Файл: Контрольная работа 1 Русский язык и культура речи Стилистические пласты современного русского литературного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СПБУТУИЭ
ИНСТИТУТ ГУММАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ
Выполнил : Быстров Сергей Сергеевич
ГРУППА : МК01 - 22
Контрольная работа 1
«Русский язык и культура речи»
«Стилистические пласты современного русского литературного языка»
Задание 1
Слова с твёрдым согласным перед [э] | Слова с мягким согласным перед [э] | Вариантная норма произнесения согласного |
Альтернатива | | Гипотеза |
Анестезия | | Декан |
Антенна | Берет | Идентичный |
Артерия | Модель | Протез |
Бактерия | Нейтрон | Партер |
Бандероль | | Рейд |
Бассейн | Бизнес | Тезис |
Вундеркинд | Велотрек | Термос |
Генетика | Гейзер | Террор |
Геодезия | Гипотеза | |
Гротеск | Дебют | |
Детектив | Дегустация | |
Индекс | Демагог | |
Модель | Депрессия | |
Панель | Интеллект | |
Темп | | |
Шедевр | Сервис | |
Шинель | Синтез | |
Экземпляр | Стратегия | |
Экспресс | Терапевт | |
| | |
| Форель | |
Ватерлиния | | |
| | |
Задание 2
безУдержный,
валовОй,
втрИдорога,
осуждËнный,
издрЕвле,
инАче,
исконИ,
Исстари,
мАстерскИ,
мЕльком,
премировАть,
наОтмаш,
апострОф,
бюрокрАтия,
ветеринАрия,
кулинАрИя,
полиграфИя,
соглядАтай,
украИнский,
шассИ,
вероисповЕдание,
одноврЕменно,
баловАть,
гофрирОванный,
АвгустОвский,
газопровОд,
ломОть,
кремЕнь,
пЕрчИть,
бЕнзопровОд,
патриАрхИя,
срЕдства,
танцОвщик,
филантрОпия,
Иконопись,
Искра,
феномЕн,
арАхис,
диспансЕр,
твОрог,
ходАтайствовать,
зевОта.
Задание 3. Грамматические нормы.
Главное авеню, сладкое безе, потерянный евро, собранное жюри, полученная мозоль, тёмная вуаль, розовый фламинго, австралийский кенгуру, проданное кольраби, изданное коммюнике, древний суахили, выпитый кофе, последнее пенальти, дорогое салями, подувший сирокко, популярное табу, именитый режиссёр, богатый транжира, вечный пьяница, неизлечимый сластена, страшная цеце, чудовищное цунами, богатые Хельсинки, родной Дунай, красивая Волга, тихий Дон, поражающая Калахари, далёкая Миссисипи, китайская Янцзы.
Задание 4. Грамматические нормы.
Тормоза – тормозы;
Корпусы – корпуса
Пояса – пояса
Образа – образы
Ордена – ордены
Повода – поводы
Им. П. ед. ч. | Им. П. мн. ч. | Р. П. мн. ч. |
Апельсин | Апельсины | Апельсинов |
Помидор | Помидоры | Помидоров |
Гусар | Гусары | Гусаров |
Бурят | Буряты | Бурятов |
Катер | Катера | Катеров |
Килограмм | Килограммы | Килограмм |
Кочерга | Кочерги | Кочерëг |
Полотенце | Полотенца | Полотенец |
Торт | Торты | Тортов |
Ватт | Ватты | Ватт |
Ампер | Амперы | Ампер |
Чулок | Чулки | Чулков |
Носок | Носки | Носок |
Барышня | Барышни | Бырышень |
Свеча | Свечи | Свеч |
Ясли | Ясли | Ясель |
Цапля | Цапли | Цапель |
Задание 6. Лексические нормы.
1. Началась избирательная кампания.
2. Сегодня в нашей программе интервью с экс-премьером.
3. Чтобы добиться успеха, надо принять эффективные меры.
4. Вполне реально принять закон в первом чтении.
5. Глиняная посуда пользуется спросом у туристов.
6. Депутаты приняли решение, которое способствует исправлению отмеченных недостатков.
