Файл: Рабочая программа по музыке на уровень основного общего образования составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке на уровень основного общего образования составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, МБОУ «Песчанская средняя общеобразовательная школа» на основе Примерной программы основного общего образования по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы

Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017.

Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).


Для реализации рабочей программы используются следующие учебники:

Музыка : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций

/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 10-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019.

Музыка : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций

/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 10-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019.

Музыка : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 10-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019.

Музыка : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 10-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019.

Сроки реализации программы - 4 года

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план основного общего образования (ФГОС) школы предусматривает обязательное изучение музыки на этапе основного общего образования в объеме 136 ч, в том числе: в 5 классе — 34 ч, в 6 классе — 34 ч, в 7 классе — 34ч ,в 8 классе - 34 ч.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Календарно – тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Фактические сроки

прохождения

Характеристика деятельности учащихся

Использование краеведческого материала

Раздел №1 Музыка и литература.

(Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчество. Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XXв. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека.)


1.

Что роднит музыку с литературой.


1







Выявлять общность жизненных

истоков и взаимосвязь музыки с

литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;

понимать особенности музыкального воплощения

стихотворных текстов.

Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, театрализации.

Находить ассоциативные связи

между музыкальными художе-

ственными образами и образами

других видов искусства.

Владеть музыкальными термина ми и понятиями в пределах из-

учаемой темы.

Размышлять о знакомом музы-

кальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения.

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Находить жанровые параллели

между музыкой и другими вида-

ми искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове,

изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и раз-

личии выразительных средств музыки и литературы.

Понимать особенности воплощения в музыке образов стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные образы и/или произведения к изучаемой музыке.

Самостоятельно исследовать

жанры русских народных песен и

виды музыкальных инструментов.

Определять характерные черты

музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т. п.

Исполнять отдельные образцы

народного музыкального творче- ства своей республики, края, ре-

гиона и т. п.

Участвовать в коллективной

исполнительской деятельности

(пении, пластическом интони-

ровании, импровизации, игре на

музыкальных инструментах —

элементарных и электронных).

Передавать свои музыкальные

впечатления в устной и письмен-

ной форме.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

Делиться впечатлениями о кон-

цертах, спектаклях и т. п.

Использовать электронные об-

разовательные ресурсы для поис-

ка литературных и музыкальных

произведений, видеозаписей ис-

полнения небольших музыкаль-

ных сочинений, опер, балетов,

мюзиклов, музыкальных фильмов;

самостоятельно работать с обучающими программами.

Собирать коллекцию музыкаль-

ных и литературных произведе-

ний, видеофильмов

Песня Белгородской области «Как пойду я на улицу»

2.

Вокальная музыка.


1










3.

Вокальная музыка.


1










4.

Фольклор в музыке

русских композиторов.

1










5.

Фольклор в музыке

русских композиторов.

1










6.

Жанры инструментальной

и вокальной музыки.


1










7.

Вторая жизнь песни.


1










8.

Обобщение материала 1 четверти.


1










9.

Всю жизнь мою несу родину в душе….


1










10.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.


1










11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.


1










12.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.


1










13.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


1










14.

Музыка в театре, кино, на телевидении.


1










15.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора.

1










16.

Обобщение материала 2 четверти.

1










Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство. (Музыка как вид искусства.

Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека.)

17.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1







Выявлять общность жизненных

истоков и взаимосвязь музыки с

литературой и изобразительным

искусством как различными спо-

собами художественного познания

мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального

произведения с формой его во-

площения.

Находить ассоциативные связи

между музыкальными художе-

ственными образами и образами

изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и резуль-

татом музыкального развития, вы-

являя сходство и различия интона-

ций, тем, образов в произведениях

разных стилей, форм и жанров.

Распознавать художественный

смысл различных форм построе-

ния музыки.

Участвовать в совместной дея-

тельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследовать интонационно-об-

разную природу музыкального

искусства.

Определять взаимосвязь музы-

ки с другими видами искусства

(литературой, изобразительным

искусством, театром, кино и др.)

на основе осознания специфики

языка каждого из них.

Владеть музыкальными термина-

ми и терминами из области изо-

бразительного искусства в преде-

лах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную от-

зывчивость, личностное отно-

шение к музыкальным произ-

ведениям при их восприятии,

исполнении.

