Файл: В россии приняты классы опасности отходов 5 класс безопасный мусор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мусорная проблема является актуальной во всем мире, и Россия тут не исключение. На примере нашей столицы хочу изучить данный вопрос и, возможно, найти его решения на основе опыта других крупных мировых мегаполисов.

Для начала надо вспомнить, что в Российской Федерации существует законодательная база, которая обеспечивает и устанавливает требования к производству, эксплуатации и утилизации продукции и обращения с отходами. Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с отходами в России: Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства; санитарные нормы и правила; строительные нормы и правила; стандарты и технические условия; нормы и правила по обращению с опасными веществами и по работе на опасных объектах и нормирование образования, использования и размещения отходов. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В России приняты классы опасности отходов: 5 класс – безопасный мусор. В эту категорию относят пищевые остатки, бумагу, керамику, золу, снег, необработанную древесину, текстиль из натурального волокна, отходы сортировки сельскохозяйственных культур и прочие продукты органического происхождения, которые не требуют специальных условий обращения. При нахождении в открытой среде отходы 5 класса опасности не представляют угрозы для природы и человека, быстро разлагаются естественным путем.

4 класс – малоопасный мусор. Им является утильсырье, срок разложения которого не превышает 3 лет. Если источник загрязнения исключен, то ущерб для природы незначителен. К 4 классу причисляют предметы, которые в процессе изготовления прошли обработку химическими веществами. Кроме того, малоопасными считают сухие корма для животных, остатки кожи, использованные средства гигиены, флаконы и емкости от косметики, технические ткани, полиэтиленовую упаковку, пластмассу, фильтровальные ткани и масла, протравленные семена, асфальтные и битумные смеси, зеркала, автостекла, автомобильные покрышки, металлический лом и многое другое.

3 класс - умеренно-опасный мусор. В природе перерабатывается за 10 лет: дизельное топливо, цементная пыль, моторные смазки, медные провода, загрязненный нефтепродуктами грунт, отработанные катализаторы и сорбенты,
нефтегазовый конденсат, гербициды, жидкие массы с ацетоном, отходы от производства экокожи.

2 класс – опасный мусор. Включает утильсырье, которое представляет серьезную угрозу для экосистемы – урон от воздействия может быть восстановлен минимум через 30 лет. К таким отходам относят: блоки питания и батарейки, отработанные автомобильные аккумуляторы, растворы щелочей и кислот, остатки нефтепродуктов, гидравлические и трансформаторные масла с галогенами, инсектициды и органические растворители.

1 класс – чрезвычайно опасный мусор. В отходах первого класса содержатся вещества, наносящие непоправимый вред здоровью людей, а также приводящие к разрушению экосистемы. Это свинец, ртуть, таллий и тд. Источниками токсических веществ являются конденсаторы, трансформаторы, ртутные и люминесцентные лампы, градусники, ракетное топливо, синтетические масла.

Процедура классификации уровня угрозы отходов определяет по нормам СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления". На основании полученных данных по 2 показателям выдается паспорт.

Выбор способа ликвидации мусора зависит от его класса опасности, происхождения и вида. Применяют следующие методы ликвидации мусора: механический – дробление, прессование, сбор в брикеты; биологический – утильсырье перерабатывается в удобрение, стройматериал; комплексный – сортируется и утилизируется по индивидуальному плану.

Ежегодно в Москве образуются, по разным оценкам, до 7,2 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и около 6,1 млн тонн промышленных отходов. Переработке подвергается лишь 10% ТБО и около 59% промышленных отходов.

Утилизация мусора в Москве начинается с его сбора и вывоза к местам переработки. Транспортировка мусора производится в специальных закрытых контейнерах, которые исключают загрязнение окружающей среды. Далее, происходит процесс обезвреживания мусора. Данный этап способствует уменьшению объема отходов и минимизации их возможных негативных воздействий. Следующий этап – размещение отходов по классам опасности.

