Файл: Контрольные вопросы, задания и упражнения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные вопросы, задания и упражнения.

1.Дайте краткую характеристику социометрического метода исследований.

Социометрия – это одно из теоретических и прикладных направлений в современной зарубежной социальной психологии и микросоциологии.

Некоторые авторы считают, что социометрию можно рассматривать как социологически реформированную ветвь психоанализа. Она возникла в первой четверти ХХ века, когда ученые попытались применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрию связывают с именем американского ученого Морено (родился в 1892 г.) – психиатра и социального психолога, который был учеником З.Фрейда.

По Морено

Социометрические методы – это система технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей данного индивида с членами той группы, в которой человек работает и живет.

Термин «социометрия» состоит из двух латинских слов «socius» – товарищ, компаньон соучастник и «metrum» – измерение. То есть социометрическое измерение – это метрическое, количественное изучение эмоционально-психологических связей между людьми.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы (например, учебного, научного, армейского, спортивного или производственного коллектива).

С помощью социометрии можно:

  • получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе,

  • выявить характер и степень развития психологических взаимоотношений,

  • диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения,

  • измерить степень сплоченности или разобщенности в группе;

  • выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;

  • обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

Данные социометрии широко используются в воспитательной работе в учебных заведениях, при изучении
стилей руководства в группах на производстве, в армии, спортивных организациях.
2. Подготовьте сообщение по теме «Джекоб Морено (1892-1974) как основоположник социометрии».

Джекоб (Якоб) Леви Морено родился 18 мая 1889 года в Бухаресте (Румыния), в семье испанских евреев, он был старшим из шести позже появившихся на свет братьев и сестер.

Высшее образование Морено получил в Венском университете, где изучал медицину и философию. Там же он познакомился с трудами З. Фрейда, которые оказали значительное влияние на его дальнейшее творчество. Во время обучения Морено заинтересовался психиатрией, и после окончания учебы с 1925 года он работал в различных психиатрических клиниках и институтах Австрии.

В этот же период Морено заинтересовался психологическими процессами, протекающими в малых группах. По его мнению, изучая данные процессы в малой группе, отражающей неформальную микроструктуру общества, с позиций, близких гештальтпсихологии и психоанализу, можно увидеть, что психологическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений.

Для выявления скрытой от внешнего наблюдателя структуры этих отношений, определяющейся эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями, притяжениями и отталкиваниями, Морено разработал метод социометрии.

В 1927 году Морено переехал в США, где и жил до самой смерти. В 1936 году он основал первый терапевтический театр, а также клинику в Бикон-Хилле.

Свои научные наработки Морено отразил в книге «Социометрия и изучение человека» (1953).

Социометрический метод, созданный Джекобом Морено, оказал значительное влияние на развитие психиатрии, психологии и социологии. Элементы социодрамы входят в поведенческую психотерапию, социально-психологический тренинг, в деловые игры. Сегодня социометрический метод активно применяется в различных учреждениях при формировании малых групп.

3. Подготовьте социометрическую карточку для проведения опроса в вашей группе.



Социометрическая карточка – методический инструмент в виде опросного листа, анкеты, теста для сбора информации (см. анкету и вопросник).


 ФИО

Тесная
дружба

Хорошие
знакомые

Здороваемся

Связывают
только
дополнительные
занятия

Лучше его\ее не знать

Друг 1

 

 

 

 

 

Друг 2

 

 

 

 

 

Друг 3

 

 

 

 

 

Друг 4

 

 

 

 

 


4. Дайте определение понятия «социометрическая мишень». Изобразите в виде социометрических мишеней, во-первых, ожидаемое и, во-вторых, желаемое Вами ваше положение в группе.

Социограмма-мишень – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы.







Я-





хочу

5. Дайте определение понятий «групповая сплоченность» и «групповая интегрированность». Сравните соответствующие социометрические индексы.

Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Групповая сплоченность — это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и «лица» в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается.

Групповую сплоченность можно наблюдать и в неформальных компаниях подростков, которые ищут любую возможность, чтобы собраться, даже когда этим «сборищам» активно мешают родители. Групповая сплоченность существует и в формально организованных группах, например, в профессиональных спортивных командах, военных или полицейских отрядах, члены которых идут на существенные жертвы, чтобы помочь друг другу в выполнении общей миссии. Однако в большинстве организованных объединений групповая сплоченность не характеризуется ни неблагоприятной обстановкой, ни великими потрясениями. Члены группы могут регулярно встречаться, делиться опытом, обмениваться информацией и оказывать друг другу практическую помощь.
Групповая интегрированность личности предполагает идентификацию своей личности с конкретной общностью, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми, входящими в них. Групповая интегрированность должна сочетаться с гражданственностью.


Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:



где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы,  – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.

Возможен расчет Ci+ – положительного и Ci – отрицательного статуса в группах малой численности (N).
6. Проведите операционализацию понятия «групповая интегрированность».

Групповая интегрированность должна сочетаться с гражданственностью. Коммуникативность личности — построение отношений с людьми на основе открытости, доброжелательности, дружественности, способности к пониманию, сопереживанию (эмпатийности) и бескорыстной помощи (альтруистичности), демократичности, справедливости, порядочности и честности. 

7. Проанализируйте специфические особенности поведения личности с конформистским, нонконформистским (негативистским) и коллективистским самоопределением. Как, по Вашему мнению, будет влиять изменение уровня сплоченности коллектива на характер взаимоотношений этих типов личностей с группой?

«Конформистами» называют людей, которые никогда не высказывают личную позицию, не идут наперекор установленным порядкам и нормам. Это не всегда плохо: конформисты не только пассивны и покорны, но и быстро приспосабливаются к любой ситуации, они толерантны и легко следуют правилам.

«Нонконформизм» — термин, который означает противоположную систему взглядов: приставка «нон» переводится на русский как «не». Нонконформисты не будут мириться с тем, что их не устраивает: они способны отстаивать свою позицию, критиковать политический режим или общественное мнение.

Коллективистское самоопределение - избирательное отношение индивидов к воздействиям конкретной социальной общности, при котором они принимают одни из ее влияний и отвергают другие в зависимости от опосредствующих факторов: идеалов, целей деятельности, принятых социальных ценностей, норм и т. п.