Файл: Концепция ответственного самолечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фармацевтическое консультирование: практические рекомендации
Концепция ответственного самолечения
Тема ответственного самолечения начала активно обсуждаться в 1980-ых годах. Одним из первых определений самолечения предложила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1983 году. "Разумное применение самим потребителем лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, с целью лечения или профилактики легких расстройств здоровья до оказания профессиональной врачебной помощи".
С тех пор темой ответственного самолечения занимались такие организации, как Международная
Фармацевтическая Федерация (FIP), Всемирная ассоциация производителей препаратов для самолечения (WSMI), Европейская ассоциация производителей безрецептурных препаратов
(AESGP) и Европейская Комиссия. Последняя особо отмечает роль именно фармацевтов в концепции ответственного самолечения:
«Самолечение — это применение потребителем безрецептурных препаратов по собственной инициативе и под собственную ответственность с учетом советов фармацевта или другого работника здравоохранения» (The European Commission 1997. Pharm. J. 1997; 258: 354–355).
Основные элементы концепции ответственного самолечения могут быть сформулированы следующим образом:

профилактика заболеваний с помощью приверженности здорового образа жизни

повышение медицинской грамотности населения до уровня, позволяющего оценивать степень риска и возможность применения самолечения

ответственное использование безрецептурных лекарственных средств

увеличения количества лекарственных средств, которые могут безопасно применяться в процессе самолечения
Особенности ответственного самолечения в Российской Федерации
В России первый документ, определяющий принципы ответственного самолечения, появился в марте 2018 года. Документ под названием «Основополагающие принципы концепции ответственного самолечения и ее потенциала в современной системе здравоохранения РФ» был разработан Национальным медицинским исследовательским центром профилактической медицины Минздрава России при поддержке фармацевтической компании Bayer.
Тем не менее попытки изучить отношение населения к самолечению были еще раньше – в 2016 году компания Bayer и ВЦИОМ провели третье ежегодное исследование качества жизни, включив в него несколько вопросов о готовности населения следовать принципам ответственного самолечения. Данный опрос включал 1600 респондентов из 137 населенных пунктов из 46 регионов и показал, что подавляющее большинство (81%) респондентов готовы взять на себя ответственность за состояние своего здоровья (поддержание и профилактику).
Позитивное отношение россиян к самолечению можно объяснить несколькими факторами.

В отличие от зарубежных стран, где без рецепта возможно купить очень ограниченное количество лекарственных средств, в Российской Федерации выбор безрецептурных препаратов значительно шире. Так что для приобретения необходимого препарата вовсе не всегда необходимо идти ко врачу за рецептом.


2

Медицинское страхование развито в Российской Федерации не так сильно, как за рубежом, так что у наших сограждан нет мотивации посещать врача с целью отработать страховку. Вместо этого россияне предпочитают спрашивать совета фармацевта, слушать рекомендации родственников или искать советы в Интернете Опасности бесконтрольного самолечения
Для достижения успешного исхода лечения недостаточно того, что гражданин готов взять на себя ответственность за собственное здоровье – ему требуется определенный уровень медицинской грамотности. Одной из основных идей создания концепции ответственного самолечения является гарантия возможности граждан получить необходимые знания для корректного применения лекарственных препаратов. В противном случае система здравоохранения рискует столкнуться со следующими неприятными последствиями:

увеличение количества случаев, в которых болезнь не диагностируется врачом в начальной стадии, когда человека можно вылечить, а приобретает необратимый характер;

бесконтрольное применение препаратов представляет опасность не только для самого потребителя, но и для всего населения в целом – например, в случае антибиотиков это уже привело к тому, что микробы стали устойчивы к многим распространенным видам антибиотиков [GLASS report];

