Файл: Технология развития критического мышления учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выполняются основные правила проведения мозгового штурма:

- не повторяться;

- чем больше список идей, тем лучше;

- идеи не оценивать и не критиковать;

- разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее;

- слово предоставляется каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

- полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий.
2 стадия - «Осмысление материала»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

Прием «Инсерт» (пометки на полях).

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.

Прием «Фишбоун».

Нередко в тексте или объяснении учителя на уроке содержатся те или иные учебные проблемы. Они обсуждаются, идет поиск их решений. Вместе с тем иногда эти проблемы обозначены неявно. В этом случае школьники могут не обратить на них внимания или будут испытывать затруднения при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее аспекты. Лучше всего если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу. “Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.


3 стадия - «Рефлексия»

Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими. На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер.

Прием «Написание эссе».

Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».
Заключение
В данном реферате рассмотрены сущность и описаны некоторые приемы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках физики.

Использование описанных выше и других приёмов технологии РКМ повышает мотивацию учащихся к обучению. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Обладая критическим мышлением, человек знакомясь с теми или иными идеями рассматривает возможные последствия их реализации. Проблема развития критического мышления очень актуальна сегодня, а также будет актуальна и «завтра».

Для того чтобы успешно внедрять технологию «критического мышления» в практику надо:

- научить учащихся оценивать не только себя, но и других;

- вырабатывать навыки самостоятельной работы;

- осмысливать, применять и оценивать большой объем информации.

Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия.
Список литературы:
1. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. Науч. Конф. А43 (г. Самара, август 2015г.). – Самара.: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – vi, 174 с.



2. Асмолов А.Г.,.Бурменская Г.В, И.А.Володарская и др Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2011.

3. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

4. Игорь Загашев Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма [Электронный ресурс] http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

5. Методические приемы РКМЧП [Электронный ресурс] http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf.

6. Примеры уроков с использованием технологии "Критическое мышление" (физика, химия, ОБЖ) [Электронный ресурс]

http://gimn6.ru/article.asp?id_text=122.

7. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [Электронный ресурс] http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html 32