Файл: Контрольная работа по дисциплине основы инклюзивного взаимодействия на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 54

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО

«ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики, управления и права Кафедра социологии и психологии

Контрольная работа по дисциплине

ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

на тему

Особенности психического развития людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности взаимодействия в профессиональной сфере.

Выполнил: Мелкозеров Егор Романович, студент гр. НБз-22-1

Проверил: ФИО, должность

Иркутск, 2023 г.

Особенности психического развития людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: развитие психические процессов и состояний, особенности формирования и проявления в разных видах деятельности, особенности становления социальной и профессиональной сферы.
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства людей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, а именно задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций, которые имеют различную степень выраженности. Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию человека, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. Отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

Несмотря на то, что российское государство провозглашает и законодательно оформляет права инвалидов, существует много проблем связанных с отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья. Современными российскими учеными отмечается неготовность общества к полноценному принятию инвалидов. Отмечается, что молодые инвалиды, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, замкнуты и отгорожены от людей. Причина –отсутствие 
базового чувства доверия к миру, устойчивой положительной самооценки и навыков общения. Это в значительной степени обусловлено недостаточной терпимостью и заботой общества об инвалидах.

Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут иметь как врожденные, так и приобретенные изменения, связанные с поражением центральной нервной системы или только отдельных органов движения. Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью, и локализацией мозгового поражения.

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и степени тяжести.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата делятся на следующие группы:

  1. Тяжелые нарушения. Лица с тяжелой степенью нарушения опорно-двигательного аппарата характеризуются отсутствием навыков самообслуживания или частичным владением ими, нарушениями или несформированностью прямостояния и ходьбы, невозможностью захвата и удержания предметов. Такие лица передвигаются только с помощью ортопедических приспособлений. Успешность овладения профессиональными навыками у лиц с тяжелыми формами нарушения функций опорно-двигательного аппарата не представляется возможной;

  2. Средняя степень нарушений— наиболее многочисленная группа. Лица со средней степенью тяжести нарушений могут самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, владеют навыками самообслуживания, однако эти навыки, как правило, недостаточно автоматизированы. Успешность овладения профессиональными навыками у таких лиц строго индивидуальна и зависит от многих факторов — характера дефекта, степени выраженности дефекта, сформированности волевой сферы;

  3. Легкая степень нарушения. Лица с легкими двигательными нарушениями передвигаются самостоятельно, уверенно чувствуют себя как в помещении, так и на улице, у них в достаточной степени сформированы навыки самообслуживания. Однако у них могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и другие проявления нарушения двигательных функций.


Общими признаками всех видов нарушений являются:

  1. упрощенные рефлекторные формы двигательной активности (не соответствующие возрастным нормам);

  2. задержка формирования всех основных моторных функций.

Назовем виды двигательных дефектов при нарушениях опорно-двигательного аппарата:

  • параличи и парезы. Паралич — полное отсутствие возможности совершать произвольные движения. Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и т.п.);

  • нарушение мышечного тонуса. Как правило, нарушения двигательных функций сопровождаются повышением мышечного тонуса или изменчивостью мышечного тонуса. Эта особенность лиц с нарушениями двигательной сферы не позволяет им выполнять те виды профессиональной деятельности, для которых необходимы скоординированность или ритмичность движений (сборка деталей и механизмов, управление движущимися объектами, работа, требующая быстрого реагирования на сигналы и т.п.);

  • синекизии — это непроизвольные движения, которые сопутствуют произвольным (например, движение рук при ходьбе). Наличие патологических синекизий затрудняет выработку автоматизированных моторных профессиональных навыков;

  • несформированность реакций равновесия;

  • нарушения ощущения движений. Эти нарушения ведут к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, в сохранении и удержании позы, к нарушениям координации движений. У многих лиц также искажено представление о собственных движениях, что приводит к нарушениям во взаимодействии с окружающей средой, в выработке моторных навыков и т.п.;

  • насильственные движения. К насильственным движениям относят непроизвольные неконтролируемые двигательные реакции. Такие движения затрудняют выполнение произвольных движений и овладение двигательными навыками.

Психологические особенности, которые проявляют лица с нарушениями двигательного развития в процессе учебной деятельности:

1. Внимание лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характеризуется повышенной истощаемостью. Их работоспособность быстро снижается, обучающиеся с трудом сосредотачиваются на задании.

2. У лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются отклонения в функционировании зрительного анализатора в виде затруднения фиксации взора на объекте, недостаточного уровня развития прослеживающей функции глаз, ограничения поля зрения.


3. 60–70 % лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата свойственно нарушение речи в форме дизартрии (нарушения произношения звуков), связанное с тем, что у таких лиц затруднено ощущение положения языка и губ.

Список литературы

  1. Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 97–99.

  2. Мжаванадзе Н.Ш. Психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Сыктывкар, 2013г., 90с.