Файл: Методические указания для проведения лабораторных занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III) и дихлоротетранитритоплатина (IV) калия. Укажите число атомов в молекуле комплексного соединения.

7. Раствор сульфата меди образует осадки с растворами едкого натра и сульфида аммония. Раствор сульфата тетрамминмеди образует осадок только с сульфидом аммония. Объяснить эти явления, пользуясь таблицами ПР и Кнест.

8. Какой комплексный ион прочнее:

а) [Zn(NH3)4]2+или [Cd(NH3)4]2+

б) [Cо(NH3)4]2+ или [Cо(NH3)6]3+
Литература:

1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия: учебник / Ахметов Н. С. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 744 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/107904.

2. Гончаров, Е.Г. Краткий курс теоретической неорганической химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Г. Гончаров, В.Ю. Кондрашин, А.М. Ховив, Ю.П. Афиногенов. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 464 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93591. — Загл. с экрана.

Практическая работа №7 «Свойства d-металлов IV и V групп»

Цель практической работы: приобретение знаний о свойствах металлов подгрупп титана и ванадия.

Задачи практической работы: ответить на вопросы занятия, выполнить задания.

Оснащение занятия: раздаточный материал, Периодическая таблица Д.И. Менделеева, справочник физико-химических величин.

Продолжительность: __2_ академических часа.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Какие степени окисления свойственны атомам металлов подгруппы титана? Почему?

2. Охарактеризуйте химическую активность металлов IVB-группы на основании стандартных электродных потенциалов.

3. Чем обусловлено образование непрерывных твердых растворов титана, циркония и гафния между собой?

4. В виде каких минералов встречается титан в природе? Как получают титан в промышленности?

5. Как взаимодействуют металлы подгруппы титана с разбавленными и концентрированными серной и азотной кислотами?

6. Какими свойствами обладают высшие оксиды металлов подгруппы титана? Запишите уравнение реакции взаимодействия оксида титана (IV) с гидроксидом калия.

7. Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства соединений титана (III) и (IV).

8. Чем обусловлена высокая коррозионная стойкость титана? На каких свойствах титана и циркония основано их применение в качестве присадок к стали?

9. Какой из двух гидроксидов будет проявлять более основные свойства: а) Ti(OH)4 или Zr(OH)4; б) Ti(OH)4 или Ti(OH)3?

10. Напишите уравнения реакций:

а) прокаливания титана на воздухе;

б) растворения диоксида титана в серной кислоте;

в)сплавления диоксида титана со щелочью.

11. Почему радиус атома тантала больше, чем ниобия? Какие степени окисления характерны для атомов элементов подгруппы ванадия? Какая из них является наиболее устойчивой?

12. Перечислите природные минералы ванадия. Каким образом получают ванадий в промышленности?

13. Какой из оксидов имеет более кислотный характер: а) V2O5 или Nb2O5; б) V2O5 или As2O5?

14. При каких условиях ванадий, ниобий и тантал взаимодействуют с кислотами? Со щелочами?



15. Какими свойствами обладает высший оксид ванадия? Какие кислоты ему соответствуют?

16. Как переводят в раствор высшие оксиды ниобия и тантала?

17. Охарактеризуйте особенности химических свойств оксида ванадия (II).

18. Где находят применение ванадий, ниобий и тантал? Какими свойствами обладают стали, содержащие ванадий и тантал?
Темы сообщений:

1. Специальные сплавы с использованием ванадия и танталы

2. Конструкционные материалы на основе циркония
Литература:

1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия: учебник / Ахметов Н. С. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 744 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/107904.

2. Гончаров, Е.Г. Краткий курс теоретической неорганической химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Г. Гончаров, В.Ю. Кондрашин, А.М. Ховив, Ю.П. Афиногенов. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 464 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93591. — Загл. с экрана.

3. Харина, Г. В. Химические свойства конструкционных металлов и сплавов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. В. Харина, С. В. Анахов ; [рец.: Е. В. Русинова, А. С. Борухович] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 28000 Кб). - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2019. - 168 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 167 (15 назв.).

4. Тер-Акопян, М.Н. Химия металлов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.Н. Тер-Акопян, Ю.В. Соколова, О.А. Брагазина. — Электрон. дан. — Москва : МИСИС, 2015. — 148 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69743. — Загл. с экрана.
Практическая работа №8 «Редкоземельные металлы»

Цель практической работы: приобретение знаний о свойствах редкоземельных металлов.

