ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[Название организации] |
КОНСПЕКТ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «РЕСУРС - ЭКСПЕРСС» |
Подготовка к экзамену |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интенсивная умственная деятельность, «гонка» за высокими результатами, нагрузка на организм вследствие длительного «сидения» за учебниками, вероятные нарушения режима сна и отдыха, эмоциональные переживания и страх неудачи могут привести к повышению тревожности, и как вследствие, к стрессу.
Необходимость подготовки к экзаменам, а самое главное, сохранение ресурсного состояния выпускников, приводит к необходимости создания тренинговой программы, которая сможет познакомить выпускников с понятиями стресс, эмоциональное напряжение и их проявлением, познакомить с методами профилактики и преодоления данных состояний и главным образом даст опыт поддержки сверстников.
КОНСПЕКТ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «РЕСУРС - ЭКСПЕРСС»
Цель тренинга: знакомство выпускников 9 класса со способами борьбы со стрессом и эмоциональным напряжением.
Задачи:
• выдать теоретические основы понятий стресс и эмоциональное напряжение;
• отработать приёмы и техники борьбы со стрессом и своим эмоциональным напряжением;
• формировать навыки само- и психорегуляции;
• способствовать развитию умений регулировать своё эмоциональное состояние;
• оказать подросткам помощь в открытии своего внутреннего мира, пробуждении интереса к другим людям и к самому себе.
• овладеть навыками распознавания эмоциональных состояний;
• обучить поиску внутренних ресурсов.
Оборудование и материалы:
-
Презентация -
Листы бумаги А4, ручка. -
Ручки и карандаши
Ход проведения тренинга
1.Вводная часть
Организационный момент
(Слайд 1) Обсуждение правил работы в группе
Педагог: здравствуйте! Сегодня у вас состоится занятие с элементами тренинга, на котором мы постараемся обсудить, научится, разобрать как мы предполагаем, основные темы, которые могут Вас беспокоить, и являться актуальными.
- Что же такое психологический тренинг? (Ответы участников)
Тренинг — это форма групповой психологической работы; это совместное творчество группы, где участники получают опыт поддержки и раскрытия жизненного творческого и духовного потенциала человека.
- Чтобы всем было комфортно работать в таком формате, как вы думаете, что должно быть? (Безопасность, конфиденциальность, правила).
- Действительно, для нашей совместной работы необходимо придерживаться некоторых правил, как вы думаете какие они могут быть? (искренность, активность, не осуждать других).
-Вы абсолютно правы, существуют определённые правила групповой работы, которых необходимо придерживаться, чтобы всем участникам можно было эффективно взаимодействовать и получать удовольствие от занятия.
- Предлагаю вам рассмотреть основные правила работы в группе:
-
«Конфиденциальность»: все что говорится в группе, не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников. -
«Искренность» - говорить максимально искренне. -
«Здесь и сейчас». Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу. -
«Я- высказывания» - говорим только со своей позиции, и не говорим о других участниках в третьем лице, обращаемся к ним, называя по имени. -
«Пунктуальность» - не опаздываем и не пользуемся телефонами.
2. Основная часть
Упражнение 1. «Познакомимся?»
Продолжительность упражнения: 10 минут.
Цель упражнения: знакомство участников между собой.
-Сейчас, вы поделитесь по парам путём случайной жеребьевки.
- Вашей задачей будет просто поговорить, и узнать всё возможное про вашего партнёра, после упражнения вы будете представлять друг друга. На данное упражнение вам даётся 5 минут (1 минута на каждого партнёра). Хорошо подумайте, что хотите узнать и чем поделиться, и, наслаждайтесь приятной беседой. Время пошло.
(По истечению времени 2 минут и 5, даётся любой сигнал)
-Теперь, когда вы узнали много нового о своём партнёре по общению, пришло время его представить! Сейчас вы представляете себя в роли партнера и рассказываете нам о нём от его имени, таким образом, мы все познакомимся ближе, и ваш партнёр познакомиться ближе даже с самим с собой! Кто желает?
(Каждый обучающийся по рассказывает по памяти всё, что удалось узнать. После завершения процесса, педагог благодарит всех участников за активную работу и открытость).
2. Основная часть (25 минут)
Педагог, делая грустный вид, и ожидая вопроса от участников, говорит: Дорогие друзья…заметили ли Вы изменения в моем поведении? (Предполагаемый ответ обучающихся: Вы стали грустной, испортилось настроение)
- Сейчас внезапно на меня нахлынули негативные эмоции, и я совсем не знаю, что мне с ними сделать, как мне развеселиться. А вы знаете? Поможете? Какие методы борьбы с негативными эмоциями вы знаете? (Ответы обучающихся)
Педагог встряхивается и говорит:
-Фух, спасибо большое, что помогли! Как это, оказывается, неприятно переживать негативные эмоции. А какие эмоции у нас существуют? (грусть, злость, отвращение, страх, радость и удивление). А вы умеете ими управлять? В каких случаях это необходимо? (Ответы обучающихся)
-Действительно, есть такое понятие, как «эмоциональное напряжение». Эмоциональное напряжение представляет собой совокупность психологических переживаний, снижающих эмоциональный фон, а происходит это из-за того, что мы не даём выход своим эмоциям.
