Файл: Рабочая программа по музыке на уровень основного общего образования составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке на уровень основного общего образования составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, МБОУ «Песчанская средняя общеобразовательная школа» на основе Примерной программы основного общего образования по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы
Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017.
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
— приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; -
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей -
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни; -
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Для реализации рабочей программы используются следующие учебники:
Музыка : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 10-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019.
Музыка : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций
/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 10-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019.
Музыка : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 10-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019.
Музыка : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.- 10-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2019.
Сроки реализации программы - 4 года
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план основного общего образования (ФГОС) школы предусматривает обязательное изучение музыки на этапе основного общего образования в объеме 136 ч, в том числе: в 5 классе — 34 ч, в 6 классе — 34 ч, в 7 классе — 34ч ,в 8 классе - 34 ч.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Характеристика деятельности учащихся | Использование краеведческого материала |
Раздел №1 Музыка и литература. (Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчество. Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XXв. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека.) | ||||||
1. | Что роднит музыку с литературой. | 1 | | | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, театрализации. Находить ассоциативные связи между музыкальными художе- ственными образами и образами других видов искусства. Владеть музыкальными термина ми и понятиями в пределах из- учаемой темы. Размышлять о знакомом музы- кальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими вида- ми искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и раз- личии выразительных средств музыки и литературы. Понимать особенности воплощения в музыке образов стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные образы и/или произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т. п. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творче- ства своей республики, края, ре- гиона и т. п. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интони- ровании, импровизации, игре на музыкальных инструментах — элементарных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письмен- ной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Делиться впечатлениями о кон- цертах, спектаклях и т. п. Использовать электронные об- разовательные ресурсы для поис- ка литературных и музыкальных произведений, видеозаписей ис- полнения небольших музыкаль- ных сочинений, опер, балетов, мюзиклов, музыкальных фильмов; самостоятельно работать с обучающими программами. Собирать коллекцию музыкаль- ных и литературных произведе- ний, видеофильмов | Песня Белгородской области «Как пойду я на улицу» |
2. | Вокальная музыка. | 1 | | | | |
3. | Вокальная музыка. | 1 | | | | |
4. | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | | | | |
5. | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | | | | |
6. | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 | | | | |
7. | Вторая жизнь песни. | 1 | | | | |
8. | Обобщение материала 1 четверти. | 1 | | | | |
9. | Всю жизнь мою несу родину в душе…. | 1 | | | | |
10. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | | | | |
11. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | | | | |
12. | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | | | | |
13. | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 | | | | |
14. | Музыка в театре, кино, на телевидении. | 1 | | | | |
15. | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. | 1 | | | | |
16. | Обобщение материала 2 четверти. | 1 | | | | |
Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство. (Музыка как вид искусства. Русская музыка от XXI-XXII вв. до рубежа XIX-XX вв. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека.) | ||||||
17. | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | | | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными спо- собами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его во- площения. Находить ассоциативные связи между музыкальными художе- ственными образами и образами изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и резуль- татом музыкального развития, вы- являя сходство и различия интона- ций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построе- ния музыки. Участвовать в совместной дея- тельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-об- разную природу музыкального искусства. Определять взаимосвязь музы- ки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.) на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть музыкальными термина- ми и терминами из области изо- бразительного искусства в преде- лах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную от- зывчивость, личностное отно- шение к музыкальным произ- ведениям при их восприятии, исполнении. Использовать различные формы музицирования при выполнении творческих заданий, освоении содержания музыкальных произ- ведений. Исполнять песни и темы инстру- ментальных произведений отече- ственных и зарубежных компози- торов. