Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Факультет ГФ
Кафедра СГПД
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине Социальная психология (вариант №7)
Тема Коммуникативная сторона общения
Руководитель
Сафонова Т.В
(фамилия, инициалы)
(подпись) (дата)
Студент гр. ПСз-120
(группа)
Климова А.П.
(фамилия, инициалы)
(подпись) (дата)
Муром
2023
Содержание
0
Введение 2
1.Коммуникативная сторона общения. 3
2. Разновидности коммуникативных барьеров. 7
3. Психологические барьеры в общении. 15
Заключение 19
Список литературы 22
Введение
Культура речи является составляющей частью образа жизни любого человека. Она формируется с начала социализации личности, то есть с того момента, когда ребёнок начинает жить в обществе. Прививая нормы культуры речи с раннего детства, формируется основа грамотной, корректной, точной, лаконичной письменной речи; также формируется эмоциональная краткая или развёрнутая (при той или иной степени необходимости) устная речь. В деловой сфере человеку необходима и устная, и письменная речь, поэтому культура деловой речи формируется из данных двух форм.
Деловая речь является непременным условием и одной из составляющих делового образа работника.
Актуальность данной темы объясняется следующими обстоятельствами. Учитывая требования современной жизни, государственные служащие должны владеть как навыками делового речевого общения, так и навыками делового письма.
Практически все служебные дела начинаются, осуществляются и завершаются при помощи речевых взаимодействий между людьми (обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, подведение итогов, проведение совещаний, конференций и многое другое), поэтому современный работник должен грамотно строить свое устное деловое высказывание. Кроме того, современный человек должен в совершенстве владеть огромным разнообразием жанров делового письма. Грамотность письменной речи имеет большое значение в любой сфере деятельности.
-
Коммуникативная сторона общения.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации – коммуникативный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга – перцептивный аспект общения, взаимодействие – интерактивный аспект общения.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми Спецификой коммуникативного процесса является то, что люди не просто обмениваются информацией, но и стремятся понять ее, уловить суть, выработать общий смысл.
Цели коммуникации
| •Информировать |
•Предложить собеседнику выполнить определенные действия | |
•Убедить укрепить или изменить мнение собеседника по данному вопросу и, возможно, подтолкнуть его к соответствующему действию | |
•Создать доброжелательную атмосферу |
Модель коммуникативного процесса Гарольда Лассуэлла Гарольд Дуайт Лассуэлл (13 февраля 1902 - 18 декабря 1978) был американским политологом и теоретиком коммуникации. Он получил степень бакалавра философии и экономики и был докторантом Чикагского университета.
В своей работе «Структура и функции коммуникации в обществе», Г. Лассуэлл в 1948 году анализировал взаимосвязь между массовой коммуникацией и эффективностью пропагандистского эффекта. Его работа «Техника пропаганды во время мировой войны» стала классическим сочинением по изучению массовой коммуникации. Сам Г. Лассуэлл писал: «Самый удобный способ описания процесса коммуникации состоит в ответе на следующие вопросы:
Вербальное и невербальное общение Для обмена информацией используются разные средства, которые делят на две группы: вербальные и невербальные.
Рис. 2. Средства общения
Вербальное общение.
Единицей общения являются слова, которые составляют нашу речь. Для того чтобы поддерживать вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Для этого необходим богатый словарный запас, грамотность и выразительность речи, правильное произношение звуков и буквосочетаний.
При письменном общении необходимо знать правила орфографии и пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию, не исказить смысл передаваемого текста.
Есть старый мультфильм ("В стране невыученных уроков" пр-ва Союзмультфильм), в котором ученику, попавшему в сказочное королевство, нужно было правильно поставить знак препинания и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».
Р ечевое и письменное общение решает сразу несколько задач: Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях. Познавательная – человек получает знания и новую информацию.
Аккумулятивная – отображение накопленных знаний (написание конспектов, книг).
Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.
Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).
Речевое общение можно охарактеризовать по количеству участников
1. Монолог (один человек): выступление – на собраниях перед кем-то либо рассказывая стих перед классом; отчёт – важная информация, как правило, подкреплена цифрами; доклад – похоже на отчёт, но представляет собой более обширную информацию и описание; лекция – подача полезной информации для аудитории.