Использовать различные формы

музицирования при выполнении

творческих заданий, освоении

содержания музыкальных произ-

ведений.

Исполнять песни и темы инстру-

ментальных произведений отече-

ственных и зарубежных компози-

торов.

Различать виды оркестров и

группы музыкальных инструмен-

тов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-об-

разное содержание музыки и

произведений изобразительного

искусства в драматизации, пла-

стическом движении, свободном

дирижировании.

Импровизировать в пении, игре,

пластике, создании художествен-

ных образов (рисование под му-

зыку).

Формировать личную фонотеку,

библиотеку, видеотеку, коллек-

цию произведений изобразитель-

ного искусства.

Самостоятельно подбирать сход-

ные и/или контрастные образы

произведений изобразительного

искусства (живописи, скульптуры)

к изучаемой музыке.

Определять взаимосвязь музы-

ки с другими видами искусства

(литературой, изобразительным

искусством, театром, кино и др.)

на основе осознания специфики

языка каждого из них.

Владеть музыкальными термина-

ми и понятиями в пределах из-

учаемой темы.

Проявлять эмоциональную от-

зывчивость, личностное отно-

шение к музыкальным произ-

ведениям при их восприятии и

исполнении. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий при освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инстру-

ментальных произведений отече-

ственных и зарубежных компози-

торов.

Различать виды оркестра и груп-

пы музыкальных инструментов.

Осуществлять поиск музыкаль-

но-образовательной информации

в Интернете.

Самостоятельно работать с обу-

чающими образовательными про-

граммами, электронными образо-

вательными ресурсами.

Оценивать собственную музы-

кально-творческую, художествен-

ную деятельность и деятельность

своих сверстников.

Защищать творческие исследова-

тельские проекты в ходе уроков и

во внеурочной деятельности

Песня Белгородской области «Полоса моя. Полосонька»

18.

Небесное и земное в звуках и красках.

1










19.

Звать через прошлое к настоящему.

1










20.

Звать через прошлое к настоящему.

1










21.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1







Песня Белгородской области «Ивушка»

22.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1










23.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1










24.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1










25.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1










26.

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. Образы борьбы и победы в искусстве.

1










27.

Обобщение материала 3 четверти.

1










28.

Застывшая музыка.

1










29.

Полифония в музыке и живописи.

1










30.

Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи.

1










31.

О подвигах, о доблести, о славе…

1










32.

В каждой мимолетности вижу я миры.

1










33.

Мир композитора. Исследовательский проект. С веком наравне.

1










34.

Обобщение материала 4 четверти.

1










Всего часов: 34 ч.



Календарно – тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Фактические сроки

прохождения

Характеристика деятельности учащихся

Использование краеведческого материала

Раздел №1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки

(Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчествоРусская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.Современная музыкальная жизнь.Значение музыки в жизни человека.)

1.

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.

Старинный русский романс.

1







Различать простые и сложные

жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризовать музыкальные

произведения (фрагменты) в уст-

ной и письменной форме.

Определять жизненно-образное

содержание музыкальных произ-

ведений разных жанров; разли-

чать лирические, эпические, дра-

матические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музы-

кальных образов.

Анализировать приёмы взаимо-

действия и развития образов му-

зыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирова-

ния: исполнять песни (народ-

ные, классического репертуара,

современных авторов), напевать

запомнившиеся мелодии, темы

знакомых музыкальных сочине-

ний.

Участвовать в коллективных

играх-драматизациях.

Участвовать в индивидуальной,

групповой и коллективной дея-

тельности при подготовке и про-

ведении литературно-музыкаль-

ных композиций.

Инсценировать песни, фраг-

менты опер, балетов, мюзиклов,

спектаклей.

Анализировать различные трак-

товки одного и того же музыкального произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Воплощать в различных видах

музыкально-творческой деятель-

ности знакомые литературные и

зрительные образы.

Называть выдающихся отече-

ственных и зарубежных испол-

нителей, включая музыкальные

коллективы.

Ориентироваться в составе ис-

полнителей вокальной музыки,

наличии или отсутствии инстру-

ментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

Использовать различные формы

музицирования и творческих за-

даний при освоении содержания

музыкальных образов.

