Файл: Лекция Аудитория коммуникации Рекомендуемая литература Лекция Понятие коммуникации и законы коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект лекций по основам теории коммуникации
План
Лекция 1. Понятие и законы коммуникации
Лекция 2. Развитие средств коммуникации
Лекция 3. Типология коммуникации
Лекция 4. Коммуникационный процесс
Лекция 5. Фигура коммуникатора
Лекция 6. Содержание и средства коммуникации
Лекция 7. Аудитория коммуникации
Рекомендуемая литература
Лекция 1. Понятие коммуникации и законы коммуникации.
Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю) – обмен информацией между индивидами посредством общей системы знаков.
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале ХХ века.
Выделяют два подхода к коммуникации: механистический и деятельностный.
В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельностной парадигме коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. Целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.
В соответствии с целями коммуникация реализует информационную, экспрессивную и прагматическую функции. Информационная функция отражает способность сообщать информацию о предметах, явлениях, действиях и процессах. Экспрессивная функция выражает как смысловую, так и оценочную информацию о реалиях окружающей действительности.
Прагматическая функция направлена на передачу коммуникативной установки, рассчитывающую на адекватную реакцию реципиента в соответствии с социальной речевой нормой.
Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных
(брачные танцы птиц, язык пчел и др.). Коммуникацию у животных называют биокоммуникацией.
Необходимо развести понятия «коммуникация» и «общение». Общение
– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и
включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В процесс общения входят три составляющие: коммуникативная
(обмен информацией между людьми); интерактивная (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная (процесс восприятия коммуникантами друг друга и установление взаимопонимания). Законы коммуникации носят объективный характер, они выражают всеобщий характер информационного обмена как атрибутивного свойства живой материи и вместе с тем отражают взаимосвязи в обществе в целом и его отдельных частях. Законы коммуникации действуют в совокупности с другими социальными и природными законами.
Выделяют динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) законы коммуникации и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах).
Условия осуществления коммуникации:
1) Наличие не менее двух участников коммуникационного взаимодействия;
2) Взаимодействие по принципу обратной связи;
3) Знаковый характер сообщения;
4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации.
5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем.
Лекция 2. Развитие средств коммуникации.
Способы отражения действительности, средства коммуникации, механизмы регуляции поведения, деятельность современного человека формировались в течение миллиона лет, начиная с четвертичного периода, ознаменовавшегося появлением первых людей.
Питекантроп был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции. Предположительно, средства взаимодействия питекантропов имели сигнально-двигательный характер и основывались на механизме подражания и имитации.
Синантропы жили группами в пещерах, умели разводить и сохранять огонь, приготавливали на огне пищу. Для регуляции совместной деятельности в этот период средства коммуникации должны были выйти за пределы жестов и мимики.
Членораздельная речь начала формироваться у неандертальцев.
Регуляция поведения на уровне инстинкта уступала место более совершенным механизмам социальной регуляции посредством нового социального объединения (род) у кроманьонцев. Расширение первобытной

коммуны сделало необходимым введение упорядочивающих правил и норм поведения. Социальные мотивы деятельности становились более сильными, чем биологические.
Итак, в процессе эволюции формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад называют
«первая коммуникативная революция».
За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка; развитие электронных СМИ.
Проблема происхождения языка решается, в основном, с помощью гипотез.
Одной из первых появилась звукоподражательная гипотеза. Демокрит и
Платон считали, что человек в ранние периоды своего развития подражал звукам окружающего мира: крикам птиц, зверей, шуму воды и т.п.
Следующая теория, близкая к звукоподражательной – междометная.
Сторонниками этой гипотезы были древнегреческий философ Эпикур и биолог Чарльз Дарвин, языковеды Вильгельм фон Гумбольдт и А.А.Потебня.
Первотолчком к созданию слов они считали не внешний мир, а внутренние эмоциональные состояния человека. При этом эмоциональные состояния человек выражал не только с помощью звуков, но и с помощью жестов.
Одним из недостатков вышеупомянутых теорий явилось преувеличение сугубо биологического аспекта происхождения языка.
Собственно, ими изучалось происхождение механизма говорения и ассоциации внешних впечатлений и внутренних переживаний с языковыми знаками.
Еще одна теория – теория инстинктивных трудовых выкриков - добавила, с одной стороны, деятельностный аспект (мышление и действие были первоначально неразрывны), а с другой – аспект социальный (трудовые выкрики во время совместной работы становились символами трудовых процессов).
Социальный аспект преобладал в теории социального договора, которая рассматривала язык как сознательное изобретение и творение людей, утверждаемое договором между ними. Сторонниками этой теории были
Адам Смит, Жан Жак Руссо.
Развитие языка в процессе общественной производственной деятельности подчеркивались и Фридрихом Энгельсом: труд и затем членораздельная речь превратили постепенно мозг обезьяны в мозг человека.
Труд, язык и сознание (мышление) развивались одновременно, во взаимодействии.
Следует признать, что происхождение языка
– явление многофакторное. Здесь сыграли роль как биологические предпосылки, так и социальные факторы. Не следует забывать и о факторах чисто лингвистических.


