА характерны только для одного или нескольких минералов, поэтому являются важнейшими диагностическими признаками:
– гибкость (листочки благородного талька);
– упругость (листочки слюд);
– магнитность (магнетит);
– электропроводность (самородные минералы);