Файл: Разработка урокаисследования по обществознанию по теме Семейные правоотношения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села имени Полины Осипенко муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края

Методическая разработка урока-исследования по обществознанию

по теме «Семейные правоотношения»

9 класс.

Автор: Савёлова О.Н.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ

С. П. Осипенко 2022

Технологическая карта урока «Семейные правоотношения»


Тема урока

СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Тип урока

урок «комплексного применения знаний»

Образовательные
ресурсы


Презентация «Семейное право», аудиофайл «Сын»

Семейный кодекс РФ. Разд. II, гл. 3, ст. 10–15; разд. III, гл. 6, ст. 31, 32; гл. 7, ст. 33–37.

План урока

1. Юридические понятия семьи и брака.

2. Потребность человека в семье.

3. Правовые основы семейно-брачных отношений.

4. Принципы счастливого детства.

5. Права и обязанности супругов.

6. Имущественные отношения супругов.

7. Правоотношения родителей и детей

Цель урока

Создать условия для формирования понятий о семейных правоотношениях, сформировать представление учащихся о значении семьи в жизни человека и семейном законодательстве.

Задачи: познакомить учащихся с семейным законодательством, способствовать формированию базовых знаний в области семейных правоотношений; формировать представления о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений; способствовать формированию коммуникативных способностей, внимания, логического мышления, формирование навыков обобщения и анализа, приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами.

Методы и формы
обучения


Методы: информационно-коммуникативные технологии

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Основные понятия

Семья, брак, фактический брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный браки, брачный договор, Семейный кодекс РФ, ЗАГС, права и обязанности супругов.


.

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность


Научатся: определять каково содержание терминов по теме, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению; что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели
и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов.

Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; развивать этические чувства (стыда, вины, совести); осуществлять поиск нужной информации

Информационная компетенция

Владеют: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, интернетом.

Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии


Технологическая карта

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать, что такое семья, семейные правоотношения, какими правами и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного права; в чем суть личных и имущественных правоотношений супругов. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественно жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуации, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Уметь находить нужную информацию в различных источниках.

Познавательные: умение ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наблюдать и делать самостоятельные выводы; проводить поиск и извлечение нужной информации по заданной теме.

Регулятивные: умение сознательно организовывать свою деятельность (от постановки цели до получения и оценки результатов); работать по коллективно составленному плану; определять собственное отношении е к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать различные мнения и интересы; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; понимать значение коммуникации в межличностном общении.

Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на понимание причин успешно деятельности; иметь ценностные ориентиры на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Вре-мя
(мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-
зации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

1

Подготовка
учащихся
к уроку.

Цель: актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности; создать условия для формирования у учеников внутренней потребности, включая учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока.


Записывают тему в тетрадь, формулируют учебную задачу.

Фрон-
тальная

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний.


3

Беседа по теме «Семейные
правоотно-
шения».

Цель: организовать актуализацию умений; организовать выполнение пробного учебного действия – организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Учитель на слайде презентации показывает текст притчи. « Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?- спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки : «А ты чего хочешь? «Хочу, - говорит он,- велосипед, буду счастлив, если велосипед будет, - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»

Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»

Как вы понимаете, тема нашего занятия будет связана …

Цель: организовать актуализацию умений; организовать выполнение пробного учебного действия – организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Активно высказывают свое
мнение… - семьей, семейными правоотношениями .


Фрон-
тальная

Коммуникативные:применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;

логические – осуществляют
поиск существенной информации (из материалов учебника, рассказа учителя и одноклассников)

Устный опрос

III. Изу

чение

нового

мате
риала



30

Работа со статьями Семейного кодекса, учебным фильмом, презентацией.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на получение нового знания; выявлять место (шаг, операция) затруднения; фиксировать во внешней речи причины затруднения; организовать работу над ошибками.

2. Работа с источниками.

Семейный кодекс.


Задание к фильму: Какие бы вопросы вы поставили перед собой, чтобы разобраться с заданной темой? Определить план рассмотрения темы.

На экране демонстрируется учебный видеофильм «Семейные правоотношения».

Конкретизирует задание, организует беседу по вопросам:

Семья, брак, фактический брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный брак.

4. Поясняет термины, помогает учащимся перейти к следующему этапу изучения темы, проводит закрепление.

После заключения брака возникают семенные правоотношения.

Семейные правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований.

Закрепление.1)​ Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей? 2)​ Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка? 3)​ Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина – отец ребенка – женщина – мать ребенка – решили разорвать отношения. Обязан ли отец помогать бывшей семье материально? 4)​ При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?

2. Класс разбивается на группы по 4-5 человек и получает задание одинаковое для всех.

5. Поясняет задания, выполняемые
учащимися.


Для выполнения задания можно использовать материал параграфа 18 учебника и статьи Семейного кодекса в системе «Консультант – Плюс». Можно добавить вопросы для раскрытия темы.

6.Организует работу учащихся, создает
условия для обоснования своей позиции
при обсуждении предлагаемых задач.


Учащиеся предлагают свои варианты ответов: Примерный план занятия:

1. Разница между понятиями «семья» и «брак», «фактический брак», «гражданский брак», «фиктивный брак», «церковный брак»;

2. Источники правоотношений: Семейный кодекс, Конституция РФ, нормы международного права.

3. Особенности семейных правоотношений.

4. Условия и порядок заключения брака.

5. Правоотношения супругов

6. Правоотношения родителей и детей.
2. Проверка выполнения задания и разбор 1 пункта.

