ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6
Принимает ли клиент в настоящее время какие-либо лекарственные средства для устранения причины обращения или на постоянной основе?
Первый вопрос подразумевает, что фармацевту известны особые характеристики клиента – пол, возраст, имеются ли у клиента иные заболевания.
В случае обращения за конкретным препаратом, следует так же уточнить у клиента, имеется ли у него опыт применения данного препарата.
В случае, если клиент обращается за рекомендацией, необходимо так же задать ему следующие вопросы:
Что именно беспокоит клиента – какие наблюдаются симптомы?
Как долго наблюдаются приведенные симптомы?
Принимались ли какие-то меры до обращения в аптечную организацию?
Приведенные выше вопросы можно задать для уточнения в случае, когда клиент обращается за конкретным препаратом, однако они не являются обязательным.
Отдельно следует поинтересоваться, имеются ли у клиента пожелания к препарату – например, по лекарственной форме или продолжительности применения.
Важно задавать клиенту открытые вопросы. Такие вопросы подразумевают развернутый ответ в отличие от закрытых вопросов, которые имеют два варианта ответа – «Да» или «Нет». Таким образом, открытые вопросы помогут быстрее собрать необходимую информацию для составления общей картины потребностей клиента.
Открытые вопросы начинаются с:
«Что …»
«Когда …»
«Где …»
«Как …»
«Почему …»
Итоги этапа
Фармацевт получает от клиента информацию, необходимую для понимания всех потребностей клиента при выборе безрецептурного препарата.
3. Персонализация рекомендации
Задачи этапа
Подобрать подходящие фармакотерапевтические группы безрецептурных препаратов основываясь на информации, полученной на предыдущем этапе
Объяснить фармакологическое действие предложенных групп препаратов
Проинформировать клиента о имеющихся в наличии аналогичных препаратах и их стоимости
Только когда провизор точно понимает проблему клиента следует предлагать клиенту определенные препараты. Клиенту следует предложить все возможные варианты лечения и объяснить механизм действия лекарственных препаратов доступным языком, избегая профессиональной терминологии.
Для этого фармацевт должен ориентироваться в основных проявлениях недомоганий, при которых применяются безрецептурные препараты, и иметь базовые представления о имеющихся вариантах лекарственной терапии в подобных случаях.
7
Так, например, если препарат подбирается для ребенка школьного возраста, фармацевт должен иметь представления о распространенных среди детей заболеваниях, таких как головная вошь, заболевания уха, простуда и экзема. Кроме того, провизор должен иметь представления о имеющихся безрецептурных препаратах, имеющих показания для лечения данных заболеваний.
Кроме основных препаратов, фармацевтический работник должен обладать знаниями и по препаратам, которые помогут улучшить качество жизни при легких недомоганиях, например, в случае, если клиент обращается за препаратом для лечения кашля или простуды, фармацевту важно знать, какие витаминно-минеральные комплексы он может предложить ему для поддержания иммунной системы.
Кроме того, информация о пожеланиях клиента, полученная в ходе предыдущего этапа, может помочь подобрать лекарственную форму, которая наиболее соответствует потребностям клиента.
Так, если клиент говорит о наличии у него проблем с ЖКТ, возможно предложить ему наружную форму препарата, что позволит избежать негативных побочных эффектов от приема препарата.
Важно объяснить клиенту, что рецептурные препараты могут быть назначены только после посещения врача. Фармацевт может предложить только безрецептурные препараты.
При рекомендации определенного лекарственного препарата следует учитывать следующие моменты:
Показания к применению могут различаться у препаратов с одним действующим веществом, но разными формами выпуска. Например, один нестероидный противовоспалительный препарат можно принимать детям в виде сиропа или ректальной свечи, а таблетки противопоказаны к применению детям до 6 лет.
Даже если у двух препаратов, производимых разными компаниями, совпадают форма выпуска и действующее вещество, однако производителем указаны разные показания к применению.
Итоги этапа
Фармацевт помогает клиенту выбрать оптимальный для него вариант лекарственной терапии из всех удовлетворяющих запрос клиента.
4. Завершение консультации
Задачи этапа
Указать на необходимость внимательного ознакомления с инструкцией перед началом применения выбранного препарата в отношении соблюдения дозирования и длительности приема препарата
Проинформировать клиента о способах\правилах применения, правилах хранения выбранного препарата
Проинформировать клиента о наличии возможных побочных эффектов и какие действия следует предпринимать в случае их проявления
В конце проведения консультации важно уточнить, остались ли у клиента какие-либо вопросы и есть ли у него иные проблемы, в решении которых требуется помощь фармацевта.
У клиента могут быть вопросы по поводу дозировки, способов и длительности приема, условий хранения и возможных побочных эффектов выбранного препарата. Вся данная информация содержится в инструкции по применению лекарственного препарата – даже в случае если клиент напрямую не задает дополнительных вопросов, в завершение консультации следует проинформировать его о необходимости внимательно ознакомиться с инструкцией по применению препарата и придерживаться приведенных в ней указаний.
8
Отдельно стоит обратить внимание клиента, что в случае неэффективности проводимого самолечения в течение 3-5 дней или при проявлении нежелательных эффектов применения препарата, не указанных в инструкции, ему следует незамедлительно обратиться к врачу, чтобы избежать развития осложнений.
Итоги этапа
Фармацевт отвечает на оставшиеся у клиента вопросы и дает рекомендации по ответственному применению выбранного препарата.
Инструкция содержит всю необходимую информацию для ответственного применения препарата:
информацию о способах применения/приема препарата
информацию о дозах и продолжительности приема препарата
информация о том, с какими лекарствами нельзя сочетать выбранный лекарственный препарат – данная информация особенно актуальна в случае, если клиент впоследствии обратиться ко врачу и тот назначит иные препараты
информацию о правилах хранения выбранного препарата
порядок действий в случае проявления побочных эффектов от применения препарата
Алгоритм фармацевтического консультирования на примере основных
причин обращения в аптечную организацию
Разработчик: Союз «НФП»