Файл: Лекция 1. Онтология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 3. Лекция №1.

Онтология

Онтология – это раздел философии, изучающий основное для этой науки понятие – бытие. Термин «онтология» впервые был употреблён Рудольфом Гоклениусом в книге «Философский лексикон» (1613г.) и закреплён в философии Христианом Вольфом. Несмотря на то, что само это понятие появилось только в 17 веке, интерес к онтологической проблематике наблюдался ещё у древнегреческих философов. Так Платон исследовал проблему бытия во взаимосвязи с теорией идей. Ему же принадлежит одно из первых определений этого понятия: «бытие – это мир идей». Главной идеей для бытия человека, по Платону, является идея блага. Она недостижима для разума человека, но стремление к ней может стать одним из смыслов его существования. Таким образом, Платон, будучи одним из основателей идеализма, заложил основы идеалистического восприятия бытия.

Другой представитель этого направления – математик и философ Пифагор – связывал бытие с идеей числа. Ему также принадлежит определение этого понятия: «бытие – это мир числе». Пифагор считал, что умение вычислять может помочь человеку приблизиться к истине, которая, впрочем, всё равно остаётся недостижимым идеалом.

Само же понятие «бытие» возникло в философии, благодаря представителю элейской школы - Пармениду. Под бытием в философии понимают категорию, обозначающую различные аспекты существования человека: его физическую, психическую, умственную деятельность. Несмотря на то, что бытие является синонимом существования, будет ошибочно определять это понятие только как физическое существование человека. Бытие следует понимать как более широкое по смыслу, универсальное понятие, ставшее системообразующим для философии. Это связано прежде всего с тем, что греки, создавшие философию, крайне мало знали об окружающем их мире. Многие его события они прежде всего стремились объяснить волей богов. Однако, со временем такие объяснения перестали устраивать большинство, что привело к возникновению запроса на создание науки. На начальном этапе своего существования философия нуждалась во всеобъемлющем понятии, при помощи которого она могла бы объяснить всё многообразие и противоречивость процессов и явлений окружающего мира. Таким понятием и стало бытие.


Выделяют шесть основных форм бытия:

  1. материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы окружающего мира (предмет является материальным, если он имеет массу, объём и положение в пространстве);

пример: окружающий мир, человек в нём;

  1. идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности, непознаваемой разумом человека;

пример: сновидения, способность человека к творчеству прежде чем написать картину, построить здание и т.д. в голове человека формируется идеальный образ, который он затем воплощает в реальность;

  1. человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного;

примечание: главной характеристикой бытия человека является его сознательный характер;

  1. социальное бытие – бытие человека в обществе и существование самого общества;

  2. ноуменальное бытие - бытие, недоступное для разумного познания человека;

примечание: автором понятия ноумен, или вещь-в-себе, был Иммануил Кант; главной характеристикой ноумена он считал его непознаваемость;

пример: жизнь после смерти, существование внеземных цивилизаций, бытие Бога, а также всё то, что человек не может объяснить при помощи науки и своего разума;

  1. феноменальное бытие – бытие, каким его видит и воспринимает познающий субъект (человек);

примечание: феномен – явление, отличающееся от всех прочих своими индивидуальными особенностями; восприятие феномена субъективно-то, что для одного человека необычно, для другого – обыденно;

пример: для неспортивного человека выступления профессиональных атлетов являются феноменом, для них самих – обычной работой.

Строго говоря, в философии сложилось два подхода к пониманию бытия: идеалистический и материалистический. Иначе их можно назвать субстратный и субстанциональный. Так под субстратом понимается материальная основа предметов и явлений, а под субстанцией – идеальная первооснова всего сущего. Для понимания разницы рассмотрим это понятие на примере изучения проблемы первоначала некоторыми древнегреческими философами. Так основатель Милетской школы Фалес понимал в качестве первоосновы жизни воду. Его последователи – Анаксимен и Анаксимандр – считали основой жизни воздух и апейрон соответственно. Гераклит выделял огонь в качестве основы жизни. поскольку, по мнению философа, именно огонь особенно наглядно символизирует те противоречия ,которыми полон реальный мир.



Для справки. Здесь имеет смыл упомянуть про миф о Прометее. Согласно ему, титан Прометей украл из кузницы бога огня Гефеста огонь и подарил его людям, которые жили в ужасающе диких условиях. За это бог Зевс наказал Прометея: его приковали к скале, и каждый день огромный орёл прилетал для того, чтобы клевать Прометею печень. Но, поскольку титан был только наполовину человек, а наполовину – бог, печень восстанавливалась, и каждый день наказание повторялось. Однажды Зевс всё же сменил гнев на милость и отпустил титана на волю. Однако его подарок людям – огонь – не сделал их жизнь сильно лучше той, которую они вели раньше. Более того, с появлением технологий (которые символизировал огонь), люди стали относиться хуже не только друг к другу, но и к богам, которых до этого почитали.