2. Диалог (двое или более людей):
обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
диспут – это дискуссия в рамках науки; собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.
Взаимопонимание в общении зависит от присутствия коммуникативных барьеров.
К оммуникативный барьер – это препятствие, возникающие на пути передачи информации между партнерами по общению и приводящее к разрушению взаимопонимания.
Коммуникативный барьер – абсолютное или относительное препятствие, возникающее в процессе общения, субъективно переживаемое или реально препятствующее взаимопониманию. Причинами возникновения барьеров являются мотивационно-ценностные, индивидуально-психологические, социально-психологические особенности общающихся.
Факторы возникновения коммуникативных барьеров:
различие культурно обусловленных норм общения, при взаимодействии представителей разных культур, наций;
большая разница в возрасте, когда каждый собеседник является носителем культуры, ценностей, идеалов норм своего поколения;
отсутствие обратной связи в контакте;
ошибки в понимании смысла слов; наличие подтекста, который не принимается во внимание.
2. Разновидности коммуникативных барьеров.
Семантический коммуникативный барьер.
Семантический барьер связан со значением, смыслом слов. Возникновение такого барьера неизбежно, так как человек запоминает полученную информацию не дословно, а пытается сначала осмыслить ее, опираясь на свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас и т.д.
Люди отличаются друг от друга опытом, кругозором, словарным запасом, мировоззрением, жизненными ценностями, потребностями. Многие слова имеют несколько значений, поэтому в зависимости от контекста одно слово может иметь разные смыслы.
Семантический барьер может возникать по разным причинам: ограниченный словарный запас у одного из партнеров и богатый - у другого, несовпадение у собеседников лингвистического словаря (тезаурусов) из-за социальных, культурных, психологических, национальных, религиозных и других различий между людьми. Поскольку каждый человек имеет неповторимый опыт, образование, индивидуальную способность к саморазвитию, свой круг общения и пр., постольку он имеет и неповторимый тезаурус. Когда собеседник понял совсем не то, что ему сказали, или то, но не в том смысле, тогда можно зафиксировать семантический барьер, который приводит к неэффективным коммуникациям.
Однако отсюда вовсе не следует, что взаимопонимание невозможно. В этом случае необходима обратная связь, позволяющая с помощью вопросов уточнить сказанное, достичь адекватного восприятия информации.
Логический коммуникативный барьер.
Он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Ход рассуждений одного собеседника непонятен другому, либо кажется ему неверным.
Основные причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому при логическом барьере:
-
неточность высказывания, витиеватость мысли; -
несовершенство перекодирования мыслей в слова; -
наличие логического противоречия в высказывании; -
наличие смысловых разрывов и скачков мысли; -
неуместное использование профессиональных терминов; неверное истолкование намерений собеседника; -
чрезмерное использование иностранных слов; -
неполное информирование партнера; -
быстрый темп изложения информации; игнорирование различных каналов восприятия; -
неадекватный язык тела, не совпадающий со словами.
Стилистический коммуникативный барьер.
Стилистический барьер возникает, когда форма речевого высказывания не соответствует содержанию общения.
Например, фамильярное обращение к пациентам «мамаша», «бабуля», «дедуля» недопустимо в деловом общении и может привести к конфликтной ситуации.
Стилистика отвечает за выразительность средств языка. Слишком вольное обращение с ней приводит к возникновению специфических стилистических барьеров. Для того чтобы быть хорошо воспринимаемым, нужно четко изложить информацию, основные доводы, аргументы, их подтверждающие, структурировать информацию таким образом, чтобы она была взаимосвязана и одна мысль как бы вытекала из другой.
Фонетический коммуникативный барьер.
Фонетический коммуникативный барьер возникает, когда собеседники разговаривают на разных языках, диалектах, а также при существенных дефектах речи и дикции, при косноязычии, речи с большим количеством слов-паразитов.
Фонетический коммуникативный барьер возникает и тогда, когда говорящий резко повышает голос. Специалистами в области общения доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Причем чем чувствительнее собеседник, тем чаще и быстрее это проявляется. Это происходит потому, что внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении к нему говорящего. В результате (в качестве защитной реакции) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные собеседнику, не осознаются им, понимание заблокировано.