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструмен- тов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-об- разное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, пла- стическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике, создании художествен- ных образов (рисование под му- зыку). Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллек- цию произведений изобразитель- ного искусства. Самостоятельно подбирать сход- ные и/или контрастные образы произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимосвязь музы- ки с другими видами искусства (литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.) на основе осознания специфики языка каждого из них. Владеть музыкальными термина- ми и понятиями в пределах из- учаемой темы. Проявлять эмоциональную от- зывчивость, личностное отно- шение к музыкальным произ- ведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий при освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инстру- ментальных произведений отече- ственных и зарубежных компози- торов. Различать виды оркестра и груп- пы музыкальных инструментов. Осуществлять поиск музыкаль- но-образовательной информации в Интернете. Самостоятельно работать с обу- чающими образовательными про- граммами, электронными образо- вательными ресурсами. Оценивать собственную музы- кально-творческую, художествен- ную деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследова- тельские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности | Песня Белгородской области «Полоса моя. Полосонька» |
18. | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | | | | |
19. | Звать через прошлое к настоящему. | 1 | | | | |
20. | Звать через прошлое к настоящему. | 1 | | | | |
21. | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | | | Песня Белгородской области «Ивушка» | |
22. | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | | | | |
23. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | | | | |
24. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | | | | |
25. | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | | | | |
26. | Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | | | | |
27. | Обобщение материала 3 четверти. | 1 | | | | |
28. | Застывшая музыка. | 1 | | | | |
29. | Полифония в музыке и живописи. | 1 | | | | |
30. | Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 | | | | |
31. | О подвигах, о доблести, о славе… | 1 | | | | |
32. | В каждой мимолетности вижу я миры. | 1 | | | | |
33. | Мир композитора. Исследовательский проект. С веком наравне. | 1 | | | | |
34. | Обобщение материала 4 четверти. | 1 | | | | |
Всего часов: 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Характеристика деятельности учащихся | Использование краеведческого материала |
Раздел №1 Мир образов вокальной и инструментальной музыки (Музыка как вид искусства. Народное музыкальное творчествоРусская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.Современная музыкальная жизнь.Значение музыки в жизни человека.) | ||||||
1. | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 | | | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) в уст- ной и письменной форме. Определять жизненно-образное содержание музыкальных произ- ведений разных жанров; разли- чать лирические, эпические, дра- матические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музы- кальных образов. Анализировать приёмы взаимо- действия и развития образов му- зыкальных сочинений. Владеть навыками музицирова- ния: исполнять песни (народ- ные, классического репертуара, современных авторов), напевать запомнившиеся мелодии, темы знакомых музыкальных сочине- ний. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной дея- тельности при подготовке и про- ведении литературно-музыкаль- ных композиций. Инсценировать песни, фраг- менты опер, балетов, мюзиклов, спектаклей. Анализировать различные трак- товки одного и того же музыкального произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятель- ности знакомые литературные и зрительные образы. Называть выдающихся отече- ственных и зарубежных испол- нителей, включая музыкальные коллективы. Ориентироваться в составе ис- полнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инстру- ментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих за- даний при освоении содержания музыкальных образов. Раскрывать образный строй му- зыкальных произведений на ос- нове взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных ком- позиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку ме- лодий на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных ин- струментах. Выявлять возможности эмоцио- нального воздействия музыки на человека, её арт-терапевтический эффект (на личном примере). Приводить примеры преобразу- ющего влияния музыки на людей. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классиче- ских и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая её художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-испол- нительскую деятельность. Планировать решение учебно- познавательных и учебно-практических задач при раскрытии содержания учебных тем. Исполнять отдельные произ- ведения народного музыкально- го творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший акком- панемент (на элементарных и электронных инструментах, включая синтезатор) в соответствии с жанровыми и стилистическими особенностями музыки. Ориентироваться в джазовой музыке, называть её выдающихся композиторов и исполнителей. Подбирать ассоциативные ряды (литература, изобразительное ис- кусство, кино, театр) к сюжетам и образам музыкальных сочинений. Участвовать в разработке и во- площении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наибо- лее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за её пределами. Подбирать музыку для проведе- ния дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей, музеев, центров народного музыкального творче- ства и т. п. Выполнять задания в творческой тетради. Защищать творческие исследо- вательские проекты (вне сетки часов и во внеурочной деятель- ности) | |
