ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Дошкольная дефектология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Специальная дошкольная педагогика 2»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Екатерина Викторовна Симонова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-1901г | |
| | |
Преподаватель | Светлана Анатольевна Анфисова Анна Юрьевна Козлова Елена Анатольевна Сидякина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 2: Решите кейс-задачи:
Задача 1. Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку. Как выбрать оптимальное направление работы и познакомить родителей с ее содержанием?
Решение задачи:
Оптимальное направление работы с родителями.
1. Психотерапия. Личная и в паре (если оба родителя готовы). Родителям необходимо прожить все стадии принятия факта, что ребенок имеет особенности в развитии. Жизнь семьи изменится однозначно. Важно стабилизировать родителей в новом статусе - родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Информационно-консультативное направление работы. Рассказать об особенностях диагноза (зрительные нарушения неоднородны).
• Что нарушено.
• Как ребенок будет воспринимать окружающий мир при тотальной слепоте (будут максимально задействованы другие органы познания мира: обоняние, осязание, слух), либо слабовидящие дети (тут все будет зависеть от клинической картины нарушения органов зрения).
• Рассказать о системе государственной помощи детям с нарушениями зрения: о системе в структуре здравоохранения, о системе образования детей с нарушением зрения.
3. Практико-ориентированное направление. Научить родителей ухаживать за ребенком, общаться, учить и воспитывать. Какие создать условия, на что опираться. Очень часто теоретические знания остаются теоретическими. Поэтому важно не только рассказать, как выстроить жизнь семьи, но и практически показать, что делать уже сейчас.
Реализовать данное направление через личные встречи, через организацию Школы особого родительства, например. Где будут проходить встречи с разными специалистами (врачами, психологами, реабилитологами, нейропсихологами, логопедами, дефектологами).
Посещение семей в частном порядке, чтобы научить, как в домашних условиях обучать, воспитывать, поддерживать здоровье ребенка. Рассказать родителям о направлениях и содержании работы при личной встрече. Говорить с родителями честно и открыто. Не давать ложных надежд. Разложить по фактам, что имеется. Что может быть, если следовать рекомендациям: пойти в личную терапию к психологу, посетить практикоориентированные семинары для родителей, получить консультацию у врачей с вероятными прогнозами и о текущим состоянием ребенка.
Что может быть, если родители не пойдут в терапию, откажутся от посещения семинаров.
Задача 2. Родители детей с нарушением зрения не оценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Какие задачи следует ставить в процессе работы с родителями детей с нарушениями зрения? Какие следует предложить формы работы с семьей?
Решение задачи:
Задачи, которые следует ставить в процессе работы с родителями:
1. Психологическая помощь родителям: снятие тревожности, принятие ребенка, формирование доверия, вера в ребенка.
Формы работы: личные встречи с психологом, психотерапевтом.
2. Просветительская деятельность. Делиться с родителями информацией о возможностях детей с нарушениями зрения. Наука и техника идут вперед, поэтому у детей с ОВЗ появляется все больше возможностей для обучения и развития, для реализации себя в жизни. Рассказать о возможности делегировать свои дела: приготовить, прибраться, сходить по магазинам, погладить белье и пр. Это может сделать помощница по дому. Тогда у родителей будет больше сил и терпения, чтобы быть с ребенка.
Формы работы: личные встречи, консультации психологов, круглые столы для родителей с участием специалистов, ролевые тренинги.
3. Организация совместного досуга родителей и детей с нарушением зрения.
Формы работы: мастер-классы, подвижные игры, литературные клубы, музыкальные клубы, тактильные клубы.
Задача 3. Дефектологу необходимо провести консультацию с воспитателями и родителями по вопросу «Особенности психолого-педагогического сопровождения семей лиц с нарушениями зрения». Объясните, что включает понятие «психолого-педагогическое сопровождение семей»? Необходимо ли тематическое планирование совместной работы воспитателя
, дефектолога и родителей по организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями зрения в семье?
Решение задачи:
Понятие психолого-педагогическое сопровождение семей включает в себя:
1) Знакомство с семьей и составление портрета семьи, в которой воспитывается ребенок.
2) Составление коррекционно-образовательного маршрута для ребенка.
3) Составление рекомендаций для родителей по особенностям обучения и воспитания ребенка в семье.
4) Составление рекомендаций для воспитателей по организации образовательного процесса в ДОУ.
5) Встречи, беседы с родителями профилактической направленности: эмоциональное выгорание родителей, ресурсы, тревога и тд.
6) Практико-ориентированные встречи: как научить ребенка самостоятельно есть, складывать одежду, заправлять постель, переходить улицу и тд.
7) Фиксирование результатов ребенка: научился/ не научился, освоил навык/не освоил.
8) При необходимости корректировка индивидуального маршрута ребенка.
Тематическое планирование совместной работы воспитателя, дефектолога и родителей по организации индивидуальной коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями зрения считаю необходимым. Так как это обеспечит более прочное усвоение знаний, более быстрое освоение навыков. Так как помимо занятий будет закрепление дома и в группе детского сада.
1 Оставить нужное