Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 ОПИСАНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ПРИЕМКИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ И РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Качество строительной продукции - один из основных факторов, влияющих на экономичность и рентабельность законченного строительством объекта, обеспечивающий его надежность и долговечность.
В обобщенном виде качество объекта определяется качеством проекта, строительных материалов и изделий, а также качеством производства строительно-монтажных работ.
Качество строительно-монтажных работ регламентируется СНиП-ом устанавливающим состав и порядок осуществления контроля, оформление скрытых работ, правила окончательной приемки готового объекта и т. д.
Скрытые работы - работы, которые после выполнения других последующих работ становятся недоступными для визуальной оценки (подготовка оснований под фундаменты, гидроизоляция стен, арматура монолитных конструкций, закладные детали и т. д.). Скрытые работы оформляются актамиза подписью производителя работ и представителя технадзора. Для оформления актов на сложные и ответственные работы создаются специальные комиссии.
Допуски (разрешаемые) - возможные отклонения в размерах деталей, конструкций, помещений и т. д. Они приведены в СНиПах и технических условиях. Отступления от них - брак. Обязанность прораба и представителя технадзора следить за качеством строительно-монтажных работ. Представитель технадзора имеет право заставить переделать некачественно выполненные работы.
Дефекты при производстве работ могут иметь разную причину. Из-за некачественно выполненной заделки стыков стеновых панелей создается непривлекательный вид фасада и нарушается температурно-влажностный режим в помещениях. Интенсивная коррозия закладных деталей приводит здание в аварийное состояние, что влечет за собой выполнение сложных и
трудоемких ремонтных работ.
Основными причинами низкого качества строительных работ могут быть:
- использование низкосортных и с просроченным сроком применения материалов;
- отступления в работе от проектной технологии (невыполнение всех слоев штукатурного намета, отсутствие гидроизоляции, необходимой по проекту и т.д.);
- применение устаревших машин и несовершенного инструмента, отсутствие должного контроля со стороны ИТР и др.
Иногда дефекты возникают из-за неправильно выполненной разбивки зданий и сооружений в осях и по высоте
, неудовлетворительного уплотнения грунта в насыпях и выемках, неправильной установки арматуры (в том числе с заниженным сечением) при выполнении железобетонных работ, неправильного и некачественного ведения сварочных работ и т. д.
Контроль качества работ выполняют:
- визуальным осмотром;
- натурным измерением линейных размеров;
- испытанием конструкций разрушающими и неразрушающими методами контроля
- Механический или разрушающий методконтроля применяют для определения технического состояния конструкций.
- Физический или неразрушающий используют для определения основных характеристик физико-механических свойств материалов конструкций. Метод базируется на импульсном и радиационном способах.
- Импульсный акустический способзаключается в измерении скорости распространения упругих волн в исследуемом материале и рассеивании энергии этих волн.
- Импульсный вибрационный способбазируется на замере затухания собственных колебаний с учетом конструктивных форм исследуемого элемента.
- Радиационный способоснован на определении изменения интенсивности потоков γ-лучей при просвечивании материала. По показаниям счетчиков, определяющих количество испускаемых, поглощенных и прошедших через исследуемый объект изотопов γ -лучей определяют качество и свойства материалов.
Обеспечение качества строительно-монтажных работ достигается систематическим контролем выполнения каждого производственного процесса. С позиций организации контроля он подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний контроль- функция административно-технического персонала строительной организации. Оперативный повседневный контроль ведется в процессе производства строительно-монтажных работ.
Внешний контрольза осуществлением строительства выполняют государственные органы и заказчик. Государственные органы - инспекции архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) и административно-технические инспекции (АТИ) осуществляют всесторонний контроль не только за процессом строительства, но и за взаимодействием с окружающей средой (вывоз мусора, обеспечение проездов и др.).
Заказчик осуществляет технический контроль. Контролирующие функции возлагают на специального представителя, который следит за обеспечением качества работ, оформлением надлежащим образом скрытых работ, соблюдением сроков работ, проверяет выполненные объемы.
Авторский надзоросуществляет проектная организация, контролирующая соблюдение строителями проектных решений и качество выполнения строительно-монтажных работ.
Окончательная приемка здания Госкомиссией предусматривает не только визуальную оценку сооружения и всех его помещений, но и наличие всех необходимых и оформленных актов выполнения работ, включая акты на скрытые работы.
