Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
ИНСТИТУТФИЛОСОФИИ
Кафедра психологии и конфликтологии
Допущен к защите
Руководитель
ст. преп. кафедры психологии
и конфликтологии
____________ Бережная Н.А.
«_____»_____________2021 г.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине: «Общая психология»
на тему: "Новые направления зарубежной психологии "
студента 1 курса группы ИФ−221 Петрова А. Д.
направления подготовки 37.03.01.02 «Психология»
(шифр и название направления подготовки)
специальности , 37.03.01.01 «Психология», 37.03.01.02 «психология профессиональной деятельности "37.03.01.03 «Психология профессиональной деятельности»
(шифр и название специальности)
Горбунова Е.А. __________
(Ф.И.О. студента) (подпись)
Руководитель задания
ст. преп. Бережная Н. А.________ ___________
(должность, ученое звание, ученая степень, ФИО) (подпись)
Члены комиссии:
доц. Левченко А. Е. __________ (фамилия и инициалы) (подпись)
Результаты защиты:
Количество баллов ___________
Оценка _____________________
Дата защиты __________ Номер и дата регистрации ___________________
Луганск 2022
1. Консультанты глав индивидуального задания:
Глава | Фамилия, инициалы и должность консультанта | Подпись, дата |
Работа над 1 главой | Ст. преп. Бережная Н.А. | |
2. Дата выдачи задания 10.09.21
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название этапов курсового проектирования | Примерный объем выполнения, % | Срок выполнения | Отметка руководителя в % и подпись |
1 | Выбор темы индивидуального задания. | | до 10.09.2021 | |
2 | Анализ литературы по теме работы, составление списка нормативных источников и литературы. Оформление списка в соответствии с требованиями ГОСТ. | 5% | 10.09.21 – 24.09.21 | |
3 | Определение проблемы и задач исследования, разработка содержания работы. | 5% | 25.09.21 – 01.10.21 | |
4 | Оформление «Введения». | 20% | 02.10.21 – 15.10.201 | |
5 | Работа над 1 главой. | 40% | 16.10.21 – 02.11.21 | |
6 | Оформление выводов к 1 главе. | 10% | 03.11.21 – 05.11.21 | |
7 | Оформление «Заключения». | 10% | 01.12.21 – 09.12.21 | |
8 | Предоставление завершенного и полностью оформленного индивидуального задания на кафедру, регистрация. | | до 10.12.21 | |
9 | Защита индивидуального задания | 10% | 10.12.202111.12.21 | |
Студент _______________ Петров А. Д.
(подпись) (фамилия и инициалы студента)
Руководитель индивидуального задания ___________Бережная Н.А.
(подпись) (фамилия и инициалы)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… | 6 | ||
ГЛАВА 1. | ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ……………………………………………... | 9 | |
1.1. | Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме творчества и креативности…………………............ | 9 | |
1.2. | Исследование понятий креативности и творческих способностей….. | 24 | |
1.3. | Детерминанты развития творческих способностей у студентов………………………………………………………... | 32 | |
Выводы к главе 1……………………………………………………….….….. | 40 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. | 58 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………... | 61 |
Введение .
Актуальность тема реферата обусловлена тем ,что психологическая наука развивалась многие сотни лет, обретая новые знания, техники, методики, понятия, теории и продолжают процветать новые тенденции . Психология — самостоятельная наука, которая изучает закономерности, механизмы, факты психической жизни. В 1879 году Вундт основал в Лейпциге экспериментальную психологическую лабораторию. Затем появились первые психологи-экспериментаторы. Главным предметом, который изучали начинающие специалисты, стало изучение собственного сознания, поведения.
Цель работы :описать и продемонстрировать ее новые тенденции .
Бихевиоризм
Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.
Представители бихевиоризма:
Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.
Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).
Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.
Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.
Другие течения бихевиоризма:
Теория связей Торндайка
Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.