Задачи практической работы: ответить на вопросы занятия, выполнить задания.

Оснащение занятия: раздаточный материал, Периодическая таблица Д.И. Менделеева, справочник физико-химических величин.

Продолжительность: __2_ академических часа.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Какие степени окисления характерны для элементов подгруппы скандия и РЗМ? Какие из них более устойчивы?

2. Почему при переходе от лантана к церию радиус атома уменьшается?

3. Чем объясняется существенное отличие свойств скандия от лантана и церия?

4. Какие степени окисления проявляют в своих соединениях лантаноиды и актиноиды? Чем объясняется различие?

5. Напишите электронные формулы атомов всех лантаноидов. Наблюдается ли периодичность электронных структур? Какие лантаноиды парамагнитны в нормальном состоянии?


6. Напишите уравнение реакции взаимодействия сульфата церия (III) с пероксодисульфатом аммония в кислой среде.

7. Напишите уравнение реакции взаимодействия нитрата церия (III) с перманганатом калия в присутствии соды.

8. В какой структуре кристаллизуются металлы подгруппы скандия?

9. Назовите природные минералы скандия, иттрия и лантана. Как получают эти металлы в промышленности?

10. Какова химическая активность металлов III B-группы?

11. Опишите особенности взаимодействия скандия с неметаллами.

12. Запишите уравнение реакции скандия с концентрированной и разбавленной серной кислотой.

13. Как изменяются основные свойства в ряду ScY-Ti? Будет ли оксид скандия взаимодействовать со щелочью?

14. Перечислите основные области применения скандия и РЗМ.

15. В чем отличие поведения церия от других редкоземельных элементов?
Темы сообщений:

1. История открытия редкоземельных металлов.

2. Проблема получения РЗМ.
Литература:

1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия: учебник / Ахметов Н. С. — Санкт-Петербург : Лань, 2018. — 744 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/107904.

2. Гончаров, Е.Г. Краткий курс теоретической неорганической химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Г. Гончаров, В.Ю. Кондрашин, А.М. Ховив, Ю.П. Афиногенов. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург : Лань, 2017. — 464 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93591. — Загл. с экрана.

3. Харина, Г. В. Химические свойства конструкционных металлов и сплавов [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. В. Харина, С. В. Анахов ; [рец.: Е. В. Русинова, А. С. Борухович] ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 28000 Кб). - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2019. - 168 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 167 (15 назв.).

4. Тер-Акопян, М.Н. Химия металлов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.Н. Тер-Акопян, Ю.В. Соколова, О.А. Брагазина. — Электрон. дан. — Москва : МИСИС, 2015. — 148 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/69743. — Загл. с экрана.




61 Медь не взаимодействует с разбавленной серной кислотой, но растворяется в концентрированной кислоте. В чем причина наблюдаемого явления? Составьте уравнение соответствующей реакции, а также напишите реакции взаимодействия меди с разбавленной и концентрированной НNО3.

    1. С какими из перечисленных соединений взаимодействует магний: Н2О, NaOH, H2SO4(paзб.), H2SO4(конц.), HNO3(разб.), HNO3(конц.)? Напишите уравнения возможных реакций.

    2. Составьте уравнения реакций взаимодействия никеля с соляной, разбавленной серной и азотнойкислотами (при нагревании).

    3. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия железа с кислотами: НС1(конц.), H2SO4(разб.), H2SO4(конц.), HNO3(разб.), HNO3(конц.)? Почему в кислотах высокой концентрации (H2SO4 и HNO3) железо растворяется только при нагревании?

    4. С какими из перечисленных соединений взаимодействует алюминий: Н2О, НС1(конц.), H2SO4(разб.), HNO3(разб.), NaOH. Напишите уравнения возможных реакций.

    5. Составьте уравнения реакций взаимодействия серебра с разбавленной и концентрированной азотной кислотой. Объясните, почему серебро не взаимодействует с разбавленной серной кислотой, в то время как растворяется в концентрированной H2SO4. Напишите уравнение протекающей реакции.

    6. Напишите уравнения химических реакций взаимодействия цинка с растворами: НС1, H2SO4(конц.), HNO3(разб.) и NaOH.

    7. С какими из перечисленных кислот взаимодействует медь: НС1(конц.), H2SO4(разб.), H2SO4 (конц.), HNO3(разб.).

