ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан Уфимское училище искусств (колледж)
ПЦК Хоровое дирижирование
АННОТАЦИЯ
ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Утро»
Музыка Б. Снеткова
Слова И. Никитина
Выполнила студентка 2 курса
Керенцева Любовь
Преподаватель Л. И. Утяшева
Уфа-2021
План
-
Историко-стилистический анализ произведения
-
Сведения о жизни и творчестве Б. Снеткова
-
Сведения о жизни и творчестве Б.Никонова
3) Анализ литературного текста
-
Музыкально-теоретический анализ
-
Вокально-хоровой анализ
-
Диапазоны и тесситура хоровых партий
-
Строй
-
Ансамбль
4) Дикция
-
Исполнительский анализ произведения
-
Литература
Историко-стилистический анализ
Снетков Борис Михайлович- советский композитор.
Родился 18 июля 1927 года в бухте Тютехэ Приморского края. В 1962 году Борис Михайлович Снетков окончил Московскую консерваторию. О дальнейшей его судьбе и творческой деятельности исследовательской информации нет.
Творческое наследие композитора включает в себя сочинения различных жанров: симфонии, струнные квартеты, произведения для фортепиано, а так же хоровая музыка, занимающая центральное место в его творчестве. Чуткое отражение поэтических текстов, связь с традициями русской музыкальной классики, распевность и мелодизация хоровых партий, их полифоническое развитие – вот характерные черты хоровой музыки Бориса Михайловича Снеткова. Его хоры так же отличаются разнообразием тематики
, форм и приемов письма. Произведения Снеткова входят в репертуар профессиональных, самодеятельных, а так же учебных хоров.
Он написал такие хоровые сочинения как: кантата «На рубежах Родины»,«поэма Россия»; сюиты «Рассвет в горах», «наш Артек»; хоровые циклы: «У подножия Казбека», «Мир с коленей был поднят».
Литературной основой его произведений являются стихи различных авторов, часто можно встретить произведения на стихи К. Хетагурова, П. Панченко, Л. Кодрашенко, а так же Ивана Никитина, одно из стихотворений которого легло в основу хорового сочинения Снеткова «Утро».
Иван Саввич Никитин (1824–1861 гг.) – известный русский поэт, мастер русского поэтического пейзажа.
Значительное место в творчестве поэта уделено народным бедам и страданиям. Быт крестьянина замечательно описан в таких стихотворениях, как «Уличная встреча», «Нищий», «Мать и дочь», «Пахарь», «Жена ямщика».
На слова Никитина было создано около 60 романсов песен и хоров. К его творчеству обращались В. С. Калинников, Э. Ф. Направник, Н. А. Римский-Корсаков, а так же Борис Снетков, написавший на его стихотворение хоровое произведение «Утро».
Стихотворение «Утро» было написано Никитиным в 1884-1885 г, оно относится к пейзажной лирике. В стихотворении поэт ярко описывает красоту раннего утра, рисует в воображении читателя картину пробуждения природы – поют птицы, с восходом солнца преображается лес.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Стихотворение изложено в трехстопном размере - анапест, где ударения приходятся на 3, 6, 9 и т.д. слоги .
Музыкально теоретический анализ
Хоровое произведение «Утро» написано для женского 3х голосного хора a cappella в тональности D-dur. Жанр произведения-хоровая миниатюра.
Форма произведения двухчастная, 1 часть - период неквадратного строения (5+6).
В первом предложении (1-5тт) показан образ меркнущих звёзд, растилающегося по лугам пара. Основная тональность - торжественный D-dur, а неторопливый темп, динамика piano, переменный лад и структура ритмического рисунка придают ей светлую окраску. Раскрытию данного образа способствует сложный 9 дольный размер, а так же простой ритмический рисунок, построенный на ♪, особенностью которого является выделение смысловых слов крупными длительностями, что способствует большей выразительности.
Второе предложение (6-11тт) начинается с имитационного проведения. Композитор очень точно изображает разливающийся «алый свет». Имитация этой «кристальной» мелодии мягко перетекает из одной партии в другую словно «круги на воде». С
помощью подголосочный фактуры, смены размера, изменения ритмического рисунка и замедления темпа первая часть приходит к логическому завершению.
Вторая часть имеет признаки строфической формы.
В первой строфе, чутко следуя поэтическому тексту, для раскрытия образа природной тишины, композитор использует разные средства музыкальной выразительности, одним из которых является смена тональности ( h-moll, C-dur, G-dur). На слова «дремлет чуткий камыш» (11-12тт) он применяет приём чистого тембра в партии S, происходят агонические (accelerando) и динамические (mp) изменения.
Далее на слова «Тишь, безлюдье вокруг» уменьшается динамика, происходит смена размера, уплотняется фактура. Слово "тишь" композитор обозначил ремаркой tenuto., а в 14 такте при помощи агонических изменений mosso и fermata выделяет слово «пронеслись».
В следующей фразе «далеко далеко..» происходит замедление темпа, рисует нам образы просыпающейся природы, а метрические и агонические изменения (piu mosso), пробуждающихся вместе с ней рыбаков. (14-18тт)
Во второй строфе изображается образ уже наступившего утра. Имитационные проведения у S и А, увеличивающаяся динамика и фразировка в 19-20 тактах приводит нас к кульминации всего произведения, которая приходит на слова «Птички солнышка ждут, птички песни поют".
В конце произведения композитор рисует образ пробудившегося леса. Расширение фразы, замедление темпа и постепенное уменьшение динами приводит нас к смысловому завершению.(23-25т
Вокально-хоровой анализ
Диапазон хора имеет границы: соль# малой октавы. – фа 2й октавы.