Ответы учащихся: Семья играет большую роль в жизни человека и общества, ибо в ней заключены все общественные отношения. Она и очаг хозяйствования, и среда воспитания, и сфера культуры. Здесь каждый учиться замечательному искусству – искусству жить вместе. Семья в социальном плане – это малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой. Семья в юридическом плане – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими прежде всего из официально оформленного брака. Брак – то союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключенный в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

Фактический брак – мужчина и женщина проживают вместе, ведут общее хозяйство, проявляют заботу друг о друге, но не зарегистрирован юридически.

Гражданский брак – официальный, законный брак.

Фиктивный брак – брак , заключенный без намерения создания семьи, а только из корыстных побуждений.

Церковный брак – венчание.

3. Знакомятся
с документом, анализируют
его; аргументировано отвечают на вопросы.
4. Самостоятельно выполняют
задания.

5. Определяют свою позицию при обсуждении практических
задач, рассуждают, приходят
к единому мнению.

После выполнения задания представители разных групп озвучивают результаты работы по слайду. Группы обсуждают, дополняют и анализируют результаты работы друг друга.

Примерный ответ:

1 слайд: Особенности семейных правоотношений:

Близкие родственники

Основание возникновения правоотношений являются: брак, родство, материнство, отцовство и др.

Содержание семейных правоотношений составляют юридические права и обязанности членов семьи.

Семейные правоотношения делятся на супружеские правоотношения и родительские правоотношения.

2 слайд: условия заключения брака: 1. Взаимное и добровольное согласие, 2. Отсутствие других браков, 3. Отсутствие близкого родства, 4. Дееспособность, 5. Достижение брачного возраста(18, 16, 14 лет). Порядок вступления в брак: заявление, ЗАГС, дата – через месяц после подачи, торжественная процедура бракосочетания, подписи в книге актов гражданского состояния, отметка в паспорте, «Свидетельство о заключении брака», официальная регистрация брака законодательно подтверждает создание семьи , ставит её под защиту государства и приводит к возникновению семейных правоотношений.

3 слайд: Правоотношения супругов: права и обязанности супругов неотчуждаемы. Делятся на личные и имущественные. Личные отношения:

- выбор фамилии,

- выбор места жительства

- выбор профессии.

Имущественные отношения:

1) Законный режим имущества супругов

Имущество, нажитое до брака

Имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования

Предметы индивидуального пользования

Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно.

4 слайд: Правоотношения родителей и детей: «Свидетельство о рождении», права ребенка. Права ребёнка – права человека применительно к детям.

Права и обязанности детей:

Жить и воспитываться в семье

На общение с родителями и другими родственниками

На защиту (в органах опеки, а с 14 лет ребёнок может обратиться суд)

Выражать свое мнение (с 10 лет)

На имя, отчество, фамилию

Имущественные права

Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях

Права и обязанности родителей:

Несут ответственность за воспитание и развитие своих детей

Обеспечить получение детьми основного общего образования

Защита прав и интересов детей

Право на общение с ребёнком

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Родительские права прекращаются по достижении детьми 18 лет или при вступлении в брак.

Если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанной обязанности.

5 слайд: учащиеся должны были найти материал в Семейном кодексе.

Порядок расторжения брака (в органах ЗАГС и суде)

6 слайд: Регулирование имущественных отношений при разводе. Какое имущество подлежит разделу , какое - нет.

III. Изу

чение

нового

мате
риала



30

Работа со статьями Семейного кодекса, учебным фильмом, презентацией.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на получение нового знания; выявлять место (шаг, операция) затруднения; фиксировать во внешней речи причины затруднения; организовать работу над ошибками.


IV. Первичное осмыс-

ление
и закрепление


7

Выполнение заданий в рабочей тетради:
№ 5, 8,
с. 81–84.

Решение практических задач.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи; зафиксировать новое содержание.

Конкретизирует задания, выполняемые
учащимися. Осуществляет организацию самостоятельной работы.

Да- «+» Нет – «-»

1.​ Отсутствие у жениха счета в банке делает невозможным вступление в брак?

2.​ Нарушением порядка регистрации брака является подача заявления о вступлении в брак по почте?

3.​ Для заключения брака необходимо добровольное согласие мужчины и женщины.

4.​ Женщина после заключения в браке в любом случае обязана взять фамилию мужа.

5.​ Право любого ребенка жить и воспитываться в семье.

6.​ Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

7.​ В России признаются только разнополые браки.

8.​ После развода супруги делят имущество нажитое до брака.

9.​ После заключения брака ставится отметка в паспорте каждого из супругов.

10.​ В России брачный возраст наступает с 17 лет.

Самостоятельно выполняют
задания, осуществляют взаимопроверку рабочих листов.

Индивидуальная.

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели;

логические – используют
дополнительные источники информации; метапредметные:

определение собственного отношения к явлениям современно жизни, формулирование своей точки зрения. Оценка своих учебных достижений; умение выполнять познавательные и практические задания.

Устные, письменные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

2

Обобщающая беседа.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Вопрос:

Перечислите, какие знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?


Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Заполняют таблицу:

знаю

Хочу узнать

узнал

Не узнал ничего нового
















Фрон-
тальная

Личностные:оценивают собственную учебную
деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

V. Итоги урока. Рефлексия

2

Обобщающая беседа.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Вопрос:

Перечислите, какие знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?


Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Заполняют таблицу:

знаю

Хочу узнать

узнал

Не узнал ничего нового
















Фрон-
тальная

Личностные:оценивают собственную учебную
деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу
на уроке







Заполнение анкеты

Заполняют анкету,отвечают на вопросы анкеты