    8. Марганец находится в воде и контактирует с медью. Сохранятся ли оба металла в неизменном виде? Напишите электронные уравнения происходящих процессов.

    9. Предложите способы перевода в раствор образцов сплавов латуни (массовая доля меди 69,5%, остальное - цинк) и бронзы (массовая доля меди 89,5%, остальное – олово) и способ разделения. Приведите уравнения соответствующих реакций.


8. Химические свойства s-металлов

  1. Как изменяются радиусы и потенциалы ионизации атомов щелочных металлов с ростом порядкового номера элементов? Дайте объяснение наблюдающимся закономерностям на основе электронного строения атомов.

  2. Какой объем водорода, измеренного при 25ºС и давлении 755 мм рт. ст. (100,7 кПа), выделится при взаимодействии с водой 1 г сплава, состоящего из 30% (масс.) калия и 70% (масс.) натрия?

  3. Какие периодические характеристики химических элементов могут служить в качестве меры проявления их металлических свойств? У каких элементов из указанных ниже пар металлические свойства выражены более заметно: а) Be и Mg , б) Mg и Al? Из приведенных металлов выберите те, которые растворимы не только в кислотах, но и в сильных основаниях (щёлочах). Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах.

  4. При электролизе водного раствора NaOH на аноде выделилось 2,8 л кислорода (условия нормальные). Сколько водорода выделится на катоде.

  5. Приведите молекулярные и электронные уравнения реакций магния с разбавленной и концентрированной серной и азотной кислотами.

  6. Напишите уравнения реакций получения из карбоната натрия: а) силиката натрия; б) ацетата натрия; в) нитрата натрия.

  7. При взаимодействии 10 г амальгамы натрия с водой получен раствор щелочи. Для нейтрализации этого раствора потребовалось 50 мл 0,5 н. раствора соляной кислоты. Определите процентное содержание натрия (по массе) в амальгаме.

  8. Как и почему изменяются основные свойства гидроксидов металлов главной подгруппы II группы в ряду Be(OH)2Ba(OH)2? В чем проявляется сходство химических свойств бериллия и алюминия? Чем объясняется это сходство? Приведите уравнения возможных реакций.

  9. Из навески смеси KCl и NaCl общей массой 0,1225 г получили осадок AgCl массой 0,2850 г. Вычислите процентное содержание (по массе) KCl и NaCl в смеси.

  10. При растворении в кислоте 5,00 г CaO, содержащего примесь CaCO3, выделилось 140 мл газа, измеренного при нормальных условиях. Сколько процентов CaCO3 (по массе) содержалось в исходной навеске?


9. Химические свойства р-металлов

  1. Напишите уравнения реакций взаимодействия сульфата алюминия с растворами: а) (NH4)2S; б) Na2CO3; в) KOH(в избытке).

  2. Осуществите следующие превращения: Pb Pb2+[Pb(OH4)]2;составьте уравнения соответствующих реакций. Учтя электронную формулу иона Pb2+, покажите, какие его вакантные орбитали участвуют в образовании донорно-акцепторных связей в комплексном катионе. Какой геометрической структурой характеризуется этот ион?

  3. Осуществите следующие превращения:

Sn Sn(NO3)2 Sn(OH)2 SnCl2 SnCl4 Sn.

Для окислительно-восстановительных реакций приведите уравнения электронного баланса; реакции ионного обмена запишите в молекулярной и ионной формах.

  1. Сплав свинца с оловом нагревали с концентрированной азотной кислотой до прекращения реакции. Нерастворившийся осадок был отфильтрован, высушен и прокален. Каков состав остатка? Что находится в растворе?

  2. Сравните массы гидрида кальция и металлического алюминия, необходимые для получения 50 л водорода.

  3. Какие степени окисленности характерны для элементов подгруппы галлия? В какой степени окисленности более устойчивы соединения галлия и индия и в какой – соединения таллия?

  4. Запишите формулы оксидов германия, олова и свинца. Как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов в рядах Ge(OH)2Pb(OH)2 и Ge(OH)4Pb(OH)4? Как изменяются окислительно-восстановительные свойства соединений в рядах Ge(II) – Pb(II) и Ge(IV) –Pb(IV)?

  5. Деталь сделана из сплава, в состав которого входит алюминий и сурьма. Какой из компонентов сплава будет разрушаться при электрохимической коррозии? Ответ подтвердите уравнениями анодного и катодного процесса коррозии в кислой среде.

