Файл: Самостоятельная работа модуль достижения современной педагогической науки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 65
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа
МОДУЛЬ «ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
_______________________________________________________________________________
ТЕМА 1.1.
СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКААЯ НАУКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
А. Педагогическая диагностика
Познакомьтесь с двумя электронными УМК по педагогической диагностике, разработанными ГБОУ школа № 197 Центрального района Санкт-Петербурга (научный руководитель: к.п.н., доцент института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена – И.Ю. Гутник) | |
Диагностическая школа http://дш.школа-197.рф/p1aa1.html | Рефлексивная школа http://reflekschool.ru/ |
| |
Опишите 5 проблемных ситуаций, с которыми вы сталкивались в профессиональной деятельности или которые наблюдали. Это могли быть ситуации, которые возникали между учителем и учениками, учителем и учеником, между самими учениками, а затем подберите методики педагогической диагностики для первичного поиска причин их возникновения. | |
Заполните таблицу 1. |
Таблица 1 для самостоятельной работы
Проблемы | Методики педагогической диагностики | Почему выбрали именно их? |
| Тест «Смешные человечки». | Для ученика - задуматься и попробовать понять какое место он занимает в коллективе (если его просят найти себя на дереве с точки зрения его мнения); либо задуматься и понять какое место он занимает в коллективе (если его попросили найти себя на дереве, с точки зрения мнения одноклассников). |
2 Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой. | "Квадрат СО" | Ёе можно провести в конце любого урока. Но ответы имеют огромную ценность, так как показывают, чем живут дети, к чему в жизни они стремятся, а про что и вовсе забывают. Но помимо их собственных желаний и целей, методика открывает то, что, по их мнению, ждут от них взрослые – их родители и учителя. Т.е. дает и им самим возможность как бы посмотреть на себя со стороны и задать себе вопрос: а чего ждут от меня окружающие взрослые |
3 На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался». | "МЭМ" | Данная методика позволяет ученику увидеть себя как бы со стороны. Нарисовав мэм, ученик осмысливает данную проблему. |
4 На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают. | "Мой герб". | Именно она помогает более осмысленно подойти к проблеме обучения. Ученик заполняет страницу с нарисованной формой герба. Придумывает и создает свой личный герб по заданному шаблону - свою “визитную карточку”. Сама форма герба уже задана и разделена на 4 равных сектора. Нужно в каждом секторе нарисовать картинку, иллюстрирующую какую-либо сторон жизни автора: Сектор 1. Как я люблю проводить свой досуг. Сектор 2. Что-либо из того, что я сделал недавно и чем действительно горжусь. Сектор 3. Мое величайшее умение. Сектор 4. Мои величайшие притязания на ближайшие 6 месяцев. На ленте внизу нужно написать свой личный девиз или лозунг. После создания учеником своего герба можно попросить его объяснить - что и почему он нарисовал. Беседа может стать, как отправной точкой для решения какой-либо проблемы, либо более глубокого самоосмысления изображенного на гербе. |
5 Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие связи». | "Ракушка личностного роста" | Методика позволяет выявить основные вехи, этапы в жизни ребенка, выявить значимых взрослых, сыгравших роль в выборе будущей профессии/интересов или в целом повлиявших на развитие ребенка. Также, при правильном донесении до обучающегося особенностей заполнения, позволяет выявить годы, когда произошли знаковые события, повлиявшие на выбор будущего. Ребенок должен понимать, что никакой «папа» не поможет, если нет желания учиться. |
Шкала критериев для самооценки выполнения задания
№ п/п | Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
1 | Выбрано больше одной методики для поиска причин | 0-1 балл |
2 | Предложены реальные, актуальные для практики проблемы | 0-2 балла |
3 | Проблемы затрагивают проблемы из различных сфер деятельности педагога | 0-1 балл |
4 | Отобраны методики из двух УМК | 0-1 балл |
Всего баллов | 0-5 баллов |
Б. Парадоксы педагогической науки
Предлагаем самостоятельно поработать со статьей Члена-корреспондента РАО, профессора, доктора педагогических наук, Заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Премии Правительства России в области образования Владислава Владиславовича Серикова «Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества» / В.В. Сериков // Образование и наука. – 2015. – № 7(126). – С. 4-23. https://elar.rsvpu.ru/ /123456789/14581/1/edscience_2015_7_126_002.pdf |
В статье рассказывается о парадоксах познания педагогических явлений, которые обусловливают объективную сложность образования как изучаемого феномена. Предположим, что эти парадоксы в некоторой степени могут стать помехой к получению нового научного знания. Выделите парадоксы, заполнив таблицу 2. |
Постарайтесь оценить свою работу по следующим критериям: - полнота информации. Насколько внимательно вы прочли статью? Все ли выделено, внесено в таблицу? - научная корректность. Понятна ли мысль автора статьи в вашем изложении? Сохранился ли смысл, точно ли использованы основные термины? - практическая польза. Отражены ли практические ситуации, в которых этот парадокс ярко проявляется? Оцените свою работу по критериям от 1 до 5 (1- нет, 2 - частично, 3 – недостаточно полно, 4 - достаточно полно, 5 – в полной мере) |