сочетаемость препаратов не учитывается, и потребители принимают одновременно несочетаемые препараты, что приводит к проявлению нежелательных побочных эффектов.
По статистике ВОЗ, в общей смертности в России доля предотвратимых смертей – смертей
в результате причин, которые определяются экспертами как предотвратимые усилиями
системы здравоохранения — 30-40 процентов [источник]. При грамотном применении
концепции ответственного самолечения, данное число можно будет сократить.
Место фармацевта в концепции ответственного самолечения
Часто первым медицинским работником, к которому человек обращается в случае заболевания, является фармацевт. Так, 61% россиян при выборе безрецептурного лекарственного препарата руководствуются рекомендацией фармацевта [ВЦИОМ – BAYER барометр: россияне о качестве жизни, Москва, 2016].
ВОЗ признает важность аптечных организаций в рамках концепции ответственного самолечения – организация подготовила отчет под названием «Роль Фармацевта в Самопомощи и ответственном
Самолечении». В данном документе указывается, что «фармацевт может играть ключевую роль в помощи людям сделать информированный выбор об ответственном самолечении, самопомощи и в обеспечении и интерпретации доступной медицинской информации» [«The Role of the
Pharmacist in Self-Care and Self-Medication», WHO]
При обращении клиента в аптеку, фармацевт должен определить, подходит ли в данной ситуации вариант самолечения. Задача фармацевта – помочь клиенту разобраться с доступными вариантами лечения и подобрать наиболее подходящий. При подборе препарата необходимо учитывать пожелания клиента, безопасность препарата, совместимость с уже принимаемыми ЛП.
Основным инструментов фармацевта при взаимодействии с клиентом в рамках концепции ответственного самолечения является фармацевтическое консультирование.
Фармацевтическое консультирование в нормативных документах
Функция фармацевтического консультирования встречается в следующих нормативных документах, регулирующих профессиональную деятельность фармацевтического работника.


3
Федеральный закон от 21.11.2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»
Закрепляет права и обязанности фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, в частности признавая за ними право информировать население о наличии ЛП. «Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе: предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену».
Аналогичные требования в отношении предоставления информации содержатся так же в
приказе Минздрава России от 11.07.2017 N 403н «Об утверждении правил отпуска
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических
лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными
предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», где кроме этогоутверждены функции фармацевтических работников при отпуске ЛП. «При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник информирует лицо, приобретающее
(получающее) лекарственный препарат, о режиме и дозах его приема, правилах хранения в домашних условиях, о взаимодействии с другими лекарственными препаратами.
Профессиональный стандарт «Провизор» (утвержден приказом Минтруда от 06.03.2016г. №
91н)
Один из первых нормативных актов, законодательно разрешающих провизору консультировать покупателей, в том числе по выбору безрецептурных ЛП.
Профессиональным стандартом предусмотрена такая трудовая функция провизора как информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента. Выполнение этой трудовой функции включает в себя следующие трудовые действия: оказание консультативной помощи населению по правилам приема и режиму дозирования лекарственных препаратов, их хранению в домашних условиях; оказание информационно-консультационной помощи при выборе безрецептурных ЛП; оказание консультативной помощи по вопросам применения и совместимости ЛП, их взаимодействиям, в том числе с пищей.
Для выполнения этих трудовых действий необходимо уметь распознавать состояния и жалобы, требующие консультации врача,
оказывать консультативную и информационно-консультативную помощь по правильному и безопасному применению лекарственных препаратов, выбору безрецептурных препаратов. Соответственно провизору необходимо знать современный ассортимент ЛП различных фармакологических групп, их характеристики, медицинские показания и способы применения, противопоказания, побочные действия, синонимы и аналоги,
основы ответственного самолечения;
правила рационального применения и отпуска ЛП;
принципы фармакотерапии с учетом фармакокинетики и фармакодинамики ЛС; основы клинической фармакологии и др.
Приказ МЗ РФ от 31.08.2016г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики
лекарственных препаратов для медицинского применения»
Определяет основные функции фармацевтических работников, связанные с фармацевтическим консультированием.

