Файл: К занятиям 3 Лексические нормы современного русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К занятиям № 3-4.

Лексические нормы современного русского языка.

Упражнение 1.

Приведённые ниже слова разделите на три группы. Докажите примерами.

ОБРАЗЕЦ:

широкая сочетаемость

ограниченная сочетаемость

единичная сочетаемость

Громкий

голос, звук, шум.

Чёрствый

хлеб, батон, человек

Закадычный

друг


Длинный, исчадье, длительный, большой, причинить, отъявленный, разнузданный, скоропостижный, бразды, внезапный, сокращаться, стоеросовый, урегулировать, большой, глубокий.

1 группа ( широкая сочетаемость):

- Длинный - длинная тропа, длинные волосы, длинный рассказ

- Большой - большая комната, большая семья, большой успех

- Глубокий - глубокий вдох, глубокая мысль, глубокая яма
2 группа (ограниченная сочетаемость):

- Исчадье - исчадья ада, исчадья тьмы, исчадья бездны

- Отъявленный - отъявленный преступник, отъявленный лжец, отъявленный гуляка

- Сокращаться - сокращаться расходы, сокращаться сроки, сокращаться количество товаров
3 группа (единичная сочетаемость):

- Бразды - бразды пахаря

- Внезапный - внезапный удар, внезапное изменение, внезапная смерть

- Урегулировать - урегулировать спор, урегулировать вопрос, урегулировать отношения
Упражнение 2.

Выстройте синонимический ряд по степени убывания – нарастания признака, выделите основное слово (доминанту). Все ли синонимы обладают одинаковой стилистической окраской? Определите различия в значениях синонимов.

  1. крохотный, миниатюрный, маленький, махонький, чуточный, малюсенький, крошечный, микроскопический, капельный;

  2. боязнь, ужас, страх;

  3. мужественный, отважный, бесстрашный, смелый, храбрый;

  4. брань, бой, битва, сеча, сражение, баталия.

1) капельный - чуточный - малюсенький - крошечный - миниатюрный - маленький - махонький - микроскопический

Доминанта: маленький.

У этих синонимов нет одинаковой стилистической окраски. Крошечный, миниатюрный и капельный часто употребляются для описания небольших предметов или размеров, микроскопический используется для описания объектов очень маленьких размеров (например, клеток), а чуточный и малюсенький - это сокращенные версии слов "чуть-чуть" и "малюсенько", соответственно, и чаще используются в разговорной речи.

2) боязнь - страх - ужас

Доминанта: страх.

У этих синонимов есть различия в оттенках значений. Слово "боязнь" чаще всего описывает чувство страха, связанное с неопределенностью или неизвестностью. "Страх" может возникнуть по любой причине и описывает более общее чувство беспокойства, тревоги или страха. "Ужас" обычно описывает более сильное и непереносимое состояние страха.
3) мужественный - отважный - смелый - храбрый - бесстрашный

Доминанта: храбрый.

У этих синонимов нет значительных различий в значениях, но "мужественный" и "отважный" скорее описывают состояние духа, а "смелый", "храбрый" и "бесстрашный" - скорее характеристику человека и его действий.
4) брань - бой - битва - баталия - сражение - сеча

Доминанта: бой.

У этих синонимов есть незначительные различия в значениях. "Брань" и "баталия" употребляются для описания небольших стычек, а "битва", "сражение" и "сеча" - для описания более крупных боевых действий. "Бой" более универсальное слово и описывает любые боевые действия.
Упражнение 3.

Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, в предложениях:

1. Достигли зияющих вершин. 2. Не улицах города состоялись вооружённые столкновения. 3 В глубоком детстве он был похож на мать. 4. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития.

1. Достигнуты высокие вершины.

2. На улицах города произошли столкновения с применением оружия.

3. В раннем детстве он был похож на свою мать.

4. Необходимо ускорить окончание кровопролития.
Упражнение 4.

Составьте как можно больше словосочетаний с многозначными и омонимичными словами:

Чай, глаз, пара, орбита, готовить, свежий, снять, гасить, гребень, разбить, кисть, разорвать, горячий, нанести.

- Чай с лимоном

- Чай из имбиря

- Глаза закрыть

- Глаза раскрыть

- Пара на ковре

- Пара обуви

- Орбита Земли

- Орбита спутника

- Готовить завтрак

- Готовить ужин

- Свежий воздух

- Свежий сок

- Снять шляпу

- Снять куртку

- Гасить свечу

- Гасить пожар

- Гребень для волос

- Гребень для рыбы

- Разбить стекло

- Разбить орехи

- Кисть художника

- Кисть для макияжа

- Разорвать бумагу

- Разорвать связь

- Горячий чай

- Горячий душ

- Нанести помаду

- Нанести удар
Упражнение 5.

Определите, чем по отношению друг к другу (омофоны, омографы, омоформы) являются объединённые в пары слова:



Завожу; мой; лесть/лезть; пять/пядь; печь, обессилеть/обессилить; пахнуть/пахнуть; переносится/переносица; плачу/плачу, виски/виски, стекло.

1. Завожу - омоформа; мой - омофон.

2. Лесть - омограф; лезть - омоформа.

3. Пять - омофон; пядь - омограф.

4. Печь - омограф; обессилеть - омоформа/омограф; обессилить - омограф.

5. Пахнуть - омофон; пахнуть - омограф.

6. Переносится - омоформа; переносица - омограф.

7. Плачу - омофон; плачу - омограф; виски - омограф; виски - омоформа; стекло - омограф.
Упражнение 6.

Отметьте случаи обыгрывания омонимии. За счёт чего создаётся комический эффект?