Диапазоны хоровых партий:
-
Сопрано 1: ми(1) – фа(2) -
Сопрано 2: ми(1) - ми(2) -
Альт 1: си(м) - си(2) -
Альт 2 : соль(м) – си(2)
Тесситурные условия, в целом, удобны для исполнения, так как высотное положение вокальных партий соответствует свободному красивому звучанию голоса. Голоса не будут звучать напряжённо, потому что технические задачи не превышают естественные певческие возможности всех голосов.
Строй
Партия первых Сопрано - поступенная скачки в приделах б6. В начале мелодия статична, исполняется на одном звуке. Хормейстеру следует проследить
, чтобы хор исполнял ее с ощущением внутренней подтянутости.
В 3 такте, на слова «белый пар», встречается хроматический полутон , в нем звук соль# следует проинтонировать широко.
Так как мелодия поступенна, то в ней часто встречаются движения мелодии по м2 и б2 вверх и вниз. Нужно помнить, что м2 (вверх и вниз) интонируется узко, а б2 (вверх и вниз) широко.
Так же присутствуют скачки на ч4 и ч5 (6т). Их следует интонировать устойчиво.
Во второй части в 14 такте происходит отклонение в тональность C-dur . В партии сопрано звук до ♮ должен интонироваться узко.
Большой скачок на б6 встречается в 20-21 тактах, этот интервал хор должен спеть широко.
Мелодия вторых сопрано так же статична, скачки в пределах б6. Так как мелодия преимущественно проходит параллельно мелодии 1 сопрано, перед партией 2 сопрано стоят те же задачи.
Встречаются скачки на б6 вверх(13т). Звук фа#(3ст.) нужно спеть высоко, а звук ре (1ст) устойчиво.
Партия Альтов- несмотря на плавность мелодии, имеет большое количество скачков.
В первом же такте присутствует скачек на ч5 вниз, который следует интонировать устойчиво, не требуя ни расширения, ни сужения.
В 7 такте присутствует скачек на октаву, он интонируется устойчиво. Так же не стоит забывать, что при исполнении широких интервалов нижний звук должен быть в позиции верхнего.
В партии альтов стоит обратить внимание на хроматические полутоны (3,16-18 и 21 такты), в котором хроматический звук стоит интонировать широко.
Ансамбль
Ансамбль (буквально «вместе») означает взаимную согласованность, стройное целое, единство.
Совершенный художественно-органический ансамбль немыслим без ансамбля механического. Для этого нужно сорганизовать и уравновесить все элементы механического ансамбля в хоре, — количество певцов, качество голосов и их тембры.
Для достижения ансамбля в хоре необходимо уметь регулировать силу звука как целых партий, так и отдельных певцов.
Огромную роль играет ритмический ансамбль. В данном произведении, несмотря на простой ритмический рисунок, встречаются такие агонические изменения как фермата, выдержанные звуки, изменяющийся ритмический рисунок. Для преодоления этих трудностей необходима глубокая опора на метр, выработка ощущения сильной и слабой доли, внутреннего деления долей, их пульсации.
Дикция
Дикция наиболее важный элемент хорового исполнения. Хор должен соблюдать орфоэпические нормы, правила произношения гласных и согласных, а так же
обязательно следовать золотому правилу дикции, где последний слог слова, заканчивающегося на согласный, присоединяется к последующему слову.
Дирижер должен постоянно следить за дикцией, добиваясь четкого произношения хором поэтического текста.
В данном произведении следует обратить внимание на произношение таких слов как: «тишь», «шумом», «шалаше», «камыш» должно точно использоваться правило произношения шипящих, их необходимо произносить коротко и осторожно.
Возвратные частицы «ся» и «сь» в словах «расстилается», «пронеслись», «разливается», «скрылися» и «пробудилися» произносятся твердо как «са» и «с».
Нужно следить за четким произношением буквы р в словах: «меркнут, «расстилается», «кудрям», «дремлет», «пронеслись», «разгорается».
В слове «вокруг» звонкую согласную « Г» нужно пропеть как «К», а безударную «О» как «А».
Так же стоит обратиться к правилу произношений редуцированных гласных. А под ударением произносится в словах ясно, чисто, как а (гаснут, облака, зеркальной), в начале слова ясно (алый).
Внутри слов безударное а произносится неясно, «лениво», как ы или как бы «проглатывается» (разгорается – рызгорается);
Иногда — как «и е» (шалаше – шелаше). О без ударения произносится как А (лозняка-лазняка).
Так же очень важно правильное формирование гласных при пении, то есть их «округление». Все эти дикционные трудности должны учитываться хормейстером и исполнителями.
Исполнительский анализ
Данное произведение требует особой точности исполнения всех динамических и ритмических нюансов, которыми наполнено произведение.
Для этого следует четко владеть техническими приемами, важно передать звуковедение legato, темповые изменения а так же помочь певцам в создании ансамбля.
Важным фактором создания устойчивого строя является процесс впевания произведения, когда в ходе правильного повторения, в тесной связи с художественно-исполнительскими задачами окончательно устанавливаются и закрепляются слуховые представления и технические приёмы, приобретается необходимая свобода и уверенность в исполнении.
Но дирижёр должен не просто точно выполнять технические указания, но и прочувствовать характер произведения, проанализировать сочинение, понять его внутреннюю сущность, раскрыть в исполнении все вложенное в него автором содержание. При исполнении этого произведения перед дирижером стоит задача четкого показа вступлений, изменение характера произведение, точные снятия хора.