Файл: Отчет по лабораторной работе Классы неорганических соединений по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Институт заочно-вечернего обучения
Иркутск (заочная форма)


 

Отчет по лабораторной работе 
Классы неорганических соединений
по дисциплине химия


  

 

Выполнил студент гр. ОПз-22-1 Савельева Е.М. ____09.05.2023________

(дата) 
Принял _____________ _________________________

Должность (подпись) / И. О. Фамилия

 

_________________________

(дата) 


 

Иркутск – 2023

Цель работы: изучить химические свойства основных классов неорганических соединений, научиться составлять уравнения реакций.
Часть 1. ОКСИДЫ
Опыт 1.1. Получение основных оксидов и их взаимодействие с водой
Оборудование и реактивы:

вытяжной шкаф, спиртовка, фарфоровая чашка, пробирка, стеклянный бюкс, пинцет, спички, магниевая стружка, вода, спиртовой раствор фенолфталеина.
Ход работы:

Зажигаем спиртовку. Берем пинцетом кусочек магниевой стружки и вносим в пламя спиртовки. После воспламенения сжигаем кусочек стружки над фарфоровой чашкой.

Полученный оксид помещаем в пробирку, добавляем 1-2 мл воды, хорошо перемешиваем и добавляем 1-2 капли раствора фенолфталеина.
Уравнения реакций:





Наблюдаемые эффекты:

Магний сгорел ослепительно-белым пламенем. Образовался оксид магния в виде белого рыхлого порошка.

Оксид магния не полностью растворился в воде.

Раствор фенолфталеина окрасил содержимое пробирки в малиновый цвет.

Образующееся малиновое окрашивание говорит о щелочной среде раствора.

Значит оксид магния частично растворился в воде с образованием гидроксида магния.

Опыт 1.2. Получение кислотных оксидов и их взаимодействие с водой
Оборудование и реактивы:


вытяжной шкаф, спиртовка, фарфоровая чашка, пробирка, стеклянный бюкс, металлическая ложка, спички, сера, вода, лакмусовая бумага.
Ход работы:

Зажигаем спиртовку. Помещаем в металлическую ложечку кусочек серы величиной с горошину и нагреваем на пламени спиртовки. После загорания серы подносим к ней влажную индикаторную лакмусовую бумажку.
Уравнения реакций:



Наблюдаемые эффекты:

Сера сгорела голубым пламенем. Влажная лакмусовая индикаторная бумажка окрасилась в розовый цвет. Это значит, что образовавшийся оксид серы (IV) растворился в воде с образованием слабой нестойкой сернистой кислоты.

Часть 2. ОСНОВАНИЯ
Опыт 2.1. Окраска индикатора в растворах оснований
Оборудование и реактивы:

штатив для пробирок, три стеклянные пробирки, стеклянная пипетка, раствор гидроксида натрия, спиртовой раствор фенолфталеина, раствор метилоранжа, раствор лакмуса.
Ход работы:

В три пробирки наливаем по 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавляем в первую пробирку раствор фенолфталеина, во вторую – раствор метилоранжа, в третью – раствор лакмуса.
Наблюдаемые эффекты:

Раствор в первой пробирке окрасился в малиново-красный цвет, во второй пробирке окрасился в желтый цвет, в третьей пробирке окрасился в синий цвет.
Опыт 2.2. Взаимодействие оснований с кислотами
Оборудование и реактивы:

штатив для пробирок, стеклянная пробирка, две стеклянные пипетки, раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, спиртовой раствор фенолфталеина.
Ход работы:

В пробирку наливаем 1-2 мл раствора гидроксида натрия и добавляем в первую пробирку 1-2 капли раствора фенолфталеина. Затем в пробирку прибавляем раствор соляной кислоты, равный по объему добавленному раствору гидроксида натрия.
Уравнение реакции:

Наблюдаемые эффекты:

Раствор пробирке окрасился в малиново-красный цвет. После прибавления раствора соляной кислоты раствор в пробирке стал бесцветным. Исчезновение розовой окраски пробирке говорит о том, что щелочная среда нейтрализовалась.



Фенолфталеин в кислой среде имеет строение лактона. В щелочном растворе образуется соль фенолфталеиновой кислоты, которая имеет в своей структуре уже не фенольную, а хинонную хромофорную группу, обусловливающую красную окраску.

Опыт 2.3. Взаимодействие оснований с растворами солей (способ получения оснований)
Оборудование и реактивы:

Штатив для пробирок, стеклянная пробирка, две стеклянные пипетки, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II).
Ход работы:

Наливаем в пробирку 3-4 мл раствора гидроксида натрия и прибавляем столько же раствора сульфата меди.

Образующийся осадок сохраняем для следующих опытов.
Уравнение реакции:

Наблюдаемые эффекты:

Наблюдается образование студенистого осадка светло-голубого цвета.

Опыт 2.4. Разложение оснований
Оборудование и реактивы:

Штатив для пробирок, стеклянная пробирка, пинцет, осадок гидроксида меди (II), спиртовка, спички.
Ход работы:

Зажигаем спиртовку. Пробирку с осадком гидроксида меди осторожно нагреваем в пламени спиртовки.
Уравнение реакции:

Наблюдаемые эффекты:

Наблюдаем появление осадка черного цвета. Гидроксил меди (II) превращается в оксид меди (II).