1. Нельзя было назвать его некурящим: он иногда курил фимиам своему начальнику. 2. – Ты столько времени проиграл в хоккей! – Я не проиграл, а выиграл! 3. Хирург – врач, знающий больных изнутри. 4. Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. 5. Это был самый маленький из воров – карманный. 6. Полные нули любят надуваться. 7. Мама любит хорошие манеры, а папа – кошек.

1. Да, в предложении используется обыгрывание омонимии слов "курить" и "курил" для создания комического эффекта.

2. Да, в предложении используется обыгрывание омонимии слов "проиграл" и "выиграл" для создания комического эффекта.

3. Да, в предложении используется обыгрывание омонимии слов "знающий" и "изнутри" для создания комического эффекта.

4. Нет, в предложении не используется обыгрывание омонимии.

5. Да, в предложении используется обыгрывание омонимии слов "маленький" и "карманный" для создания комического эффекта.

6. Да, в предложении используется обыгрывание омонимии слов "нули" и "надуваться" для создания комического эффекта.

7. Да, в предложении используется обыгрывание омонимии слов "манеры" и "кошек" для создания комического эффекта.
Упражнение 7.

Вспомните пословицы, в которых есть антонимы:

Бежит – лежит, вперёд – назад, дело – потеха, длинный – короткий, добрый – злой, слово – молчание, старый – новый, умнеть – глупеть.
Добрая слава лежит, а худая бежит
Не оглянувшись назад, вперед не спеши
Делу время, а потехе час
Длинный язык — короткие мысли
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Слово - серебро, молчание - золото.
Старый друг лучше новых двух
Глупый осудит, а умный рассудит.


Упражнение 8.

Заменяя все слова или словосочетания антонимами, отгадайте, какие пословицы, известные строчки стихов, песен здесь зашифрованы (я – ты, заяц – волк следует здесь рассматривать как контекстуальные антонимы)

  1. Много раз в жаркую летнюю рань

Ты в поле приходил.

  1. Волка подняла служанка,

При ясной погоде ушёл волк.

  1. Да, насыпай себе гору:

Другой оттуда промахнётся.

  1. С мужчинами умереть можно в темноте, да!

  2. Ты забыла ужасную вечность,

За тобой исчез я.
1. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

2. Зайку бросила хозяйка – весь до ниточки промок.
3. Не рой другому яму: сам в нее попадешь.
4. Без женщин жить нельзя на свете, нет!
5. Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты.

Упражнение 9.

Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш город (геройские - героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная - драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных - командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффектные - эффективные) меры. 6. Надо (тактически - тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактические - тактичные) решения. 7. Он дал мне (дружественный – дружеский) совет. 8. У (запасного – запасливого) человека всегда есть нужный инструмент.


Упражнение 10.

Исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.

1. И в то же время этот горделивый своим происхождением человек имел все привычки мужика. 2. В нашей школе больше нет непоправимых двоечников. 3. Демонстрируя нетерпимую требовательность, он понуждал подчинённых переделывать уже наполовину выполненную работу. 4. Городовые в тот день одели нитяные перчатки. 5. такая планировка сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 6. Такое хищное истребление лесов края привело к образованию оврагов. 7. Дед Шукарь почел себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью. 8. Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую леснымисопками бухту. 9. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. 10. Сила мысли, как мы знаем, иной раз не слабее силы проступка. 11. За счет чего директор думает повысить эффектностьиспользования флота. 12. Стравинский взял у песенной сферы русского свадебного обряда всё лучшее, правдивое, динамическое.

1. И в то же время этот гордый своим происхождением человек имел все привычки мужика. 2. В нашей школе больше нет неисправимых двоечников. 3. Демонстрируя нетерпеливую требовательность, он вынуждал подчинённых переделывать уже наполовину выполненную работу. 4. Городовые в тот день надели нитяные перчатки. 5. Такая планировка сроков выполнения работ оказалась поздней. 6. Такое хищническое истребление лесов края привело к образованию оврагов. 7. Дед Шукарь посчитал себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружелюбной фамильярностью. 8. Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую лесистыми сопками бухту. 9. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору надеть, чтобы перейти улицу. 10. Сила мысли, как мы знаем, иной раз не слабее силы поступка. 11. За счет чего директор думает повысить эффективность использования флота. 12. Стравинский взял у песенной сферы русского свадебного обряда всё лучшее, правдивое, динамичное.

Упражнение 11.

Найдите в приведённых примерах случаи паронамазии, определите стилистический эффект.

1. Княгине Вере я писал; получила ли она письмо моё? Не кланяюсь, а поклоняюсь ей (А.С. Пушкин). 2. Он жалобен, он жалостлив и жалок (И. Северянин). 3. Там за горами горя / Солнечный край непочатый (В. Маяковский). 4. Классиков нужно не только почитать, но и почитывать (Э. Кроткий). 5. Поклон братьям и братье (Из письма А.И. Тургенева). 6. Реклама: «Дезодорант "Гарри Поттер" спасает от гари и пота». 7.

1. Парономазия между словами "кланяюсь" и "поклоняюсь". Стилистический эффект - создание поэтической атмосферы, усиление выразительности.

2. Парономазия между словами "жалостлив" и "жалок". Стилистический эффект - создание эмоциональной окраски, увеличение выразительности, усиление эмоциональной составляющей.

3. Парономазия между словами "горя" и "горный". Стилистический эффект - усиление красочности изображения.

4. Парономазия между словами "читать" и "читывать". Стилистический эффект - создание игры слов, словесной шутки.

5. Парономазия между словами "поклон" и "братья". Стилистический эффект - создание игры слов, словесной шутки.

6. Парономазия между словами "гари" и "гарри". Стилистический эффект - создание игры слов, привлечение внимания потенциального покупателя.