Файл: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

В современном обществе большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности учащихся, поскольку именно этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

Важно понимать, что ученик должен быть готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; ему необходимо научиться решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; важно обладать способностью строить социальные отношения; требуется сформировать рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Именно учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, поэтому важно понимать, какие же типы заданий должен применять преподаватель на уроках русского языка, чтобы помочь ребенку сформировать функциональную грамотность. Для развития коммуникации, кооперации, креативности и критического мышления мы разработали систему уроков, позволяющую отработать необходимые навыки.



Фрагмент урока русского языка «Причастный оборот и его роль в предложении»

Стадия «Рефлексия».

Учитель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...»Пусть наши руки не так еще умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения.

Я предлагаю представить летний теплый день. Присмотреться к тому, что окружает вас, прислушаться к оживленному движению вокруг. Ощутите тепло и легкое дуновение ветра. Напишите пейзажную зарисовку-эссе, используя причастия. Кому трудно выполнить эту работу напишите синквейн на тему «Летний день».

«Что я увидел летним днем...»
«Звуки летнего дня...»
«Что я чувствую в этот летний день»
Работы учащихся

Что я увидел летним днем

Поражающее своей непостоянность лето удивляло меня все больше и больше. Однажды в один из
удачных июльских дней я вышел на улицу, освещенную ярким солнцем, и увидел удивительную картину: недалеко от меня громко жужжали осы, напоминающие мне о том, что прошла ещё только половина лета и до нового учебного года еще есть время. Впереди я увидел играющих детей, которые беззаботно резвились на площадке. Совсем рядом пробежала огромная собака, напугавшая меня своим лаем. Тогда я понял, что живу в удивительном месте, где все наполнено жизнью.

Звуки летнего дня

Летний день наполнен целым оркестром звуков. Прислушайтесь – и вы услышите, как ветер играет на медных трубах непрекращающийся вальс, как птицы, спасающиеся от летней жары, начинают исполнять интересную песню. Поддерживаю это волшебное выступление и сверчки, затянувшие на скрипке удивительную и прекрасную мелодию. Все сливается в этом музыкальном потоке. На таком концерте каждый захочет занять место только в первом ряду, чтобы в момент тишины крикнуть: «Браво!»

Что я чувствую в этот летний день

Такое родное, теплое, искрящееся лето. Легкий ветерок, играющий с моими волосами, щекочет мне руки. Солнечные лучи, обрадованные моему появлению, укутываю меня теплым покрывалом света. Все радуется моему появлению, поэтому мне так хорошо и спокойно в этот летний день.