Файл: Практических заданий по дисциплине экономическая теория практическое занятие.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра Государственное муниципальное управление Форма обучения: заочная/дистанционная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема 1. «Экономические потребности, блага и ресурсы. Проблема выбора» 1. Основные термины и понятия
1. Внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности | З |
2. Все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности | Б |
3 Блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга. | Г |
4.Блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом . | В |
5. Процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов. | К |
6. Ресурсы, которые используются в производстве товаров и услуг | Л |
7. Проблема, возникающая в связи с невозможностью удовлетворения всех потребностей людей с помощью имеющихся ресурсов | И |
8. График, показывающий различные комбинации производства двух альтернативных видов экономических благ в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии – | Е |
9. Стоимость производства одного блага, измеренная количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного блага | А |
10. В условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного блага приходится отказываться от все большего количества других благ. | А |
*) Здесь и далее среди терминов и понятий имеется дистрактор - излишнее понятие
или термин
а. Альтернативные издержки
производства
б. Благо
в. Взаимодополняющие блага
г. Взаимозаменяемые блага,
д. Закон убывающей отдачи
е. Кривая производственных
возможностей
ж. Основные вопросы экономики
з. Потребности
и. Проблема выбора
к. Производство
л. Факторы производства
Задача №1.
На основании нижеприведенных данных:
Варианты Автоматы
(тыс. шт.)
Телевизоры
(млн. шт.)
Альтернативные
издержки производства 1 тыс. автоматов
A 0 28
B 3 24
C 6 18
D 9 10
E 12 0
1) заполните таблицу недостающими данными;
2) отложив на горизонтальной оси автоматы, а на вертикальной
телевизоры, постройте кривую производственных возможностей;
3) найдите точки, соответствующие: а) производству 15 млн.
телевизоров и 4 тыс. автоматов, б) производству 10 тыс. автоматов и
16 млн. телевизоров Возможно ли такое производство? Эффективно оно или
неэффективно?
4) предположим, что в результате технического прогресса
производительность труда в радиотехнической промышленности
повысилась, и теперь при тех же ресурсах можно производить:
Варианты Автоматы
(тыс. шт.)
Телевизоры
(млн. шт.)
A 0 32
B 3 28
C 6 22
D 9 14
E 12 0
Кривая производственных возможностей графически представляет собой линию, совокупность точек которой, отражает выпуск альтернативных видов продукции при эффективном использовании ресурсов общества.
Кривая производственных возможностей, для указанных в условии задачи данных, представлена на рисунке 1.
Производство 4 млн. автоматов и 15 тыс. телевизоров. графически представлено точкой ‘Л’. Данная точка расположена ниже кривой производственных возможностей, что означает неполное использование ресурсов обществом при производстве телевизоров и автоматов. Эта точка демонстрирует неэффективность производственного процесса. Выпуск 10 млн. автоматов и 16 тыс. телевизоров проиллюстрирован точкой ‘М’. Она лежит выше кривой производственных возможностей и определяет набор товаров в количестве, недоступном для производства, в силу ограниченности ресурсов
, находящихся в распоряжении общества.
Рассчитаем альтернативные издержки (CA) выпуска дополнительного количества автоматов по формуле:
∆А – изменение выпуска автоматов;
∆T – изменение выпуска телевизоров.
Альтернативные издержки выпуска дополнительного количества телевизоров (CT):
Результаты расчетов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Альтернативные издержки выпуска автоматов и телевизоров.
Вариант | Автоматы, млн. шт. | Телевизоры, тыс. шт. | Альтернативные издержки 1 млн. автоматов (в телевизорах) | Альтернативные издержки 1 тыс. телевизоров (в автоматах) |
A | | | - | |
Б | | | 1333,3 | |
В | | | | |
Г | | | 2666,7 | |
Д | | | 3333,3 | - |
Суммы альтернативных издержек, отраженных в таблице 1, увеличиваются по мере все большей специализации экономики общества на выпуске одного продукта. Увеличение выпуска автоматов с 0 до 3 млн. шт. сопровождается альтернативными издержками в 1333,33 телевизора на 1 млн. шт. автоматов, увеличение же выпуска автоматов с 9 млн. шт. до 12 млн. шт. связано с альтернативными издержками в 3333,3 телевизора на 1 млн. шт. автоматов. Такая же динамика величины альтернативных издержек характерна для увеличения выпуска телевизоров: 300 тыс. шт. автоматов на 1 тыс. шт. телевизоров при увеличении выпуска телевизоров с 0 до 10 тыс. шт. и 750 тыс. шт. автоматов на 1 тыс. шт. телевизоров при увеличении выпуска телевизоров с 24 тыс. шт. до 28 тыс. шт.
