ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологический треннинг
Тема:уверенное поведение в межличностном общении
Введение
Тренинг уверенного поведения в межличностных отношениях предполагает осознание своей ценности и развитие коммуникативной культуры личности.
Цели
1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.
2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.
4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.
5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
Материалы к занятию: ручки, чистые листы, чемодан, мячик.
Участники тренинга сидят на стульях в кругу.
Задачи:
овладение знаниями психологического вида;
формирование необходимых для общения навыков и умений;
формирование, развитие, коррекция установок, конторы необходимы для успешного общения в обществе;
Ход урока
1.Организационная часть
Приветствие. Организационный момент
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность.
Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние
1. Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к созданию климата доверия можно предложить принять единую форму общения на ТЫ, психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.
2. Общение по принципу «Здесь и сейчас». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждений событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача тренинга состоит в том, чтобы каждый член группы смог увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном общении.
3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.
4. Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
5. Принцип активности. Активность – основная норма поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие.
6. Персонификация высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в обыденном общении скрыть свою позицию. Вместо суждений типа: «обычно считается…», «некоторые полагают…» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю…», «я полагаю…».
7. Правило «стоп». Любой участник тренинга может отказаться от выполнения упражнения, не объясняя на то причины.
Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.
Психолог. Хорошо. Мы обсудили правила работы в группе. А теперь давайте перейдём к выполнению упражнения.
Упражнения на концетрацию внимания:
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания. Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Ведущий предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…». Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти. Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
2. Основная часть.
1.Упражнение «Три имени»
Психолог. Давайте каждый участник назовёт три варианта своего имени (как называют вас друзья, родственники, знакомые).
Пример. Татьяна, Танюша, Танечка.
Каждый участник должен назвать три варианта своего имени (например, как называют вас в семье, как называют близкие друзья, как бы вы хотели, чтобы вас называли сегодня на тренинге - придумать тренинговое имя). После этого каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может, послужила причиной возникновения этого имени.
Психолог: какие трудности возникли при выполнении этого упражнения?
2. Упражнение «Знакомство».
Цели: снизить тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду. Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении. Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Психолог. Давайте выполним упражнение на знакомство.
Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде психолога все перестраиваются в заданном порядке. Перестановка происходит по заданным параметрам:
- по первой букве имени, фамилии, отчества,
- по цвету волос,
-по месяцу рождения,
- по числу рождения.
Участники делятся впечатлениями от игры.
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в гордом одиночестве, то есть было оно гордым или каким-то абсолютно иным»?
3. Упражнение «Девиз».
Психолог. Был в старину обычай изображать-изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а над девизом давайте подумаем.
Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе.
На формулировку девиза даётся 5 минут.
Затем вы по очереди зачитаете свои жизненные девизы и в случае необходимости дадите необходимые объяснения.
Главное в упражнение – идея и раскрепощённость самовыражения. Во время обсуждения все в праве задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.
После обсуждения девизов можно предложить участникам сформулировать девиз группы, зафиксировав в нём принципы взаимоотношений и взаимодействия.
Формулировка девиза заставляет сконцентрироваться на главном-что я ценю в жизни, чем дорожу.
Психолог:
Примеры девизов: «Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти»
«Все проще, чем кажется»
«Чтобы оценить дорогу, надо ее пройти»
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»
4. Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся».
Цель – разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов.
Упражнение — 20 мин.
Психолог. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны страха" и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я боюсь чего-то, хотя многие этого не боятся". Задача каждого — найти в себе минимум 1 страх». «Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают и страхи менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?»
Пример психолога: « Я боюсь перемен в жизни, хотя многие этого не боятся».
Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться»
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»
3. Практическая часть
5.Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся».
Упражнение — 20 мин.
Психолог. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны смелости" и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся и (или) не могут многие люди". Задача каждого — произнести хотя бы одну подобную фразу». «Возможно, кто-то из вас заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Скажите, пожалуйста, им об этом».
Пример психолога: «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди».
«Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди».
«Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди»
Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, замечательно, хорошо, здорово» и т. п.
После выполнения этих двух упражнений часто можно обнаружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно использовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»
6.Упражнение « Как же ты научился этого не бояться?».
Составляются пары, в которых один участник боится того, чего не боится другой. Нужно выяснить, как первый участник научился не бояться, что ему в этом помогло.
Затем идет обсуждение различных способов формирования смелости.
7.Упражнение «Чемодан».
Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.
Психолог: "Наша работа подходит к концу". Мы расстаемся. Но перед тем как завершить работу, мы соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы "положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и озвучим содержимое чемодана. Он