2. | Два музыкальных посвящения. | 1 | | | | |
3. | Портрет в музыке и живописи. | 1 | | | | |
4. | «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | | | | |
5. | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. | 1 | | | Песня Белгородской области «Ой, ниточка тоненькая» | |
6. | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | | | | |
7. | Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада «Лесной царь». | 1 | | | | |
8. | Обобщение материала 1 четверти. | 1 | | | | |
9. | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство древней Руси. | 1 | | | | |
10. | Русская духовная музыка. Духовный концерт. | 1 | | | | |
11. | Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. | 1 | | | | |
12. | «Перезвоны». Молитва. | 1 | | | | |
13. | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали .«Реквием». | 1 | | | | |
14. | Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». | 1 | | | | |
15. | Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни Булата Окуджавы. | 1 | | | | |
16. | Джаз – искусство XX века. | 1 | | | | |
17. | Обобщение материала 2 четверти. | 1 | | | | |
Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (Музыка как вид искусства. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека) | ||||||
18. | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 1 | | | Соотносить основные образно- эмоциональные сферы музыки, специфические особенности про- изведений разных жанров. Сопоставлять различные образ- цы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальных инструментах, музы- кально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства. Называть имена выдающихся русских и зарубежных компози- торов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность му- зыкальных произведений к соот- ветствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструмен- тов. Осуществлять исследователь- скую деятельность в художественно-эстетическом направлении. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллектив ных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать своё исполнение. Оценивать собственную музы-кально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять ИКТ для музыкаль- ного самообразования. Использовать различные формы музицирования и других творче- ских заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллек- цию произведений изобразитель- ного искусства. Защищать творческие исследовательские проекты в ходе уроков и во внеурочной деятельности | Песня Белгородской области «Вдоль по улице широкой» |
19. | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 1 | | | | |
20. | Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Ноктюрн. | 1 | | | | |
21. | Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». | 1 | | | | |
22. | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». | 1 | | | | |
23. | Образы симфонической музыки. | 1 | | | | |
24. | Образы симфонической музыки. | 1 | | | | |
25. | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали я весел, а в веселье печален». Связь времен. | 1 | | | Песня Белгородской области «Как пойду я на улицу» | |
26. | Обобщение материала 3 четверти. | 1 | | | | |
27. | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». «Скорбь и радость». | 1 | | | | |
28. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | | | | |
29. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | | | | |
30. | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика». | 1 | | | | |
31. | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика». | 1 | | | | |
32. | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика» | 1 | | | | |
33. | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино. | 1 | | | | |
34. | Исследовательский проект. Обобщение материала 4 четверти. | 1 | | | | |
Всего часов: 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Характеристика деятельности учащихся | Использование краеведческого материала |
Раздел №1 Особенности драматургии сценической музыки. (Музыка как вид искусства.Русская музыка XIX в.Зарубежная музыка XIX в.Современная музыкальная музыкальная жизнь.Значение музыки в жизни человека.) | ||||||
1. | Классика и современность. Музыкальная драматургия-развитие музыки. | 1 | | | Определять роль музыки в жиз- ни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представле- ние о триединстве музыкальной деятельности (композитор — ис- полнитель — слушатель). Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкаль- ные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочте- ния в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) инто- национно-смысловое содержание музыкальных произведений, осо- бенности музыкального языка, музыкальной драматургии, сред- ства музыкальной выразительно- сти. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных ком- позиторов и исполнителей; узна- вать наиболее значимые их про- изведения и интерпретации. Исполнять народные и совре- менные песни, знакомые мелодии изученных классических произве- дений. Анализировать и обобщать мно- гообразие связей музыки, литера- туры и изобразительного искус- ства. Понимать особенности претворе- ния вечных тем искусства и жиз- ни в произведениях разных жан- ров и стилей. Творчески интерпретировать содержание музыкальных про- изведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движе- ния, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимо- действия музыки с другими вида- ми искусства. Анализировать художественно- образное содержание, музыкаль- ный язык произведений мирового музыкального искусства. Самостоятельно исследовать творческие биографии компози- торов, исполнителей, исполни- тельских коллективов. Собирать коллекции классиче- ских произведений. Проявлять творческую инициа- тиву в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фести- валей в классе, школе и т. п. Применять информационно-ком- муникационные технологии для музыкального самообразования. Заниматься музыкально-про- светительской деятельностью с младшими школьниками, свер- стниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и других творче- ских заданий в процессе освоения содержания музыкальных произ- ведений | |