  6. Напишите уравнения реакций, протекающих на электродах свинцового аккумулятора при его зарядке и разрядке.

  7. К 200 г 5 % раствора нитрата свинца (II) прилили 50 г 4 % раствора сульфида натрия. На выпавший осадок подействовали избытком раствора перекиси водорода. Цвет осадка изменился (каким образом?). Напишите уравнения реакций и вычислите массу осадка.


10. Свойства металлов подгруппы марганца

  1. Чему равна масса калийной селитры, которая расходуется на получение манганата калия из технического диоксида марганца массой 4,35 кг, содержащего 12 % примесей?

  2. Что образуется: а) при нагревании диоксида марганца с концентрированной соляной кислотой; б) при сплавлении MnO2 с гидроксидом натрия и нитратом натрия? Какие свойства проявляет MnO2 в этих реакциях?

  3. Какое соединение марганца зеленого цвета можно получить сплавлением MnO2, со смесью KOH и KClO3? Почему и как измениться окраска полученного соединения после обработки его хлором?

  4. По каким внешним признакам можно определить, в какой среде проходила реакция восстановления KMnO4? Приведите примеры таких реакций и напишите их уравнения.

  5. Напишите уравнения реакций, в которых соединения марганца проявляют свойства: а) окислительные; б) восстановительные; в) окислительные и восстановительные одновременно.

  6. Как получить соединения марганца (VI) из соединений с более низкой и более высокой степенями окисления? Напишите уравнения соответствующих реакций.

  7. Напишите уравнение реакции термического разложения перманганата калия. К какому типу окислительно-восстановительных процессов относится эта реакция?

  8. Закончите уравнения реакций:

а) KMnO4 + HCl

б) KMnO4 + K2SO3 + H2SO4

Подберите коэффициенты методом электронного баланса.

  1. К раствору сульфата марганца добавили: а) гидроксид калия; б) сульфид аммония; в) перманганат калия. Какое соединение марганца получится при этом в каждом случае? Напишите уравнения реакций.

  2. Напишите электронные формулы Mn (IV) и Mn (VII), Re (III) и Re (VII). Какой из атомов в указанной степени окисления является наиболее сильным окислителем? Какой – наиболее сильным восстановителем?


11. Свойства металлов подгруппы хрома

        1. Что происходит при добавлении раствора сульфида натрия к растворам: а) хлорида хрома (II); б) хлорида хрома (III)? Напишите уравнения реакций.

        2. Сколько литров хлора (н.у.) выделится при взаимодействии 11,76 г дихромата калия с избытком концентрированной соляной кислоты?

        3. Как можно осуществить следующие превращения:

Сr2О3 → Cr2(SO4)3 → К3[Сr(ОН)6] → К2СrО4 → K2Cr2O7 → Cr2(SO4)3?

Запишите уравнения соответствующих реакций.

        1. Закончите уравнения реакций:

КСrО2 + РbО2 + КОН → К2РbО2 + ...

K2Cr2O7 + KI + H2SO4

        1. Закончите уравнения реакций:

Cr2(SO4)3 + NaBiO3 + HNO3 → …;

K[Cr(OH)4] + Br2 + КОН → …

        1. Как можно осуществить следующие превращения:

(NH4)2Cr2O7→Cr2O3→CrCl3→K2Cr2O7→K2CrO4→Cr2(SO4)3→K3[Cr(OH)6]?

        1. Какие вещества образуются при гидролизе сульфата и сульфида хрома (III)? Что следует добавить в раствор сульфата хрома (III), чтобы уменьшить гидролиз этой соли? Напишите уравнения соответствующих реакций.

        2. Укажите различия в строении атомов элементов подгруппы кислорода и подгруппы хрома. В чем проявляется сходство свойств элементов главной и побочной подгрупп и в чем отличие? Совпадают ли для них: а) число валентных электронов, б) число валентных атомных орбиталей, в) максимальная степень окисления? Как это отражается на их свойствах?

        3. Охарактеризуйте свойства хрома, указав: а) его положение в периодической системе; б) отношение металлического хрома к воздуху, воде и кислотам; в) состав и характер оксидов и гидроксидов хрома.

        4. Составьте уравнения реакций взаимодействия в щелочной среде хлорида хрома (III): а) с бромом; б) с пероксидом водорода.