Раскрывать образный строй му-

зыкальных произведений на ос-

нове взаимодействия различных

видов искусства.

Принимать участие в создании

танцевальных и вокальных ком-

позиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку ме-

лодий на основе простейших

приёмов аранжировки музыки на

элементарных и электронных ин-

струментах.

Выявлять возможности эмоцио-

нального воздействия музыки на

человека, её арт-терапевтический

эффект (на личном примере).

Приводить примеры преобразу-

ющего влияния музыки на людей.

Сотрудничать со сверстниками

в процессе исполнения классиче-

ских и современных музыкальных произведений (инструментальных,

вокальных, театральных и т. п.).

Исполнять музыку, передавая её

художественный смысл.

Оценивать и корректировать

собственную музыкально-испол-

нительскую деятельность.

Планировать решение учебно-

познавательных и учебно-практических задач при раскрытии содержания учебных тем.

Исполнять отдельные произ-

ведения народного музыкально-

го творчества своей республики,

края, региона.

Подбирать простейший акком-

панемент (на элементарных и

электронных инструментах, включая синтезатор) в соответствии с жанровыми и стилистическими

особенностями музыки. Ориентироваться в джазовой музыке, называть её выдающихся композиторов и исполнителей.

Подбирать ассоциативные ряды

(литература, изобразительное ис-

кусство, кино, театр) к сюжетам и образам музыкальных сочинений.

Участвовать в разработке и во-

площении сценариев народных

праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наибо-

лее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за её пределами.

Подбирать музыку для проведе-

ния дискотеки в классе, школе и

т. п.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей, музеев, центров

народного музыкального творче-

ства и т. п.

Выполнять задания в творческой тетради.

Защищать творческие исследо-

вательские проекты (вне сетки

часов и во внеурочной деятель-

ности)





2.

Два музыкальных посвящения.

1










3.

Портрет в музыке и живописи.

1










4.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1










5.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде.

1







Песня Белгородской области «Ой, ниточка тоненькая»

6.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1










7.

Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада «Лесной царь».

1










8.

Обобщение материала 1 четверти.

1










9.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство древней Руси.

1










10.

Русская духовная музыка. Духовный концерт.

1










11.

Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок.

1










12.

«Перезвоны». Молитва.

1










13.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали .«Реквием».



1










14.

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

1










15.

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни Булата Окуджавы.

1










16.

Джаз – искусство XX века.

1










17.

Обобщение материала 2 четверти.

1










Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки»

(Музыка как вид искусства. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека)

18.

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Ноктюрн.



1







Соотносить основные образно-

эмоциональные сферы музыки,

специфические особенности про-

изведений разных жанров.

Сопоставлять различные образ-

цы народной и профессиональной

музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной

музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальных инструментах, музы-

кально-пластическом движении)

различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства.

Называть имена выдающихся

русских и зарубежных компози-

торов, приводить примеры их

произведений.

Определять по характерным

признакам принадлежность му-

зыкальных произведений к соот-

ветствующему жанру и стилю —

музыка классическая, народная,

религиозная, современная.

Различать виды оркестров и

группы музыкальных инструмен-

тов.

Осуществлять исследователь-

скую деятельность в художественно-эстетическом направлении.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллектив ных проектах.

Импровизировать в одном из

современных жанров популярной музыки и оценивать своё исполнение.

Оценивать собственную музы-кально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием

(совершенствовать умения и навыки самообразования).

Применять ИКТ для музыкаль-

ного самообразования.

Использовать различные формы

музицирования и других творче-

ских заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Формировать личную фонотеку,

библиотеку, видеотеку, коллек-

цию произведений изобразитель-

ного искусства.

Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности

Песня Белгородской области «Вдоль по улице широкой»

19.

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Ноктюрн.


1










20.

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Ноктюрн.



1










21.

Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт».

1










22.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?».

1










23.

Образы симфонической музыки.



1










24.

Образы симфонической музыки.



1










25.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали я весел, а в веселье печален». Связь времен.

1







Песня Белгородской области «Как пойду я на улицу»

26.

Обобщение материала 3 четверти.

1










27.