2. | Классика и современность. Музыкальная драматургия-развитие музыки. | 1 | | | | |
3. | В музыкальном театре. Опера Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля | 1 | | | | |
4. | В музыкальном театре. Опера Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля | 1 | | | | |
5. | В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена | 1 | | | | |
6. | В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена | 1 | | | | |
7. | В концертном зале. Симфония. Симфония №40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери. Симфония №5 Л. Бетховена | 1 | | | | |
8. | Героическая тема в музыке. | 1 | | | Песня Белгородской области «как на нашей долине» | |
9. | В музыкальном театре. Балет | 1 | | | | |
10. | Камерная музыка. Вокальный цикл. | 1 | | | | |
11. | Камерная музыка. Вокальный цикл. | 1 | | | | |
12. | Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита | 1 | | | | |
13. | Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита | 1 | | | | |
14. | Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита | 1 | | | | |
15. | Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита | 1 | | | | |
16. | Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита | 1 | | | | |
Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры. (Музыка как вид искусства.Зарубежная и русская музыка XVIII- XIX в.Современная музыкальная жизнь.Народное музыкальное творчество.Значение музыки в жизни человека.) | ||||||
17. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева. | 1 | | | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и на- выки самообразования при орга- низации культурного досуга, притры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллек- тивного (хорового и инструмен- тального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную дея- тельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкаль- ные вечера, музыкальные го- стиные, концерты для младших школьников и др.). составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (теазалы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллек- тивного (хорового и инструмен- тального) воплощения различных художественных образов. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. | |
18. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева. | 1 | | | | |
19. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева. | 1 | | | | |
20. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева. | 1 | | | | |
21. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Вселенная» И. Шмелева. | 1 | | | Песня Белгородской области «Деревня новая» | |
22. | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 1 | | | | |
23. | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 1 | | | | |
24. | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | 1 | | | | |
25. | Светская музыка. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. | 1 | | | | |
26. | Светская музыка. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. | 1 | | | | |
27. | Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. | 1 | | | | |
28. | Симфоническая картина. «Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова Картинная галерея. | 1 | | | | |
29. | Симфоническая картина. «Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова Картинная галерея. | 1 | | | | |
30. | Музыка народов мира. | 1 | | | | |
31. | Международные хиты. | 1 | | | | |
32. | Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова | 1 | | | | |
33. | Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова | 1 | | | | |
34. | Исследовательский проект | 1 | | | | |
Всего часов: 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Характеристика деятельности учащихся | Использование краеведческого материала |
Раздел №1 Классика и современность. (Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX-XXI вв.Зарубежная музыка XIX-XXI в.Современная музыкальная жизнь.Значение музыки в жизни человека.) | ||||||
1. | Классика в нашей жизни. | 1 | | | Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества. Знакомиться с классическим му- зыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особен- ности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образно- го анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Устанавливать причинно-след- ственные связи, делать умоза- ключения, выводы и обобщать. Распознавать национальную при- надлежность произведений, вы- являть единство родного, на- ционального и общезначимого, общечеловеческого. Находить и классифицировать информацию о музыке, её созда- телях и исполнителях, критически её оценивать. Определять понятия, устанав- ливать аналогии, классифици- ровать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Осознавать духовно-нравствен- ную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной клас- сики и её значение для развития мировой музыкальной культуры. Совершенствовать умения и на- выки музицирования (коллектив- ного, ансамблевого, сольного). Идентифицировать термины и понятия музыки с художествен- ным языком других искусств в процессе интонационно-образно- го и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний. Использовать информационно- коммуникационные технологии (вести поиск информации о сим- фониях и их создателях в Интер- нете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с це- лью пополнения домашней фоно- теки и подготовки проекта ≪Есть ли у симфонии будущее?≫). Участвовать в дискуссиях, раз- мышлениях о музыке и музыкан- тах, выражать своё отношение в письменных высказываниях. Расширять представления об ас- социативно-образных связях му- зыки с другими видами искусства. Раскрывать драматургию разви- тия музыкальных образов симфо- нической музыки на основе фор- мы сонатного allegro. Воспринимать контраст образ- ных сфер как принцип драматур- гического развития в симфонии. Рассуждать о содержании сим- фоний разных композиторов. Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные во- просы, используя интернет-ресурсы. | |