12. Свойства элементов семейства железа

        1. Приведите схему химических процессов, протекающих в различных частях доменной печи. Для чего при выплавке чугуна к руде добавляют карбонат кальция?

        2. Как влияет на коррозию железа его контакт с другими металлами? Какой металл будет разрушаться первым на поврежденной поверхности луженого, оцинкованного и никелированного железа? Ответ обоснуйте.

        3. При действии на сплав железа с медью 20 % раствора соляной кислоты (р = 1,1 г/мл) выделилось 448 мл газа (н.у.). Какой объем соляной кислоты пошел на эту реакцию, и какова масса сплава, если в нем содержалось 20 % железа?

        4. Какие степени окисления характерны для металлов семейства железа? Охарактеризуйте отношение железа, кобальта и никеля к кислотам.

        5. Напишите уравнения реакций взаимодействия гидроксидов железа (III), кобальта (III) и никеля (III) с соляной и серной кислотами.

        6. Как происходит взаимодействие раствора Na2CO3 с растворами FeCl3 и FeCl2? Приведите обоснованный ответ. Напишите уравнения соответствующих реакций.

        7. В чем заключается процесс рафинирования никеля? Что происходит при этом с содержащимися в черновом никеле примесями более активных (Zn,Ni) металлов? Приведите уравнения соответствующих реакций.

        8. После обработки 43,3 г технического железа в избытке соляной кислоты выделилось 16,8 л водорода (н.у.). Определите содержание (%) не растворимых в кислоте примесей в железе.

        9. Объясните, почему не образуется сульфид и иодид железа (ІІІ)? Допишите уравнения реакций:

а) Fe2(SO4)3 + КІ = ..;

б) Fe2(SO4)3 + (NH4)2S → …

        1. Почему обычное железо (с примесями) во влажном воздухе быстро ржавеет, а железо высокой чистоты устойчиво на воздухе и в воде? Приведите обоснованный ответ.


13. Свойства металлов подгруппы меди

  1. Напишите уравнения реакций взаимодействия меди и серебра с разбавленной и концентрированной азотной кислотой, с концентрированной горячей серной кислотой.

  2. На каком характерном для d-элементов свойстве серебра и золота основан цианидный способ их получения в промышленности? Напишите уравнения соответствующих реакций.

  3. Кусочек серебряной монеты массой 0,300 г растворили в азотной кислоте, и осадили из полученного раствора серебро в виде AgCl. Масса осадка после промывания и высушивания оказалась равной 0,199 г. Сколько процентов серебра (по массе) содержалось в монете?

  4. В чем заключается процесс рафинирования меди? Что происходит при этом с содержащимися в черновой меди примесями более активных (Zn, Ni) и менее активных (Ag,Hg) металлов?

  5. При взаимодействии серебра с концентрированной азотной кислотой выделилось 44,8 л диоксида азота (н.у.). Определите массу серебра, вступившего в реакцию.

  6. Серебро не вытесняет водород из соляной кислоты, но если к нему прикоснуться цинковой палочкой, то на серебре начинает бурно выделяться водород. Почему? Напишите уравнения возможных реакций.

  7. При растворении 4,5 г смеси алюминия и меди в избытке соляной кислоты выделилось 2,8 л газа (н.у.). Определите содержание (%) меди в исходной смеси.

  8. Какой объем 20 % раствора азотной кислоты (ρ = 1,115 г/см3) потребуется для полного растворения 20 г меди?

  9. Составьте уравнения реакций, протекающих, при осуществлении следующих превращений:

Cu → Cu(NО3)2 → [Cu(NH3)4](NО3)2 → CuS →Cu(NO3)2→CuO

  1. Кусочек латуни растворили в азотной кислоте. Раствор разделили на две части: к одной части прибавили избыток аммиака, а к другой – избыток щелочи. В растворе или в осадке и в виде каких соединений находятся цинк и медь в обоих случаях? Напишите уравнения соответствующих реакций.


14. Свойства металлов подгруппы цинка

  1. При растворении 10 г смеси цинка с железом в избытке водного раствора гидроксида натрия выделилось 2,24 л газа (н.у.). Определите содержание (%) цинка в исходной смеси.

  2. Значения стандартных электродных потенциалов систем Zn/Zn2+ и Cd/Cd2+ соответственно равны –0,76 В и –0,40 В. Какая реакция протекает самопроизвольно в кадмиево-цинковом гальваническом элементе?