5 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИЕМКИ И СПИСАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Порядок приемки строительных материалов был регламентирован ГОСТ техническими условиями, каталогами индустриальных деталей и конструкций. Качество, размеры, марки, сорта материалов и деталей, поставляемых на строительную площадку, должны были точно соответствовать проекту и СНиП.
При отгрузке материалов и оборудования поставщик был обязан приложить документы, характеризующие качество материалов и их соответствие требованиям ГОСТ. К ним относились: сертификат, отражающий марку и химический состав материала, а также акты испытания последнего. Поставляемое оборудование снабжался техническим паспортом, содержащим описание агрегата, его характеристику, режим работы или эксплуатации.
Приемка строительных материалов на военных стройках Министерства обороны осуществлялась путем проверки их количества и качества и составления соответствующей документации с принятием материалов на учет. При этом оформлялись транспортные документы. При несвоевременном их поступлении составлялись приемочные акты.
Задача количественной приемки состояла в том, чтобы установить соответствие количества прибывших материалов данным, указанным в сопроводительной документации поставщика и транспортной организации. Качество материалов и изделий выявлялись путем: внешнего осмотра, проверки размеров и допущенных отклонений, установления комплектности поставки, лабораторного испытания проб или образцов.
Во всех случаях несоответствия количества и качества прибывших материалов и изделий данным документации поставщиков и транспортных органов составлялся акт-рекламация с точным указанием причин, по которым была забракована продукция. Акт-рекламация являлся документом, фиксирующим претензии к поставщику за нарушение договорных условий по количеству, качеству, ассортименту и др. Этот акт составлялся технической комиссией, создаваемой генподрядчиком в присутствии поставщика или представителя незаинтересованной организации.
Приемка материалов, возвращаемых с производства или получаемых от разборки временных построек, оформлялась накладной в двух экземплярах: первый экземпляр оставался на складе, а второй, выдавался сдатчику материалов.
Материалы, конструкции и детали должны были поступать на строительную площадку комплектно в соответствии с комплектовочными документами. При такой поставке материалов операции по приемке и выдаче значительно упрощались, так как комплекты доставлялись в контейнерах непосредственно на рабочее место бригады. Если же часть материалов хранилась на складах строительно-монтажной организации в разукомплектованном виде, то их отпуск осуществлялся по лимитно-заворным картам и в частных случаях — по требованиям. Лимитирование расхода материалов велся производственным отделом при составлении оперативно-производственных планов. За основу лимитирования принимались производственные нормы расхода материалов на единицу конструктивного элемента или вида работ.
6 ОПИСАНИЕ РАБОТ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ
В соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
В организации, как правило, назначаются лица, ответственные за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, в том числе:
- в целом по организации (руководитель, заместитель руководителя, главный инженер);
- в структурных подразделениях (руководитель подразделения, заместитель руководителя);
- на производственных территориях (начальник цеха, участка, ответственный производитель работ по строительному объекту);
- при эксплуатации машин и оборудования (руководитель службы главного механика, энергетика и т.п.);
- при выполнении конкретных работ и на рабочих местах (менеджер, мастер).
Работники организаций выполняют обязанности по охране труда, определяемые с учетом специальности, квалификации и (или) занимаемой должности в объеме должностных инструкций, разработанных с учетом рекомендаций Минтруда России или инструкций по охране труда.
Представители работодателей и работников организаций в соответствии с законодательством принимают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, которые должны определяться при заключении коллективных договоров и соглашений по охране труда в соответствии с законодательством и рекомендациями Минтруда России.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда принимается с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России.
При численности работников более 10 чел. в организации в соответствии с законодательством должен быть создан совместный комитет (комиссия) по охране труда на паритетной основе из представителей администрации, профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов в соответствии с рекомендациями Минтруда России.
Для осуществления общественного контроля за выполнением работодателем требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда в организациях, согласно законодательству, могут быть выбраны уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов.
В организации должно быть организовано проведение проверок, контроля и оценки состояния охраны и условий безопасности труда, включающих следующие уровни и формы проведения контроля:
- постоянный контроль работниками исправности оборудования, приспособлений, инструмента, проверка наличия и целостности ограждений, защитного заземления и других средств защиты до начала работ и в процессе работы на рабочих местах согласно инструкциям по охране труда;
- периодический оперативный контроль, проводимый руководителями работ и подразделений предприятия согласно их должностным обязанностям;
- выборочный контроль состояния условий и охраны труда в подразделениях предприятия, проводимый службой охраны труда согласно утвержденным планам.