Таблица 2 для самостоятельной работы
Парадокс педагогической науки | Суть | Отражение в педагогической практике |
1.Какое именно знание, знание о чем является педагогическим? | Если считать, что к области наук, обозначаемых понятием «педагогика», относится все то, что в той или иной мере служит ориентировочной основой педагогической деятельности, а это – феномены, описываемые на языке философии, идеологии, мифологии, естественных и гуманитарных наук, этики, эстетики и др., то, по сути, любое знание, помогающее педагогу решать его задачи, может считаться педагогическим | Утратила актуальность мысль К. Д. Ушинского о том, что научная педагогика, «желающая воспитать человека во всех отношениях», должна быть педагогической антропологией, синтезом человековедческих, социальных и других знаний. Вместе с тем есть немало ученых, которые пытались найти специфический предмет педагогики. Словом, трудно оценивать результаты педагогического исследования, когда мы не имеем однозначного представления о том, что именно должно быть таким результатом |
| Одни и те же суждения, понятия, термины, даже выраженные в одинаковой вербальной форме, в сознании различных носителей имеют разные субъективные смыслы и интерпретации. Понятия «формирование личности», «качество знаний учащихся», «эффективность урока» понимаются и применяются по-разному. Большинство так называемых «понятий» в профессиональном общении специалистов-педагогов являются скорее не понятиями, а формами субъективного опыта, своего рода концептами, из которых нельзя построить теоретические положения. | Представьте позицию преподавателя педагогического вуза, которого современный образовательный стандарт призывает сформировать у студентов компетенцию «командного подхода в развитии образовательной организации» – то, чем не владеют многие опытные директора школ. При этом невольно возникает вопрос, что имели в виду создатели стандарта? Несомненно, что и проектировщики, и исполнители образовательного процесса, преследующего такую цель, будут иметь весьма субъективное понимание поставленной образовательной задачи, поскольку ничего конкретного предложенная формулировка не содержит. |
3.Парадокс неполноты знания | «в педагогике ни одна закономерность не выполняется, если не выполняются сотни других закономерностей. | В самом деле, чтобы достичь поставленной цели, нужны и мотивы, и условия, и события, и опыт, и поддержка, и удача (благоприятное стечение обстоятельств)… А, может быть, ничего этого не нужно, а нужно совсем другое. Чем это объяснить? Наверно, известной «недетерминированностью», а значит, непредсказуемостью субъектов педагогической ситуации |
4.Парадокс ситуационности, «одноразовости» педагогического знания | Педагогическое предписание, срабатывающее в одной ситуации, не работает в другой, т. е. знание, несмотря на внешнее сходство ситуаций, оказывается незнанием. | Поэтому столь сомнительными являются попытки распространения «успешного опыта» одного образовательного учреждения на другое. Это относится и к выводам из диссертаций, если, конечно, диссертант не сделает соответствующих «ограничительных» оговорок. |
5. Опережающая нормативность. | Суть ее в том, что в педагогике часто предписание идет впереди описания. | Сначала действуем, описываем, потом объясняем и понимаем. Например, активно беремся за «формирование компетенций», «воспитание гендерной идентичности», реализацию «свободы выбора» в образовательном процессе, потом начинаем разбираться в том, что именно сделали и к чему это привело. В научном тексте это проявляется как дефицит обоснованности педагогических средств, т. е. авторами указывается, как действовать при дефиците понимания почему и зачем? Нормативы разрабатываются методом проб и ошибок. А часто – просто ошибок без всяких проб. |
6.Парадокс неограниченности вариантов. | Суть, которой- не существует безусловно правильного подхода – каждый правилен только в определенных условиях. | А если они не оговорены, то вывод напрашивается сам собой. |
7.Парадокс зависимости результативности педагогической идеи (положения, метода) от его носителя | Педагогическое знание в руках различных субъектов обладает различной эффективностью. | Это известно всем, кроме разве что пишущих диссертации! |
8.Дефицит актуальности | При огромной широте представленности педагогических явлений в жизни человека, общества и собственно системы образования имеет место недостаток проверенных фактов, позволяющих устанавливать закономерности. | Объективно это связано с практической невоспроизводимостью фактов (педагогических событий). В результате почти все, что в научных трудах называется «закономерностями», в действительности является не более чем гипотетическими предположениями. И если, как полагает петербургский философ Л. Н. Мерзон, факт и закон – диалектически противоположные и взаимосвязанные категории, то можно сделать «печальный» вывод: каковы факты в науке, таковы и законы. Интерпретационная неоднозначность фактов, их неповторяемость приводит к нестрогости и аморфности тех утверждений, которые называют «педагогическими законами. |