2. | В музыкальном театре.Опера. Опера«Князь Игорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. | 1 | | | | |
3. | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва» | 1 | | | | |
4. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви» | 1 | | | | |
5. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви» | 1 | | | | |
6. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви» | 1 | | | | |
7. | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви» | 1 | | | | |
8. | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | 1 | | | | |
9. | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | 1 | | | | |
10. | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | 1 | | | | |
11. | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | 1 | | | | |
12. | Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец» | 1 | | | Песня Белгородской области «Ой, да за речкой, за рекою. | |
13. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека… | 1 | | | | |
14. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека… | 1 | | | | |
15. | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая»)С. Прокофьева. Музыка-это огромный мир, окружающий человека… | 1 | | | | |
16. | Обобщающий урок. | 1 | | | | |
Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке. (Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII-XIX вв.Современная музыкальная жизнь.Народное музыкальное творчество. Значение музыки в жизни человека.) | ||||||
17. | Музыканты-извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе. | 1 | | | Размышлять о традициях и но- ваторстве в произведениях разных жанров и стилей. Оперировать терминами и по- нятиями музыкального искусства. Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматур- гии классической оперы. Проявлять стремление к продук- тивному общению со сверстника- ми, учителями; уметь аргументи- ровать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства. Понимать художественный язык, особенности современной музы- кальной драматургии как нова- торского способа подачи литера- турных сюжетов. Анализировать особенности ин- терпретации произведений раз- личных жанров и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духов- но-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, раз- вивающими традиции и разруша- ющими их. Эмоционально и осознанно вос- принимать образное содержание и особенности развития музы- кального материала инструмен- тально-симфонической музыки. Устанавливать ассоциативно-об- разные связи явлений жизни и искусства на основе анализа му- зыкальных образов. Выражать личностное отноше- ние, уважение к прошлому и на- стоящему страны, воссозданному в разных видах искусства. Уважительно относиться к рели- гиозным чувствам, взглядам лю- дей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского обще- ства и российской государствен- ности. Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, твор- ческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-рит- мические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов музыкальных спектаклей, программных сочинений. Общаться и сотрудничать сосверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе музыкально-образова- тельной, общественно полезной, исследовательской и других видов деятельности. Понимать свою ответственность за достижение общего художе- ственно-эстетического результата. Участвовать в концертных пред- ставлениях для одноклассников и родителей, в подготовке и защите исследовательских проектов. Активно применять информаци- онно-коммуникационные техно- логии в целях самообразования | |
18. | Музыканты-извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе. | 1 | | | | |
19. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 | | | | |
20. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 | | | | |
21. | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | 1 | | | | |
22. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин. | 1 | | | | |
23. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин. | 1 | | | | |
24. | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Балет «Кармен-сюита»(фрагменты) Р. Щедрин. | 1 | | | | |
25. | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. | 1 | | | | |
26. | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. | 1 | | | | |
27. | В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата | 1 | | | | |
28. | В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата | 1 | | | | |
29. | В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата | 1 | | | | |
30. | Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов. | 1 | | | | |
31. | Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов. | 1 | | | | |
32. | Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь-что стремиться в храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов. | 1 | | | | |
33. | Свет фресок Диониссия-миру («Фрески Диониссия»). Р. Щедрин). | 1 | | | | |
34. | Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин.) | 1 | | | Песня Белгородской области «Ой, да у нас да по зорюшке» | |
Всего часов: 34 ч. |