Файл: М. А. Булгаков. Собачье сердце сатирическое произведение проблематика и образы. Гротеск в повести.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской области»

Карта урока

для организации обучения с применением

дистанционных образовательных технологий

Учитель: Евдокимова Т.В.

Учебный предмет: литература

Класс: 9 «Б»

Дата проведения урока: 3 АПРЕЛЯ 2023

День недели: понедельник

Время проведения урока: 1245 – 1315

Тема урока: «М. А. Булгаков. «Собачье сердце» - сатирическое произведение: проблематика и образы. Гротеск в повести.

Цель: изучить повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»:

Задание

1. Основная часть

-работа по учебнику

2. Дополнительный материал = интернет - ресурсы

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка дом. задания
Вступительное слово учителя Огромное количество людей что-то хотели сказать такое, особенное, на века, чтобы не остаться безмолвной песчинкой мироздания, но не каждому это в действительности удалось.

Молодой Маяковский вошел в литературу под знаменем футуристов, ворвавшись в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников и нарочитой скандальностью публичных выступлений.Чтение наизусть стихотворениЯ А.А.Блока «О, весна, без конца и без краю…», «Россия», стих-я Есенина о родине, «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ», «Послушайте!»

2.Изучение новой темы.

1) Слово учителя о М. Булгакове.

Знаменитый русский писатель Булгаков Михаил Афанасьевич родился 15-ого мая 1891-ого года  в Киеве. Отец Булгакова - профессор духовной академии. Сам же Михаил Афанасьевич начал своё образование в гимназии, по окончанию которой он поступил в университет на медицинский факультет. В 1916-ом году Булгаков получает медицинское образование.

Карьера врача для Булгакова началась в одном небольшом киевском госпитале, после которого его отправили сельским врачом в одно из сёл Смоленской губернии. Именно в это время будущий знаменитый писатель садится за книгу «Записки юного врача», в которой он рассказывает о своей жизни в глухом и далёком селе.


Гражданская война 1918 года застала Булгакова в Киеве.

В 1919 — 1921 жил во Владикавказе  , работал в газете "Кавказ", которая просуществовала недолго, так как белые оставили город, а Булгакова заболел - тиф. После выздоровления Булгаков - заведующий литературной секцией подотдела искусств наробраза. Во Владикавказе начал писать для театра — комедия "Самооборона" была поставлена и имела успех. .Пишет еще 2 пьесы..
В 1921 переехал в Москву. В 1922 Булгаков публиковал не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Спиритический сеанс" (в журнале "Рупор"). В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М. Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров" и др. (1922 — 24). С публикаций в "Накануне" и началась популярность М. Булгакова.
В 1924 работал в газете железнодорожников — "Гудок", объединившей в это время таких талантливых литераторов, какЮ. Олеша и В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, К. Паустовский и др. По инициативе МХАТа создал на основе романа "Белая гвардия" пьесу, которая была поставлена под названием "Дни Турбиных". В 1927 завершил драму "Бег", которая была запрещена незадолго до премьеры.
В 1925 в альманахе "Недра" была опубликована повесть "Роковые яйца", вызвавшая недовольство властей. Поэтому повесть "Собачье сердце", уже подготовленная к публикации, не была разрешена к печати. С 1928 Булгаков начал писать роман "Мастер и Маргарита" и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. (Впервые роман был опубликован в конце 1966 — начале 1967 в журнале "Москва".) В 1965 в журнале "Новый мир" был опубликован "Театральный роман", написанный в 1936 — 1937.

Повесть «Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры.

Написана в 1925г., опубликована – 1987.

Жанр – фантастика, сатирический памфлет (остросатирич. произв)

– Основной конфликт –между профессором Преображенским и его детищем Шариковым.

Композиция – 8 глав и эпилог.

2) О чем же идет речь в повести? Сюжет повести (зачитать в учебнике)

- Повесть рассказывает об идее очеловечивания животных и идее улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовище с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.



(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)

Основные образы: профессор Преображенский, доктор Борменталь, Шариков.

3). Знакомство со словами и выражениями, по которым можно определить эпоху, время действия в произведении

1. Центральный Совет Народного Хозяйства (ключевые слова «совет» и «народный», часто используемые в названиях организаций советской эпохи).
2. Пролетарий (рабочий класс).
3. Граждане, товарищ - официальное обращение.
4. Пятиалтынный (монета в 15 копеек, 1 алтын 3 копейки, начали чеканить в 1760 г. при Елизавете Петровне). Золотник старая мера веса 4,2 грамма. (Метрическая система мер в обязательном порядке была введена по декрету в 1918 году)
5. Кинематограф (изобрели братья Люмьер в 1895 году).
6. Аббревиатуры (Моссельпром, Центрохоз) были популярны в 20-е годы.
7. Айседора Дункан известная американская танцовщица, годы жизни 1877-1927, жена Сергея Есенина.

4).Особенности поведения людей того времениэ

1. Жадный и жестокий повар, обваривший кипятком бок у собаки.
2. Неверие в бога («...а загробной жизни не существует»).
3. Свобода нравов (поведение машинисточки и её любовника).
4 «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь».
5. Воровство («...эти блюда и пятиалтынного не стоят, потому что остальные 25 копеек завхоз уворовал»).
6. Уплотнение квартир.
7. « ...из вонючей солонины щи варят...»
8. Шарик помнит о том , как его чаще всего пинают и бьют.
9. Безграмотность. Грамматические ошибки, которые допускают Швондер и его товарищи.