  3. При растворении 53 г смеси цинка с железом в избытке соляной кислоты выделилось 20,24 л газа (н.у.). Определите содержание (%) цинка в исходной смеси.

  4. Химически чистый цинк медленно растворяется в разбавленных серной и соляной кислотах. Почему интенсивность взаимодействия с кислотами резко возрастает, если коснуться металла медной проволокой или добавить в раствор кислоты соль меди?

  5. Почему гидроксид цинка растворяется и в щелочах и в NH4OH, тогда как гидроксид кадмия растворяется только в избытке раствора аммиака? Составьте молекулярные и ионные уравнения соответствующих реакций.

  6. Можно ли, пользуясь индикатором (каким?) различить растворы хлоридов бария и цинка? Какие еще реагенты можно использовать для этих же целей?

  7. Составьте ионные и молекулярные уравнения реакций, протекающих при следующих превращениях:

Zn → Na2[Zn(OH)4] → ZnSO4 → [Zn(NH3)4]SO4 → ZnCl2

  1. Цинковую пластинку массой 70 г поместили в раствор нитрата свинца (II). Через некоторое время масса пластинки стала равна 88,4 г. Какая масса цинка перешла в раствор в виде ионов? Какая масса свинца осела на пластинке?

  2. Смесь медных и цинковых опилок массой 1,5 г обработали избытком соляной кислоты. Определите массовые доли металлов в смеси, если в реакции выдели лось 560 мл водорода (н.у.).

  3. Составьте ионные и молекулярные уравнения реакций, протекающих при следующих превращениях:

Cd → CdSO4 → [Cd(NH3)4]SO4 → CdCl2 → Cd(OH)2


15. Комплексные соединения

  1. При взаимодействии раствора[Cu(NH3)4]Cl2c раствором KCN образуется соль K2[Cu(CN)4]. Составьте уравнение реакции и объясните причину её протекания.

  2. Чем объяснить, что при действии хлорида натрия на раствор соли K[Ag(CN)2] не получается осадка хлорида серебра, тогда как сульфид натрия с тем же раствором дает осадок Ag2S? Составьте уравнение реакции.

  3. Пользуясь таблицей констант нестойкости, определите, в каких случаях произойдет взаимодействие между растворами электролитов. Укажите для этих случаев молекулярные и ионные формы уравнений:

а)K2[HgBr4] + KCN; б)Na3[Ag(S2O3)2] + KCN;

в)[Cu(NH3)4](NO3)2 + KCN; г)K[Ag(NO2)2] + NH4OH.

  1. Определите величину и знак заряда перечисленных ниже комплексных ионов:

[Cr(H2O)4Cl2]; [Pt(NH3)3Cl3]; [Ag(CN)2]; [Co(NO2)6]; [Cr(NH3)5Cl]; [PtCl6], имея в виду, что комплексообразователями являются катионы Cr3+, Pt4+, Ag+,Co3+.Приведите названия комплексных соединений.

  1. При взаимодействии раствора [Cu(NH3)4]Cl2c растворомKCN образуется соль K2[Cu(CN)4].Составьте уравнение реакции и объясните причину её протекания.

  2. Приведите схемы диссоциации и выражения констант нестойкости следующих комплексных ионов: а)[Fe(CN)6]3-; в) [Ag(NH3)2]+.Определите степени окисления комплексообразователей.

  3. Приведите схемы диссоциации и выражения констант нестойкости следующих комплексных ионов: а)[Ag(NH3)(H2O)]+; б)[Cr(H2O)6]3+. Определите степени окисления комплексообразователей.

  4. Приведите схемы диссоциации и выражения констант нестойкости следующих комплексных ионов: а) [Fe(CN)6]4–; б) [Cd(NH3)4]2+. Определите степени окисления комплексообразователей.

  5. В комплексных соединениях

[Zn(H2O)4]Cl2; K2[ZnCl4]; [Ni(NH3)6]Cl2

а) отметьте внутреннюю и внешнюю сферы комплексных соединений, комплексообразователь, лиганды; б) определите степень окисления комплексообразователя; в) приведите уравнения диссоциации данных комплексных соединений.

  1. В комплексных соединениях

[Co(NH3)6]Cl3; K3[FeF6]; [Pt(NH3)2 Cl]

а) отметьте внутреннюю и внешнюю сферы комплексных соединений, комплексообразователь, лиганды; б) определите степень окисления комплексообразователя; в) приведите уравнения диссоциации данных комплексных соединений.