Опыт 2.5. Амфотерные основания
Оборудование и реактивы:

Штатив для пробирок, три стеклянные пробирки, три стеклянные пипетки, раствор сульфата хрома (III), раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты.
Ход работы:

Наливаем в пробирку 3-4 мл раствора сульфата хрома (III) и прибавляем раствор гидроксида натрия до выпадения осадка. Осадок делим на две пробирки и доказываем его амфотерность, добавив в одну пробирку раствор соляной кислоты, а в другую – раствор гидроксида натрия.
Уравнение реакции:








Наблюдаемые эффекты:

Наблюдаем выпадение осадка серо-зеленого цвета.

После прибавления к этому осадку раствора соляной кислоты наблюдаем растворение осадка и образование раствора сине-зеленого цвета.

После прибавления к этому осадку раствора гидроксида натрия наблюдаем растворение осадка и образование раствора зеленого цвета.

Часть 3. КИСЛОТЫ
Опыт 3.1. Окраска индикатора в растворах кислот
Оборудование и реактивы:

Штатив для пробирок, три стеклянные пробирки, стеклянная пипетка, раствор соляной кислоты, спиртовый раствор фенолфталеина, раствор метилоранжа, раствор лакмуса.
Ход работы:

В три пробирки налтваем по 1-2 мл раствора соляной кислоты и добавляем в первую пробирку раствор фенолфталеина, во вторую – раствор метилоранжа, в третью – раствор лакмуса.
Наблюдаемые эффекты:

Раствор в первой пробирке остался бесцветным, раствор во второй пробирке окрасился в розовый цвет, раствор в третьей пробирке окрасился в красный цвет.
Опыт 3.2. Взаимодействие кислот с металлами
Оборудование и реактивы:

Штатив для пробирок, две стеклянные пробирки, стеклянная пипетка, раствор соляной кислоты, гранулированный цинк, кусочки меди.
Ход работы:

Помещаем в первую пробирку гранулу цинка, во вторую пробирку – кусочек меди. Наливаем в обе пробирки по 1-2 мл раствора соляной кислоты,
Уравнение реакции:

Наблюдаемые эффекты:

В пробирке с цинком наблюдаем выделение газа. В пробирке с медью ничего не происходит. Медь не взаимодействует с соляной кислотой, потому что находится в ряду электрохимических напряжений металлов правее водорода.
Опыт 3.3. Взаимодействие кислот с оксидами
Оборудование и реактивы:

Спиртовка, стеклянная пробирка, держатель для пробирок, стеклянная пипетка, стеклянный шпатель, раствор серной кислоты, оксид меди (II), спички.
Ход работы:

Зажигаем спиртовку. В пробирку вносим немного оксида меди (II), приливаем 1-2 мл раствора серной кислоты. Пробирку подогреваем на пламени спиртовки.

Уравнение реакции:

Наблюдаемые эффекты:

Оксид меди (II) растворяется. Раствор окрашивается в голубой цвет.
Опыт 3.4. Взаимодействие кислот с растворами солей

(способ получения кислот)
Оборудование и реактивы:

Штатив для пробирок, стеклянная пробирка, стеклянная пипетка, раствор соляной кислоты, раствор карбоната натрия.
Ход работы:

Наливаем в пробирку 1-2 мл раствора карбоната натрия и прибавляем такой же объем раствора соляной кислоты.
Уравнение реакции:



Наблюдаемые эффекты:

Наблюдаем в пробирке выделение газа. Соляная кислота выделяет из карбоната натрия, слабую угольную кислоту, которая в момент образования распадается на углекислый газ и воду.

Часть 4. СОЛИ
Опыт 4.1. Взаимодействие растворов солей с металлами
Оборудование и реактивы:

Штатив для пробирок, стеклянная пробирка, стеклянная пипетка, раствор сульфата меди (II), гранулированный цинк.
Ход работы:

В пробирку наливаем 1-2 мл раствора сульфата меди (II). Помещаем в пробирку кусочек цинка.
Уравнение реакции:

Наблюдаемые эффекты:

Перед началом опыта поверхность цинка имеет белый блестящий цвет. После приливания раствора сульфата меди (II) наблюдаем появление на поверхности цинка темного налета.

Цинк в ряду электрохимических напряжений металлов находится левее меди, поэтому может вытеснять металлическую медь из её солей.
Опыт 4.2. Взаимодействие растворов солей друг с другом
Оборудование и реактивы:

Штатив для пробирок, стеклянная пробирка, две стеклянные пипетки, раствор сульфата магния, раствор хлорида бария.
Ход работы:

В пробирку наливаем 1-2 мл раствора сульфата магния и прибавляем равный объем раствора хлорида бария.
Уравнение реакции:

Наблюдаемые эффекты:

Наблюдаем образование осадка белого цвета.
Опыт 4.3. Получение и свойства основных солей