5) Поступки незнакомца

1. Шарик понял, что это не гражданин и товарищ, а господин.
2. «Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой...»
3. «Он умственного труда господин...»
4. Отломил кусок колбасы и покормил собаку.
5. Поздоровался со швейцаром. (Можно обратить внимание на тот факт, что пришедшие Швондер с товарищами не поздоровались с профессором).
6. К нему почтительно относится швейцар («Снизу на лестницу почтительно...»).
7. У него «роскошная» квартира. 
8. Грамотный человек.
Выводы (беседа по содержанию таблицы).
- Какое время описано в произведении? (Это советская эпоха, новая власть, в произведении яркие примеры начала 20-х годов. Можно посмотреть на последнюю страницу произведения и увидеть дату - 1923 год). Эпоха сложная, противоречивая, до сих пор об этом времени спорят.
- Давайте вспомним, что такое конфликт? (Конфликт это противоречие, противоборство).
- Посмотрите на таблицу и скажите, где мы видим это противоречие? (Вторая и третья колонка таблицы). Мы видим, что поведение большинства людей и поведение профессора резко отличаются, это не может не привести к конфликту, который ярко показан на страницах произведения.
Посмотрим на столкновение новой власти и профессора, которое произошло на страницах произведения.



- Что не устраивает Швондера и его товарищей?
- Что не устраивает профессора?
- На чьей стороне ваши симпатии?
- Чем эти люди отличаются друг от друга?



Прочитаем III главу повести. 
- На какие недостатки новой власти указывает профессор? (Много говорят (бесконечные собрания), но мало делают, убрали ковры и цветы, украли калоши, проблемы с электроэнергией, разруха в головах и т.д.)
- Можно ли провести параллель с нашей современной жизнью?
- Что мы можем наблюдать в нашей действительности?
- Изменились ли люди со времени, описанном в произведении, а это 1923 год?
(1923 год от нас, на первый взгляд, очень далеко, но можно вспомнить грязные подъезды, бескультурие, жестокое отношение к животным, воровство и т. д. Дети приходят к выводу, что не так много изменений, как может показаться).



II. РАБОТА ПО ТЕМЕ

Когда была написана повесть «Собачье сердце»? Когда она впервые увидела свет? Почему?

- Какой Эксперимент осуществлял профессор Преображенский и доктор Борменталь ?

- Сформулируйте тему и основную мысль повести?

- Какие проблемы, поднимаемые Булгаковым вам кажутся фантастическими, а какие реальными?

- Охарактеризуйте образ профессора Преображенского (см. предыдущий урок) Прототипом литературного персонажа профессора Ф. Ф. Преображенского является В. Я. Данилевский, академик, директор Органотерапевтического института, основанного в 1919 году

- Что такое сатира? гротеск? Как они используются в повести?

Определения записать в тетрадь

Сатира - отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

гротеск - вид художественной о́бразности, комически или трагикомически, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма (нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике).

Интересно: Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия) , проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну) , его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн) , ассистентка Зина — Зиновьев и т. д.


В условиях советского времени М. Булгаков остался истинно русским писателем, исповедующим верность традициям русской классики. В его произведениях продолжают развиваться гоголевские традиции сатиры, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое.

Содержание повести «Собачье сердце» (1925) представляет остроумную и злую сатиру на социальную действительность двадцатых годов двадцатого столетия, «гротескный образ современности».

Повесть основана на типичном для гротеска мотиве превращения: в основе её сюжета - история о том, как пёс Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как появилось на свет существо, соединившее в себе дворнягу и люмпена, алкоголика и хулигана Клима Чугункина. (Люмпен - термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы, алкоголики и другие социальные иждивенцы). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или, чаще, пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах.[1]

Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью).

Действие повести начинается с того, что профессор Преображенский, который омолаживает нэпманов и советских чиновников, заманивает с помощью колбасы к себе домой собаку, чтобы потренироваться в проведении пересадок гипофиза.

Превращение Шарика в Шарикова и всё, что за этим последовало, предстаёт у М. Булгакова как буквальная реализация популярной в послереволюционные годы идеи, суть которой выражена в словах известного большевистского гимна: «Кто был ничем, тот станет всем». Фантастическая ситуация помогает обнажить абсурдность этой идеи. Та же ситуация обнаруживает абсурдность другой, не менее популярной, хотя, казалось бы, мало совместимой с первой, мысли о необходимости и возможности создания нового человека.

В результате фантастической операции, наделяющей Шарика «всем», происходит вытеснение благодарного, привязчивого, верного, смышлёного пса, каким он является в первых трёх главах повести, тупым, способным на предательство, неблагодарным и агрессивным люмпеном, который хочет занять место, ему не принадлежащее. Правдоподобные детали, соединяясь, создают фантастическую гремучую смесь под названием «Шариков», которая приобрела сегодня нарицательное значение, стала символом агрессивности люмпена.