Программная увертюра.

Увертюра «Эгмонт». «Скорбь и радость».

1










28.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1










29.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1










30.

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».

Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика».

Рок-опера «Орфей и Эвридика».

1










31.

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».

Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика».

Рок-опера «Орфей и Эвридика».

1










32.

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта».

Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика».

Рок-опера «Орфей и Эвридика»

1










33.

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.


1










34.

Исследовательский проект. Обобщение материала 4 четверти.

1










Всего часов: 34 ч.



Календарно – тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Фактические сроки

прохождения

Характеристика деятельности учащихся

Использование краеведческого материала

Раздел №1 Особенности драматургии сценической музыки.

(Музыка как вид искусства.Русская музыка XIX в.Зарубежная музыка XIX в.Современная музыкальная музыкальная жизнь.Значение музыки в жизни человека.)

1.

Классика и современность. Музыкальная драматургия-развитие музыки.

1







Определять роль музыки в жиз-

ни человека.

Осознавать образные, жанровые

и стилевые особенности музыки

как вида искусства.

Совершенствовать представле-

ние о триединстве музыкальной

деятельности (композитор — ис-

полнитель — слушатель).

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкаль-

ные произведения различных

жанров и стилей классической и

современной музыки.

Обосновывать свои предпочте-

ния в ситуации выбора.

Выявлять (распознавать) инто-

национно-смысловое содержание

музыкальных произведений, осо-

бенности музыкального языка,

музыкальной драматургии, сред-

ства музыкальной выразительно-

сти.

Называть имена выдающихся

отечественных и зарубежных ком-

позиторов и исполнителей; узна-

вать наиболее значимые их про-

изведения и интерпретации.

Исполнять народные и совре-

менные песни, знакомые мелодии

изученных классических произве-

дений.

Анализировать и обобщать мно-

гообразие связей музыки, литера-

туры и изобразительного искус-

ства.

Понимать особенности претворе-

ния вечных тем искусства и жиз-

ни в произведениях разных жан-

ров и стилей.

Творчески интерпретировать

содержание музыкальных про-

изведений, используя приёмы

пластического интонирования,

музыкально-ритмического движе-

ния, импровизации. Использовать различные формы

индивидуального, группового и

коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских

проектах.

Выявлять особенности взаимо-

действия музыки с другими вида-

ми искусства.

Анализировать художественно-

образное содержание, музыкаль-

ный язык произведений мирового

музыкального искусства.

Самостоятельно исследовать

творческие биографии компози-

торов, исполнителей, исполни-

тельских коллективов.

Собирать коллекции классиче-

ских произведений.

Проявлять творческую инициа-

тиву в подготовке и проведении

музыкальных конкурсов, фести-

валей в классе, школе и т. п.

Применять информационно-ком-

муникационные технологии для

музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-про-

светительской деятельностью с

младшими школьниками, свер-

стниками, родителями, жителями

микрорайона. Использовать различные формы

музицирования и других творче-

ских заданий в процессе освоения

содержания музыкальных произ-

ведений




2.

Классика и современность. Музыкальная драматургия-развитие музыки.

1










3.

В музыкальном театре. Опера

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

1










4.

В музыкальном театре. Опера

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля

1










5.

В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена

1










6.

В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена

1










7.

В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена

1










8.

Героическая тема в музыке.

1







Песня Белгородской области «как на нашей долине»

9.

В музыкальном театре.

Балет

1










10.

Камерная музыка. Вокальный цикл.

1










11.

Камерная музыка. Вокальный цикл.

1










12.

Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита

1










13.

Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита

1










14.

Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита

1










15.

Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита

1










16.

Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита

1










Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры.

(Музыка как вид искусства.Зарубежная и русская музыка XVIII- XIX в.Современная музыкальная жизнь.Народное музыкальное творчество.Значение музыки в жизни человека.)

17.

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева.

1







Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших

школьников и др.).

Совершенствовать умения и на-

выки самообразования при орга-

низации культурного досуга, притры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации

жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать

в процессе ансамблевого, коллек-

тивного (хорового и инструмен-

тального) воплощения различных художественных образов.

Обмениваться впечатлениями о

текущих событиях музыкальной

жизни в отечественной культуре

и за рубежом.