продажа товаров аптечного ассортимента надлежащего качества;


4

предоставление достоверной информации о товарах аптечного ассортимента, их стоимости, фармацевтическое консультирование;

информирование о рациональном применении лекарственных препаратов в целях ответственного самолечения.
В этом же документе говорится, что розничная торговля товарами аптечного ассортимента включает продажу, отпуск, фармацевтическое консультирование.
Для предоставления услуг по фармацевтическому консультированию допускается выделение специальной зоны, в том числе для ожидания потребителей, с установкой или обозначением специальных ограничителей, организацией сидячих мест.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической
деятельности» соблюдение правил надлежащей аптечной практики отнесено к обязательным лицензионным требованиям.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) установлены ответственность за осуществление фармацевтического консультирования - нарушение или несоблюдение правил трактуется как грубое нарушение лицензионных требований и влечет за собой меры ответственности, установленные. Так, например, ст. 14.1. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» устанавливает, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа:

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4000 до 8000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб.;

на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Алгоритм фармацевтического консультирования
Фармацевтическое консультирования нормативно закреплено как одна из основных трудовых функций фармацевта. При этом в нормативных документах отсутствует определение данной функции. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации не существует единого подхода к тому, какие элементы должен включать в себя и каким образом должен осуществляться процесс фармацевтического консультирования.
В понимании авторов данного
1. Оценка возможности самолечения
Задачи этапа

Узнать, был ли поставлен диагноз

Определить основные симптомы

Определить, возможно ли применение ответственного самолечения и при необходимости направить клиента ко врачу
До того, как начать процесс консультирования, фармацевту следует убедиться, что проблема, с которой обратился клиент, предусматривает возможность самолечения
Для этого фармацевт должен проверить, имеются ли у клиента симптомы, приведенные в списке тревожных. В случае, если клиент сообщает о наличии одного или более из подобных симптомов, его следует направить за консультацией к врачу для диагностики и назначения лечения.


5
Важно объяснить клиенту, что наличие у него подобных симптомов говорит о высоком риске развития серьезных проблем со здоровьем (таких как онкологические и сердечно-сосудистые заболевания), которые возможно избежать в случае своевременного обращения к медицинскому специалисту.
Если у клиента не наблюдается тревожных симптомов возможно продолжать консультацию.
Итоги этапа
Фармацевт удостоверяется, что у клиента нет тревожных симптомов, говорящих о невозможности самолечения. В противном случае фармацевт настоятельно рекомендует клиенту обратиться в медицинскую организацию для установления диагноза. Следует отметить, что решение о приобретении препарата в ситуации выявления тревожных симптомов клиент принимает самостоятельно.
Тревожные симптомы

при температуре выше 37,5, что указывает на воспалительный процесс в организме;

при давлении, которое на 30–40 мм рт. ст. превышает привычные показатели и выше;

при головной боли, которая сопровождается рвотой (симптом кровоизлияния в мозг);

при острой боли в правой нижней части живота, которая может являться признаком воспаления или разрыва аппендикса;

при рвоте с кровью, которая может говорить о внутреннем кровотечении в горле, желудке, пищеводе или начальном отделе тонкого кишечника;

при кашле с кровью или крови в моче;

при любой боли, которая не проходит дольше трех дней и в ночное время;

при отсутствии стула более семи дней;

при не проходящем более семи дней кашле;

при болях в животе после употребления жирной пищи;

при резком снижении веса без изменения рациона питания и уровня физической активности;

при забывчивости и кратковременных потерях памяти.
2. Формирование запроса
Задачи этапа

Уточнить особые характеристики лица, для которого приобретается препарат (пол, возраст и т.п.)

Проконтролировать наличие препаратов, принимаемых в настоящее время во избежание взаимодействия

Учесть наличие пожеланий со стороны клиента в отношении подбора лекарственной формы
Для того, чтобы порекомендовать клиенту продукт, который удовлетворяет его потребности, необходимо правильно их понимать. Для этого следует правильно выстроить диалог с клиентом.
В целом, в ситуации приобретения безрецептурного препарата можно выделить два варианта обращения в аптечную организацию.

Клиент обращается за конкретным препаратом

Клиент обращается за рекомендацией препарата называя симптом
В обоих случаях консультация предполагает уточнение запроса клиента – для этого фармацевт должен знать ответы на следующие вопросы.

Для кого предназначен препарат?