Такие материальные стихии, как огонь, вода и воздух в данном случае являются субстратом; апейрон – идеальная первоматерия, непознаваемая разумом – субстанцией.

У всех форм бытия есть одна общая черта – они находятся в состоянии постойного развития. Об этом впервые в философии заговорил Гераклит, считавший изменчивость и противоречивость главными особенностями развития окружающего мира. Для подтверждения своего тезиса он, в противовес бытию Парменида, сформулировал понятие Не-бытие. Под ним следует понимать не только прекращение физического существования объекта или явления, но и переход его в качественно или количественно другое состояние.

Пример: человек, теряющий часть тела или орган, но привыкающий жить с донорским органом или био-протезом;

- рэбрендинг – использование старой торговой марки под новым названием, связанное с изменением характера производимой продукции, либо улучшением её качества (компания Goldstar в середине 90-х гг. ХХ века была переименована в LG; это позволило ей изменить стратегию развития, начать выпускать новую бытовую технику и т.д.).

Развитие – это высшая форма движения. Всего выделяют два типа развития:

  1. прогресс – поступательное движение, связанное с улучшением процесса развития объекта или явления;

  2. регресс – движение, связанное с ухудшением качественных характеристик объекта или явления.

В свою очередь, под движением в философии понимается способ существования сущего; в физике движение – это изменение положения тела в пространстве. В античной философии существовало несколько подходов к проблеме движения. Так, Гераклит утверждал, что всё находится в состоянии движения, а покой является видимостью. Парменид считал движение вечным, а Зенон Элейский – напротив – оспаривал реальность движения. Аристотель впервые попытался создать классификацию движения, состоящую из шести видов: возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение.


В средние века проблема движения была связана с определением его источника, которым был Бог. Теологи этой эпохи выделяли такие виды движения как возникновение и уничтожение субстанции, увеличение и уменьшение количества, изменение качества и изменение места. В соответствии с этим время понималось как мера движения.

Для справки. В средневековой философии возникла теория импетуса. Это натурфилософская концепция, согласно которой причиной движения тел является сила, которая вложена в них внешним источником.

Примечание: натурфилософия – это область философских исследований, которые стремятся постичь целостность природы и её первоначала, построить рационально-научную картину мира, раскрыть различные уровни природы как целого. (Источник информации: Новая философская энциклопедия. М.,2010)

Большой вклад в изучение проблемы движения внёс создатель рационализма Рене Декарт. Он считал, что движение и покой – это две стороны движущегося тела, поэтому покой можно считать понятием относительным. Важной характеристикой движения, по Декарту, было стремление тела двигаться в определённом направлении, которое отличается от самого движения.

Автор трёх законов диалектики Георг Гегель считал, что материя и движение представляют собой единое целое и определял движение как «исчезновение и новое самопорождение пространства и времени». (Источник информации: Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М, 1975. т.2, с.60).

Представители «философии жизни» А. Шопенгауэр и Ф. Ницще считали движение проявлениям воли, без которого невозможны ни жизнь человека, ни развитие истории.

Развитие теории относительности А. Эйнштейна привело к утверждению относительности движения, идее инвариантности физических законов во всех системах отсчёта и эквивалентности материи и энергии.

Выделяют следующие формы движения: механическое, физическое, биологическое, химическое и социальное.

К свойствам движения относятся следующие:

  1. движение возникает из самой материи;

  2. его характер постоянен;

  3. оно всеобъемлюще.

Виды движения:

  1. количественное – связано с переносом материи и энергии в пространстве;

  2. качественное – изменение внутренней структуры материи;

  3. динамическое – изменение формы объекта, связанное с раскрытием его новых качеств;

  4. популяционное – кардинальное изменение структуры объекта;

  5. эволюционное – постепенное, поступательно движение;

  6. эмерджентное (взрывообразное) – движение, которое обеспечивает резкий скачок в развитии объекта.


Выводы:

  1. понятие бытия является системообразующим для философии;

  2. всего существует шесть форм бытия;

  3. все эти формы находятся в состоянии развития;

  4. выделяют две формы развития – прогресс и регресс;

  5. главной характеристикой бытия человека является его сознательный характер.