В январе 2020 года в Москве стартовала программа раздельного сбора отходов. Во дворах и у социальных объектов установлено 60 тыс. контейнеров для вторсырья — пластика, стекла, бумаги, картона и металлических банок. Итоги программы раздельного сбора мусора подвел заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Павлович Бирюков. По его словам, в 2020 году в Москве собрано 855 тыс. тонн вторичного сырья из отходов, что «превысило все ожидания». Программа раздельного сбора мусора, привела к росту вторсырья на 4% в общей массе собранных городских отходов.



Хочу сказать, что раздельный сбор мусора – это общемировая тенденция. В Европе такая практика существует уже десятки лет. В России она приживается пока с трудом, у нас отсутствует культура раздельного сбора отходов. Даже если граждане и сортируют мусор, то в большинстве домов стоит общий мусоропровод, что автоматически перечеркивает саму идею раздельного сбора мусора. Да и работники мусоровозов сваливают все баки с разделенным мусором в общий контейнер.

Утилизация мусора является важнейшей проблемой для экологии Москвы. На сегодняшний день на территории столицы три действующих мусоросжигательных завода:

ГУП «Спецзавод № 2» расположен в районе Алтуфьевского шоссе, в промзоне Северо-западного округа. Он является самым первым МСЗ, построенным на территории России и способен перерабатывать до 160 тысяч тонн отходов в год, превращая мусор в 17 млн. кВт.ч. электроэнергии в год. Завод занимает площадь 2 га. Построен в 1975 году, в 2000 году прошел реконструкцию. После сжигания мусора образуется шлак из которого отделяют до 1,5 тысяч тонн металла в год. Оставшийся шлак используют в строительных целях (например, для подсыпки дорог или производства тротуарной плитки).

ГУП «Спецзавод № 3» находится в Южном округе Москвы, на улице Подольских курсантов. Построен в 1983 году и занимает площадь более 4 га. На сегодняшний день мощность переработки мусора составляет 360 тысяч тонн в год. Реконструирован в 2007 году и теперь вырабатывает до 4 МВт электроэнергии в год.

ГУП «Спецзавод № 4» был построен 2003 году в Восточном административном округе столицы, промзона «Руднево». Крупнейший завод в Москве и Московской области, способен перерабатывать более 750 тысяч тонн мусора в год. На заводе используются передовые технологии по очистке дыма, соответствующие нормам европейских государств. Ежегодно МСЗ возвращает для повторного использования: до 80 тонн бумаги, более 200 тонн различных металлов, около 100 тонн стекла и до 80 тонн пластика. Рудненский МСЗ вырабатывает до 60 млн. кВт.ч. электроэнергии, часть которой он передает в электросети Москвы.

Естественно, три завода не могут переработать 100% мусора, производимого в 13 миллионом городе. Подавляющее большинство отходов вывозятся за пределы города и «складируется» на мусорных полигонах. После громкой истории с протестами на станции Шиес в Архангельской области в 2018 году, Правительство Москвы представило в 2019 году новый проект вывоза столичного мусора. Согласно ему, Москва будет вывозить мусор в 3 региона:


Московская область. Столичный мусор будут сортировать и размещать на 11 комплексах переработки отходов, в том числе в Егорьевске, Кашире, Коломне, деревнях Храброво, Ясенево, Шеметово, Аннино. С 2022 года мусор из Москвы вывозится на 4 мусоросжигательных завода - в Наро-Фоминск, Солнечногорск, Воскресенск и Ногинск. Объем вывоза московских отходов - 3,4 млн тонн в год.

Калужская область. В этот регион планируется ежегодно вывозить 1,56 млн тонн отходов.

Владимирская область. Объем вывозимого мусора – до 1 млн тонн в год.

Как мы видим, Москва пытается решить мусорный вопрос силами своих трех МСЗ и вывозом около 6 млн тонн отходов за пределы МКАД.

Если мы посмотрим на опыт европейских стран, где экологический вопрос стоит наиболее остро, то мы видим, что буквально на каждом этапе «мусорной проблемы» существуют такие параметры как «штраф», «потеря выгоды» и «деньги».