9.Ограниченная функциональность педагогической теорий. | Педагогическая теория, как и всякая социально-гуманитарная модель, не обладает функцией точного предсказания фактов, событий. | Из нее нельзя извлечь некое «выводное» знание, не проведя заново всю процедуру его концептуального и эмпирического обоснования. |
| | |
| | |
В. Педагогическая поддержка: инструментарий осуществления
Выделяют две группы педагогической поддержки, способствующие самостоятельному выбору в процессе самоопределения и также оказанию помощи в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности1. Первая группа средств обеспечивает внутреннюю педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества – внимательное отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение. Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем школьников, отслеживание процессов развития каждого подростка, совместное с ребенком проектирование индивидуального маршрута в образовании, рефлексию как способ и средство самопознания, детско-взрослую экспертизу как особый способ выявления ценностных и смысловых доминант пространства совместной жизнедеятельности взрослых и детей. Общими для обеих групп средств поддержки являются следующие особенности: - диалогичность и деятельностно-творческий характер взаимодействия; - создание комфортной среды для принятия самостоятельных решений. |
Подумайте о средствах педагогической поддержки, которые вы используете в собственной профессиональной деятельности и/или ориентированы к использованию при необходимости. Заполните таблицу 3. |
Таблица 3 для самостоятельной работы
Ситуации и инструментарий, обеспечивающий внутреннюю педагогическую поддержку всех учащихся | Ситуации и инструментарий, обеспечивающий индивидуально- личностную поддержку ученику | ||
Ситуации | Инструментарийпедагогической поддержки | Ситуации | Инструментарийпедагогической поддержки |
На учеников класса поступила жалоба от технического работника. Учитель собрал учеников на разговор. | Доверительные отношения педагога с учениками. | На протяжении учебного года ученики проходят тестирование, где определяют на сколько ученик стал заниматься лучше или хуже | Диагностика индивидуального развития |
Слабоуспевающий ученик впервые сам сделал одно из простых заданий. Учитель хочет его похвалить | Позитивная оценка достижений. | Ученик хамит учителю и разговаривает с ним на равных. | Диагностика воспитанности |
Дети не умеют работать в группе, поэтому учитель часто меняет формы работы, объединяя их в пары. | Создание ситуаций взаимного обучения. | Ученик плохо учился, у него нет всех принадлежностей и даже строгой одежды. А если ПДН? | Выявление личных проблем детей |
Во время проверки д.з. многие ребята шутят или всерьез не делают задания, либо не отвечают пересказы. | Диалогическое общение. | По окончанию каждого учебного года ученики заполняют портфолио ( 5-9 класс) | Отслеживание процессов развития каждого ребенка |
Шкала критериев для самооценки выполнения задания
№ п/п | Критерии оценки выполнения задания | Баллы |
1 | Приведены примеры ситуаций, требующих педагогической поддержки по двум группам | 0-2 балл |
2 | Обозначен вариативный инструментарий педагогической поддержки по каждой ситуации | 0-2 балла |
3 | Инструментарий педагогической поддержки задействует ресурсы цифровой образовательной среды | 0-1 балл |
Всего баллов | 0-5 баллов |
Г. Проявления отчуждения учащихся от учебы
В основе текста задания материал исследования закономерностей преодоления отчуждения школьников от учебы средствами активизации образовательной деятельности, проведенного в 2014 году. Познакомьтесь с результатами исследования и поразмышляйте, что изменилось сегодня. Размышления запишите в таблицу 4. |
Таблица 4 для самостоятельной работы
Выводы по итогам анализа ответов анкеты (2014 год) | Оценка современного состояния проявления «отчуждения», выберите степеньпроявления: распространено/частично распространено/ нераспространено | Аргументация изменений |
излишний пессимизм учителей, считающих, что значимость получения образования для учеников мала | частично распространено | Современные ученики, некоторую информацию добывают сами. |
позиции учителей и учеников относительно продолжения образования существенно расходятся, что можно расценивать как незнание учителями жизненных планов своих учеников | частично распространено | Учителя требуют знания своего предмета, а ученик считает, что достаточно поверхностно изучить суть темы. Также ученики аргументируют тем, что в жизни им это не пригодится. |
Организация работы ученика на уроке довольно часто не соответствует ожиданиям школьников, не предусматривает обсуждения причин учебных успехов и неудач | частично распространено | Не всегда учитель может акцентировать внимание на все ошибки в работах, так как необходимо отработать навыки работы с заданиями, в которых большинство обучающихся «плавают». |
ученики заинтересованы во взаимодействии с учителями, однако вне урока это взаимодействие непродолжительно по времени и эпизодично. | частично распространено | Ученики в свободное время предпочитают проводить время с друзьями или в сети интернет. |
Новые проявления «отчуждения школьниковотучебы»сегодня: ученики не заинтересованы в получении даже среднего общего образования, так как считают, что всему можно научиться на жизненном опыте. | распространено | Кумиры нынешней молодежи, показывают, что не имея хорошего образования можно добиться успеха. |