В дальнейшем для интенсификации коммуникаций потребовалось изобретение средств связи, которые позволили бы осуществлять требуемые коммуникации и без публичного соприкосновения.
Письменность. Ранними формами письма были предметное и узелковое письмо. Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое и иероглифическое письмо. В пиктографии простые изобразительные знаки обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каждый отдельный знак обозначает слово или словосочетание. Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо. С помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации.
Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание значительно увеличило размах коммуникаций. Наборная печать была открыта в Германии И.
Гуттенбергом. С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации — хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных контактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур.
Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации.
Электронные СМИ решали ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объему передаваемой на большие расстояния информации.
Начало было положено созданием техники телеграфии. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное резко возросло число коммуникантов.
Более быстрый и более дешевый, чем телеграфная и телефонная, способ передачи сообщений на большие расстояния обеспечила беспроводная связь. С изобретением радио скорость передачи информации достигла скорости света, информация и данное средство коммуникации стали массовыми.
Телевидение. Новое средство коммуникации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры — экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и восприятия сообщений.
Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Сегодня компьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. Ключевым моментом такого схождения стало превращение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последовательности двоичных чисел. Цифровую информацию

можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям без потери качества.
Спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поистине глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением
- любому человеку, находящемуся в любой точке планеты.
Информационное пространство одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их в виртуальную плоскость.
Лекция 3. Типология коммуникации.
Существуют следующие типы коммуникаций: межличностная, групповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной сфере (культурно-духовной, научной, учебной, производственной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально- этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между континентами, странами, государствами, народами, территориями (межконтинентальные, межгосударственные, международные, межтерриториальные) и др.
Рассмотрим типы и виды коммуникаций, классифицируя их по наиболее значимым основаниям. Типы коммуникации выделяются по составу коммуникантов
(межличностная, групповая и массовая коммуникация). Виды коммуникаций: по способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные
(прямые), опосредованные
(дистанционные); по инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные; по степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные; в зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
Формы коммуникации. К формам коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.
Сферы коммуникации. Сферы коммуникации объединяются понятием специализированной коммуникации. Традиционно выделяются: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации.
Рассмотрим основные типы коммуникации.
Межличностная коммуникация - процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт.
Условие успешной межличностной коммуникации связано с созданием участниками «общей социальной

действительности», общего «здесь-и-сейчас», вне которого коммуникация вообще не может состояться. Данную предпосылку исследователи иногда называют договорным аспектом межличностной коммуникации.
Эффективность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. (В.П.Конецкая) Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация. Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих внутренний мир индивида в процессе накопления познавательного опыта: знание коммуникативных кодов, самонаблюдение и самосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета. В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу:
Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие.
Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения.
Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен.
Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения.
Групповая коммуникация.
Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении небольшого числа людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.Нижним пределом группы обычно называют диаду (общение двухчеловек) или триаду (общение трех человек); верхний зависит от характера еедеятельности.
Функции групповой коммуникации.
Коммуникация в малой группе,помимо информативной, выполняет следующие функции: формированиесогласия, обеспечение согласованных действий, складывание особойкультуры группы.
Коммуникативная структура малой группы. В малой группе разная информация распространяется по коммуникативным сетям. Эти сетибывают централизованными и децентрализованными. В централизованных сетях