Осуществлять проектную дея-

тельность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей,

выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической

жизни класса, школы (музыкаль-

ные вечера, музыкальные го-

стиные, концерты для младших

школьников и др.).

составлении домашней фонотеки,

библиотеки, видеотеки и пр.

Знать крупнейшие музыкальные

центры мирового значения (теазалы, музеи).

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации

жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать

в процессе ансамблевого, коллек-

тивного (хорового и инструмен-

тального) воплощения различных художественных образов.

Обмениваться впечатлениями о

текущих событиях музыкальной

жизни в отечественной культуре

и за рубежом.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.




18.

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева.

1










19.

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева.

1










20.

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева.

1










21.

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева.

1







Песня Белгородской области «Деревня новая»

22.

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

1










23.

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

1










24.

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы

1










25.

Светская музыка.

Соната.

Соната №8 («Патетическая»)

Л. Бетховена.

Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.

Моцарта. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

1










26.

Светская музыка.

Соната.

Соната №8 («Патетическая»)

Л. Бетховена.

Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.

Моцарта. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

1










27.

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.

1










28.

Симфоническая картина.

«Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова

Картинная галерея.

1










29.

Симфоническая картина.

«Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова

Картинная галерея.

1










30.

Музыка народов мира.

1










31.

Международные хиты.

1










32.

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова

1










33.

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова


1










34.

Исследовательский проект

1










Всего часов: 34 ч.




Календарно – тематическое планирование

8 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Фактические сроки

прохождения

Характеристика деятельности учащихся

Использование краеведческого материала

Раздел №1 Классика и современность.

(Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX-XXI вв.Зарубежная музыка XIX-XXI в.Современная музыкальная жизнь.Значение музыки в жизни человека.)

1.

Классика в нашей жизни.



1







Понимать значение классической

музыки в жизни людей, общества.

Знакомиться с классическим му-

зыкальным наследием в процессе

самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга.

Понимать закономерности и

приёмы развития музыки, особен-

ности музыкальной драматургии

оперного спектакля; выявлять в

процессе интонационно-образно-

го анализа взаимозависимость и

взаимодействие происходящих в

нём явлений и событий.

Устанавливать причинно-след-

ственные связи, делать умоза-

ключения, выводы и обобщать.

Распознавать национальную при-

надлежность произведений, вы-

являть единство родного, на-

ционального и общезначимого,

общечеловеческого.

Находить и классифицировать

информацию о музыке, её созда-

телях и исполнителях, критически

её оценивать.

Определять понятия, устанав-

ливать аналогии, классифици-

ровать жанры, самостоятельно

выбирать основания и критерии

для классификации.

Осознавать духовно-нравствен-

ную ценность шедевров русской

и зарубежной музыкальной клас-

сики и её значение для развития

мировой музыкальной культуры. Совершенствовать умения и на-

выки музицирования (коллектив-

ного, ансамблевого, сольного).

Идентифицировать термины и

понятия музыки с художествен-

ным языком других искусств в

процессе интонационно-образно-

го и жанрово-стилевого анализа

фрагментов симфоний.

Использовать информационно-

коммуникационные технологии

(вести поиск информации о сим-

фониях и их создателях в Интер-

нете, переписывать (скачивать)

полюбившиеся фрагменты с це-

лью пополнения домашней фоно-

теки и подготовки проекта ≪Есть

ли у симфонии будущее?≫).

Участвовать в дискуссиях, раз-

мышлениях о музыке и музыкан-

тах, выражать своё отношение в

письменных высказываниях.

Расширять представления об ас-

социативно-образных связях му-

зыки с другими видами искусства.

Раскрывать драматургию разви-

тия музыкальных образов симфо-

нической музыки на основе фор-

мы сонатного allegro.

Воспринимать контраст образ-

ных сфер как принцип драматур-

гического развития в симфонии.

Рассуждать о содержании сим-

фоний разных композиторов.

Вести дискуссию, осуществлять

поиск ответов на проблемные во-

просы, используя интернет-ресурсы.




2.

В музыкальном театре.Опера.

Опера«Князь Игорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

1










3.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва»

1










4.

В музыкальном театре.

Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви»

1










5.

В музыкальном театре.

Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви»

1










6.

В музыкальном театре.

Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви»

1










7.

В музыкальном театре.

Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви»

1










8.

Музыка к драматическому спектаклю

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

1










9.

Музыка к драматическому спектаклю

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

1










10.

Музыка к драматическому спектаклю

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

1










11.

Музыка к драматическому спектаклю

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты»

1










12.

Музыка в кино.

Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец»


1







Песня Белгородской области «Ой, да за речкой, за рекою.

13.

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека…


1










14.

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека…

1










15.

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека…

1










16.

Обобщающий урок.

1













Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке.

(Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX вв.Современная музыкальная жизнь.Народное музыкальное творчество.

Значение музыки в жизни человека.)

17.

Музыканты-извечные маги. И снова в музыкальном театре…

Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе.

1







Размышлять о традициях и но-

ваторстве в произведениях разных

жанров и стилей.

Оперировать терминами и по-

нятиями музыкального искусства.

Расширять представления об

оперном искусстве зарубежных

композиторов.

Выявлять особенности драматур-

гии классической оперы.

Проявлять стремление к продук-

тивному общению со сверстника-

ми, учителями; уметь аргументи-

ровать (в устной и письменной

речи) собственную точку зрения,

принимать (или опровергать)

мнение собеседника, участвовать

в дискуссиях, спорах по поводу

различных явлений в музыке и

других видах искусства.

Понимать художественный язык,

особенности современной музы-

кальной драматургии как нова-

торского способа подачи литера-

турных сюжетов.

Анализировать особенности ин-

терпретации произведений раз-

личных жанров и стилей.

Оценивать современные исполнительские интерпретации

классической музыки с духов-

но-нравственных и эстетических

позиций; видеть границы между

новаторскими тенденциями, раз-

вивающими традиции и разруша-

ющими их.

Эмоционально и осознанно вос-

принимать образное содержание

и особенности развития музы-

кального материала инструмен-

тально-симфонической музыки.

Устанавливать ассоциативно-об-

разные связи явлений жизни и

искусства на основе анализа му-

зыкальных образов.

Выражать личностное отноше-

ние, уважение к прошлому и на-

стоящему страны, воссозданному

в разных видах искусства.

Уважительно относиться к рели-

гиозным чувствам, взглядам лю-

дей; осознавать значение религии

в развитии культуры и истории, в

становлении гражданского обще-

ства и российской государствен-

ности.

Самостоятельно осуществлять

музыкально-практическую, твор-

ческую деятельность: пение, игра

на музыкальных инструментах,

включая синтезатор, пластическое

интонирование, музыкально-рит-

мические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен

и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений.

Общаться и сотрудничать сосверстниками, детьми старшего

и младшего возраста, взрослыми

в процессе музыкально-образова-

тельной, общественно полезной,

исследовательской и других видов

деятельности.

Понимать свою ответственность

за достижение общего художе-

ственно-эстетического результата.

Участвовать в концертных пред-

ставлениях для одноклассников и

родителей, в подготовке и защите

исследовательских проектов.

Активно применять информаци-

онно-коммуникационные техно-

логии в целях самообразования




18.

Музыканты-извечные маги. И снова в музыкальном театре…

Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе.

1










19.

Портреты великих исполнителей.

Елена Образцова.

1










20.

Портреты великих исполнителей.

Елена Образцова.

1










21.

Портреты великих исполнителей.

Елена Образцова.

1










22.

Портреты великих исполнителей.

Майя Плисецкая.

Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин.

1










23.

Портреты великих исполнителей.

Майя Плисецкая.

Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин.

1










24.

Портреты великих исполнителей.

Майя Плисецкая.

Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин.

1










25.

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке.

1










26.

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке.

1










27.

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

1










28.

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

1










29.

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

1










30.

Музыка в храмовом синтезе искусств.

Литературные страницы. Стихи русских поэтов.

1










31.

Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов.

1










32.

Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов.

1










33.

Свет фресок Диониссия-миру («Фрески Диониссия»). Р. Щедрин).

1













34.

Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин.)

1







Песня Белгородской области «Ой, да у нас да по зорюшке» 

Всего часов: 34 ч.