Увеличение скорости роста альтернативных издержек при концентрации ресурсов общества на выпуске одного продукта связано с их ограниченной взаимозаменяемостью, т.е. увеличивая выпуск одного продукта, общество вынуждено вовлекать в его производство все большее количество ресурсов специфичных и эффективных для производства другого продукта, тем самым, уменьшая его выпуск.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (Темы 2,3) Тема 2. «Теория рынка» 1. Основные термины и понятия Каждому из приведенных положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие, отмеченный буквами
1. Изменение реального дохода в результате изменения номинальная заработная плата | Н |
2. Изменение структуры спроса (замещение одного товара другим) в связи с тем, что изменилась цена товара, на который предъявляется спрос | О |
3. Низкокачественные товары, занимающие высокий удельный вес в расходах покупателей и спрос на которые при повышении цены возрастает | И |
4. Товары, спрос на которые возрастает по мере увеличения дохода | Д |
5. Степень изменения спроса под влиянием изменения различных факторов | Л |
6. Степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара | Е |
7. Процентное отношение изменения величины спроса к процентному изменению дохода | М |
8. Превышение величины предложения над величиной спроса. | Б |
9. Разность между ценой рыночного равновесия и той ценой, по которой продавец готов продавать товар. | Г |
10. Разность между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар и ценой рыночного равновесия. | В |
11. Ситуация, при которой ни один участник рынка не может улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положения других. | З |
12. Товары, спрос на который падает при снижении цены другого товара. | А |
13. Цена, при которой спрос равен предложению | К |
( Здесь и далее среди терминов и понятий имеется дистрактор - излишнее
понятие или термин)
а. Взаимозаменяемые товары
б. Излишек
в. Излишек потребителя
г. Излишек производителя
д. Нормальные (качественные) товары
е. Перекрестная, эластичность
ж. Потребительское равновесие
з. Рыночное равновесие
и. Товары Гиффена
к. Цена рыночного равновесия
л. Эластичность спроса
м. Эластичность спроса по доходу
н. Эффект дохода
о. Эффект замещения
Задача
На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-ой приходится 70% продаж, на
долю 2-ой – 30%.
1) Определить индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ),
2) Как изменится индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ), если
а) объемы продаж 1-ой фирмы увеличится на 10%?
б) две фирмы объединятся?
в) вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с
объемом продаж в 50 и 20%?
Решение:
На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-ой приходится 70% продаж, на долю 2-ой – 30%.
1) Определить индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ),
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-:
HHI = S21 + S22 + .+ S2n
для наших данных:
HHI = 702 + 302 = 5800
Поскольку HHI > 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая).
Слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (dHHI=Hновый-Hпрежний ≤ 50); если индекс dHHI увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если dHHI более 100 - слияние запрещается.
2) Как изменится индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ), если
а) объемы продаж 1-ой фирмы увеличится на 10%?
Объем продаж фирмы вырастет на 10 % , то у второй фирмы объем продаж упадет на 10.
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
HHI = S21 + S22 + .+ S2n
для наших данных:
HHI = 802 + 202 = 6800
Поскольку HHI > 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая).
Слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (dHHI=Hновый-Hпрежний ≤ 50); если индекс dHHI увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если dHHI более 100 - слияние запрещается.
б) две фирмы объединятся?
Индекс Херфиндаля или Индекс Херфиндаля-Хиршмана:
HHI = S21 + S22 + .+ S2n
для наших данных:
HHI = 1002 = 10000
Поскольку HHI > 1800, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая).
Слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (dHHI=Hновый-Hпрежний ≤ 50); если индекс dHHI увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если dHHI более 100 - слияние запрещается.