Упражнение 2. «Замороженные»
Продолжительность упражнения: 8 минут.
Цель упражнения: формирование навыков саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия.
-Сейчас, предлагаю вам заморозить свои эмоции! Для этого сыграем в игру. Правила просты, послушайте внимательно.
- Все неподвижно сидят и изображают «замороженных» – людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг, при этом закрывать или отводить глаза нельзя, вы должны смотреть вперед. Водящий (выбираем первого желающего) пытается «разморозить» кого-нибудь из вас – своими жестами, мимикой, высказываниями. Постарается вызвать у вас ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Если бы данное упражнение проводилось в офлайн формате, водящему было нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами, а так как мы в онлайн, нельзя только нецензурно выражаться. Кто «разморозился», т.е. допустил выразительную мимику или движение, присоединяется к водящему, и они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже присоединяется к ним.
-Правила ясны? Правила просты? Кто продержится дольше всех? Начали! (Играем 2 раза, последний продержавшийся становится водящим)
Давайте поделимся своими впечатлениями (Что понравилось/не понравилось)
Хочется продолжить занятие цитатой канадского физиолога Ганса Селье: «– это всё, что ведёт к быстрому старению или вызывает болезни».
-Что он имел ввиду? Как думаете, о чём пойдёт сегодня речь? (Ответы обучающихся)
-Вы абсолютно правы, про стресс. Ганс Селье дал ему такое определение «стресс – это всё, что ведёт к быстрому старению или вызывает болезни». Однако, энциклопедический словарь даёт следующее толкование стресса: «совокупность защитных физиологических реакций возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов». Как вы понимаете это определение? (Ответы обучающихся)
- А как стресс может проявляться у человека? (Ответы обучающихся)
- Действительно, стресс проявляется во многих состояниях, а также в таких как:
-
Тревога и страх. -
Пассивность, беспомощность, депрессия. -
Активная защита. -
Активная релаксация.
-Хорошо, что такое стресс мы знаем, а от куда он у нас берётся? А как же с ним бороться? Существуют ли какие-либо методы? Какие вы знаете? (Ответы обучающихся)
-
Произвольное самовнушение. -
Аутотренинг. -
Йога. -
Техники релаксации и концентрации.
-Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми техниками релаксации и концентрации, вам нужно будет слушать, что я говорю и чётко следовать инструкциям, готовы?
Упражнение 3. «Поза кучера»
Продолжительность упражнения: 2-3 минуты.
Цель упражнения: развитие первоначальных навыков психорегуляции.
Педагог называет название упражнения и диктует инструкцию тихим и спокойным тоном, (на экране видео инструкция) : Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена. Ноги расставлены на уровне плеч, руки лежат на коленях, кисти свободно свисают между бёдрами. Дышим естественно. Кучер расслабил поводья, лошади бредут сами собой.
-Отлично, молодцы, медленно возвращаемся в исходное состояние.
Упражнение 4. «Полное дыхание»
Продолжительность упражнения: 5 минут.
Цель упражнения: развитие первоначальных навыков психорегуляции.
Педагог: Сейчас мы с вами находимся в расслабленном состоянии и сразу переходим ко второму упражнению «Полное дыхание». Слушайте внимательно инструкцию: Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку. Губы приоткрыты. Заполните среднюю часть лёгких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Выдох через рот. Давайте повторим с вами ещё 2 раза.
Давайте поделимся своими впечатлениями (Что понравилось/непонравилось)
3. Заключительная часть (15 минут)
Упражнение 5. «Уровень счастья»
Продолжительность упражнения: 10минут.
Цель упражнения: повышение уверенности в себе, активизация личностных ресурсов, подведение итогов занятия.
Педагог: Я попрошу вас взять листочки и написать список (перечень) всего того, за что можно быть благодарным судьбе в настоящий момент (солнечный день, своё здоровье, здоровье членов семьи, возможность читать, учиться и т.п.).
Подведение итогов занятия.
Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия, пожелания ведущему, а также получить ответы на возникшие вопросы.
- Наше занятие, к сожалению, подошло к завершению. Хочу спросить у вас, что на занятии вас удивило, что было неожиданным, как ваше настроение и понравилась ли вам такая форма встречи? (Ответы обучающихся).
Подведение итогов занятия.
- Что вы чувствовали в ходе каждого упражнения? Опишите.
-Пригодятся ли вам в жизни эти техники?
- В каком настроении вы сейчас пребываете?
-Спасибо вам за вашу искренность, активность и честность на всех занятиях! Желаю вам успехов!