Файл: Неосознаваемые механизмы сознательных действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составьте классификацию неосознаваемых явлений и осознаваемых процессов (не менее 10 примеров по каждому процессу).

Неосознанные психические процессы делятся на три группы:

- неосознаваемые механизмы сознательных действий;

- неосознаваемые побудители сознательных действий;

-«надсознательные»процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:

- неосознаваемые автоматизмы;

- явления неосознаваемой установки;

- неосознаваемые сопровождения сознательных действи

Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.

Эта группа так же делится на первичные автоматизмы, автоматизированные действия или навыки

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие. Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию.

Установки бывают разные: моторная установка, умственная установка, перцептивная установка.

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.


Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.

Примеры неосознаваемых процессов

Бессознательные действия-это рефлекторные, инстинктивные ,импульсивные действия человека.

-Поднятие руки к включателю света, сам процесс хождения, бега, плавания.

-Вздрогнуть от неожиданности, повернуться на окрик, увернуться от мяча, летящего в лицо.

-Расплакаться от обиды, чихнуть, закашлять.

Сознание — это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире. Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована ученые до конца не выяснили.

Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

- познавательные процессы;

- эмоциональные процессы

- волевые процессы.

К познавательным относят:

- ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира); - представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта);

- восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности);

- память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний);

- воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее);



- мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания);

-внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире);

- речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека);

- рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.)

В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

- эмоции (имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристика: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях);

- чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам);

- аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом);

- стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим.

Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:

- борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью);

- принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора);

- целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точи зрения последующего результата).Примеры сознательных действий

-Любая деятельность, связанная с мышлением: чтение, написание, решение задач, рабочие действия.

-Приготовление пищи.

-Разговоры, диалоги, требующие осмысленного ответа.