7. Бабушка ласково кивает головой.
8. Иван Бунин испытывал тоску по родине, когда эмигрировал во Францию.
9. В Волгограде есть большой памятник «Родина-мать».
10.Первоклассники изучают азы русской грамматики.
Задание 7 Лексические нормы
Восстановление - реставрация
Восстановление – действие по глаголу восстановить. Восстановление города.
Реставрация - восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого. Реставрация памятника.
Сотрудничество - взаимодействие
Сотрудничество - действие по глаголу сотрудничать. Сотрудничество двух фирм.
Взаимодействие - взаимная связь явлений. Взаимодействие живой и неживой природы.
Агитация - пропаганда
Активная деятельность по распространению политических идей средствами массовой информации, устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы. Агитация прошла успешно.
Пропаганда - рспространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения. Пропаганда в Океании есть на каждом шагу.
Осваивать - обживать
Осваивать – вполне овладеть чем-нибудь, научиться употреблять что-нибудь, пользоваться чем-нибудь. Освоить пользование компьютером.
Обживать – осваивать новые места, приспосабливая для жизни. Обживать пустующие леса.
Импульс - толчок
Импульс – побудительный момент, толчок, вызывающий какое-либо действие. Импульс от удара.
Толчок – резкий короткий удар, производимый движением от себя. Толчок в сторону.
Авария - катастрофа
Авария – повреждение, выход из строя какого-либо механизма, машины, транспортного и т.п. во время действия, движения. Авария на производстве.
Катастрофа – неожиданное бедствие, происшествие с несчастными, трагическими последствиями. Ужасная катастрофа случилась на побережье в тот вечер.
Реформа - изменение
Реформа – преобразование, изменение в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний. Денежная реформа.
Изменение – действие по глаголу измениться. Изменение климата.
Задание 8
Стилистические нормы
Слово | Словосочетание 1 | Словосочетание 2 |
Лицо | Юридическое лицо | Физическое лицо |
Жалоба | Апелляционная жалоба | Частная жалоба |
Преступление | Тяжкое преступление | Умышленное преступление |
Меры | Санитарные меры | Предохранительные меры |
Задание 9. Стилистические нормы. Словообразовательные нормы.
Глагольное словосочетание | Именное словосочетание |
Решать проблемы | Решение проблем |
Охранять границы | Охрана границы |
Защищать права | Защита прав |
Уличить во лжи | Уличение во лжи |
Урегулировать общественные отношения | Урегулирования общественных отношений |
Обжаловать в суде | Обжалование в суде |
Соблюдать законы | Соблюдение законов |
Задание 10. Пунктуационные нормы.
Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник, когда отец, отставив банки с клейстером, инструменты и неоконченную работу, садился, сняв передник, отдохнуть с трубкой в зубах, – забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивая об их назначении. Так начиналась своеобразная фантастическая лекция о жизни и людях – лекция, в которой, благодаря прежнему образу жизни Лонгрена, случайностям, случаю вообще, – диковинным, поразительным и необыкновенным событиям отводилось главное место. Лонгрен, называя девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался,
переходя от объяснений к различным эпизодам, в которых играли роль то брашпиль, то рулевое колесо, то мачта или какой-нибудь тип лодки и т. п., а от отдельных иллюстраций этих переходил к широким картинам морских скитаний, вплетая суеверия в действительность, а действительность – в образы своей фантазии. Тут появлялась и тигровая кошка, вестница кораблекрушения, и говорящая летучая рыба, не послушаться приказаний которой значило сбиться с курса, и “Летучий голландец” с неистовым своим экипажем; приметы, привидения, русалки, пираты – словом, все басни, коротающие досуг моряка в штиле или излюбленном кабаке. Рассказывал Лонгрен также о потерпевших крушение, об одичавших и разучившихся говорить людях, о таинственных кладах, бунтах каторжников и многом другом, что выслушивалось девочкой внимательнее, чем, может быть, слушался в первый раз рассказ Колумба о новом материке. “Ну, говори еще”, – просила Ассоль, когда Лонгрен, задумавшись, умолкал, и засыпала на его груди с головой, полной чудесных снов.