В Германии, например, существует особое отношение к пластиковым бутылкам и другой таре от напитков. Их стоимость изначально включена в цену напитка, и, чтобы вернуть эту переплату, покупатель должен сдать емкость в специальный фандомат в магазине. Несоблюдение этого правила просто приведет к потере денег. Конечно, в России также существует институт сдачи стеклотары, но как, правило, этим занимается наиболее бедная часть населения страны. Подавляющее число бутылок из-под пива валяется вдоль дорог или у переполненной уличной урны. В Германии несоблюдение утилизации мусора построено исключительно на штрафах. Крупногабаритный мусор должен сразу вывозиться на свалку. Оставление его возле мусорного контейнера может грозить штрафом до 2500 евро. Также предусмотрены крупные штрафы за нарушение правил обращения с мусором: выброшенные в неположенном месте отходы могут стоить нарушителю до 75 евро. Немецкий опыт со штрафами не видится мне применимым в России в первую очередь из-за низких доходов населения.

В Германии и Франции идет тенденция замены мусоросжигательных заводов на мусороперерабатывающие. Так в Германии на государственном уровне создана масштабная система переработки: до 60-80% мусора перерабатывается с целью получения вторичного сырья или выработки электроэнергии. Более 15% всего сырья, используемого в стране, является вторичным, что позволяет существенно снизить нагрузку на окружающую среду. Во Франции работает более 300 заводов, занимающихся изготовлением вторичного сырья. Перерабатывается до 42% всего мусора, производимого в стране, что позволило значительно сократить количество отходов, поступающих на свалки. За последние 50 лет количество мусорных полигонов во Франции сократилось с 6000 до 250.


В Германии отказались от широкого использования мусорных полигонов еще в 2005 году. К 2014 году из 300 существовавших полигонов продолжали работать половина и то в ограниченном режиме.

В Берлине за вывоз мусора отвечает сервисная компания BSR (Berliner Stadtreinigungsbetriebe), образованная в 1951 году. Она насчитывает почти 6000 сотрудников, является одним из крупнейших работодателей в Берлине и крупнейшей компанией по утилизации бытовых отходов в Германии. Ее деятельность регулируется специальным законом, согласно которому она не может быть прибыльной. Если компания вдруг начинает зарабатывать или, наоборот, уходит в минус, пересматриваются тарифы для горожан. Корректировка происходит раз в два года. При этом город компании денег не дает. Сейчас в Берлине действует самый низкий в стране тариф на вывоз мусора - в среднем домохозяйство тратит на это 120 евро в год. В этом главное отличие берлинской системы от московской. В Москве мусором занимаются власти, в Берлине - горожане. У нас вывоз мусора как отдельная услуга вообще не рассматривается, он включен в общую стоимость "жилищных услуг".

В Париже, как и в Берлине, сбор мусора переложен на плечи самих граждан, а не муниципальных служб. В большинстве супермаркетов есть специальные отделения для использованных лампочек и батареек. Во всех городах установлены большие ящики для сбора старой одежды. Обслуживают их различные благотворительные организации. Раздельный сбор мусора осуществляется даже в поездах.

В Париже имеется три крупных мусоросжигательных завода. Для обеспечения нужд французской столицы необходимо четыре завода, однако из-за протестов населения четвертый завод так и не был построен. Сортировочных центров – шесть, и на них происходит отделение картона и бумаги, которые идут в дальнейшую переработку.

В Европейском Союзе утилизация мусора регулируется не только государственными нормами и законами, но и требованиями европейской комиссии. Общая рекомендация для стран-членов Евросоюза – тенденция на сокращение мусорных полигонов, строительство мусороперерабатывающих заводов и раздельный сбор мусора. В каждой стране этот план реализуется с разной скоростью. Если в Германии и Франции о раздельном сборе мусора начали заботиться еще с середины 1980-х годов, то в таких странах как, например, Румыния, ситуация больше похожа на российскую.