Файл: Книга Справочные материалы Упражнения Практические работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 58
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛИ. Мальцева
Н. М. Смеречинская
РУССКИЙ ЯЗЫК
Подготовка к ЕГЭ Книга Справочные материалы
Упражнения
Практические работы
Словари
Издатель Мальцев Д. А.
Ростов-на-Дону
Народное образование
Москва
2023
Н. М. Смеречинская
РУССКИЙ ЯЗЫК
Подготовка к ЕГЭ Книга Справочные материалы
Упражнения
Практические работы
Словари
Издатель Мальцев Д. А.
Ростов-на-Дону
Народное образование
Москва
2023
ББК 81.2 Рус-922
Р89
Рецензенты:
Мельникова МВ, учитель русского языка и литературы высшей категории;
Александрова НС, учитель русского языка и литературы высшей категории;
Р89 Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023 в х книгах. Книга 1 / ЛИ. Мальцева, НМ. Смеречинская. — Ростов н/Д: Издатель
Мальцев ДАМ Народное образование, 2023. — 384 с.
Данное пособие входит в состав учебно-методического комплекта по русскому языку для учащихся 11 классов, обеспечивающего интенсивную подготовку к сдаче единого государственного экзамена. Книга 1 состоит из двух разделов. Первый раздел пособия разбит на 26 подразделов, которые соответствуют плану ЕГЭ 2023 и содержат всё необходимое для подготовки к экзамену теоретические материалы, упражнения и практические работы. Во второй раздел пособия включены следующие словари. Словарь трудностей русского языка (толкование значений паронимов.
2. Словарь плеоназмов. Непроверяемые безударные гласные и двойные согласные в корнеслова. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Словарь литературоведческих и лингвистических терминов.
Данное пособие может быть использовано учащимися для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Учителя могут использовать это пособие в качестве источника домашних заданий и контроля знаний учащихся.
ISBN 978-5-87953-654-6
© ИП Мальцев ДА, 2022
ББК 81.2 Рус
Содержание
Предисловие
................................................................................................ РАЗДЕЛ I. Теоретический материал и упражнения для его закрепления
Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
Задание 1 ..................................................................................................... Лексическое значение слова
Задание 2 ................................................................................................... Стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка
Задание 3 ................................................................................................... 17
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 1 (ЗАДАния 1—3) ............................................... Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Задание 4 ................................................................................................... 42
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 2 (ЗАДАниЕ 4) ............................................. Лексические нормы (употребление паронимов)
Задание 5 ................................................................................................... 51
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 3 (ЗАДАниЕ 5) ............................................. Лексические нормы (употребление слов в лексической сочетаемости)
Задание 6 ................................................................................................... 56
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 4 (ЗАДАниЕ 6) ............................................. Морфологические нормы
Задание 7 ................................................................................................... Упражнение 1
............................................................................................. Упражнение 2 ................................................................................................. Упражнение 3
............................................................................................ 75
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 5 (ЗАДАниЕ 7) ............................................. Синтаксические нормы
Задание 8 ................................................................................................... Упражнение 4 ................................................................................................. Упражнение 5 ................................................................................................. Упражнение 6 ................................................................................................. Упражнение 7 ................................................................................................. Упражнение 8 ................................................................................................. Упражнение 9 ............................................................................................... Упражнение 10
..........................................................................................106
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 6 (ЗАДАниЕ 8) Правописание правописание гласных и согласных в корнеслова Задание 9 ..................................................................................................126
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 7 (ЗАДАниЕ 9) Правописание гласных и согласных в приставке слова. Употребление Ъ и Ь
Задание 10 Упражнение 11 ......................................................................................... Упражнение 12 ............................................................................................. Упражнение 13
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев Д.А.,
www.afina-r.ru
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
4
Содержание
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 8 (ЗАДАниЕ 10) Правописание гласных и согласных в суффиксах слов различных частей речи кроме суффиксов причастий и деепричастий)
Задание 11 Упражнение 14 ............................................................................................. Упражнение 15 ............................................................................................. Упражнение 16
..........................................................................................149
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 9 (ЗАДАниЕ 11) Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий
Задание 12 ......................................................................................................... Упражнение 17 ............................................................................................. Упражнение 18
..........................................................................................156
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 10 (ЗАДАниЕ 12) Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи
Задание 13 Упражнение 19 ..........................................................................................164
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 11 (ЗАДАниЕ 13) Слитное, дефисное, раздельное написание слов разных частей речи
Задание 14.................................................................................................... Упражнение 20 ............................................................................................. Упражнение 21 ............................................................................................. Упражнение 22 ............................................................................................. Упражнение 23
..........................................................................................183
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 12 (ЗАДАниЕ 14) .........................................186
-Ни -НН- в словах разных частей речи
Задание 15 Упражнение 24 ............................................................................................. Упражнение 25 ............................................................................................. Упражнение 26
..........................................................................................196
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 13 (ЗАДАниЕ 15) Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Задание 16 Упражнение 27 ............................................................................................ Упражнение 28 ............................................................................................ Упражнение 29
.........................................................................................210
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 14 (ЗАДАниЕ 16) Знаки препинания в предложении с обособленными членами
Задание 17 Упражнение 30 ............................................................................................. Упражнение 31
..........................................................................................225
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 15 (ЗАДАниЕ 17) Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями, грамматически несвязанными с членами предложения
Задание 18 Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
5
Содержание
Упражнение 32 ............................................................................................. Упражнение 33
..........................................................................................233
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 16 (ЗАДАниЕ 18) Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Задание 19 ................................................................................................239
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 17 (ЗАДАниЕ 19) Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи между частями
Задание 20 ................................................................................................244
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 18 (ЗАДАниЕ 20) Пунктуационный анализ
Задание 21 ................................................................................................247
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 19 (ЗАДАниЕ 21) Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Задание 22 ...............................................................................................256
Функционально-смысловые типы речи Задание 23 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Группы слов по употреблению.
Задание 24 Упражнение 34 ............................................................................................. Упражнение 35 ............................................................................................. Упражнение 36 ............................................................................................. Упражнение 37
..........................................................................................272
Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
Задание 25 Упражнение 38
Основные изобразительно-выразительные средства языка
Задание 26 Упражнение 39 ............................................................................................. Упражнение 40
..........................................................................................284
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 20 (ЗАДАния 22—26) РАЗДЕЛ II. Словари
Словарь трудностей русского языка (паронимы) ............................................ Словарь плеоназмов .......................................................................................... 348
Непроверяемые безударные гласные и двойные согласные в корнеслова. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений ............... Словарь литературоведческих и лингвистических терминов ............................366
оТВЕТЫ
Ответы (Сборник упражнений) Ответы (Практические работы № 1—20) Информация о текстах Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
ПРЕДиСЛоВиЕ
Перед вами громада — русский язык
Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаж-
денье погрузиться вовсю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н. Гоголь
Данное пособие входит в состав учебно-методического комплекта по русскому языку, обеспечивающего интенсивную подготовку к сдаче единого государственного экзамена. Книга I состоит из двух разделов. Первый раздел пособия разбит на 26 подразделов, которые включают материалы, необходимые для подготовки к ЕГЭ 2023. Каждый подраздел имеет следующую структуру комментарий, из которого вы узнаете, какими надо владеть знаниями для успешного выполнения задания
• теоретический материал, содержащий все сведения, необходимые для подготовки к экзамену приведённые формулировки правил аналогичны тем, которые даны в школьных учебниках все правила и определения проиллюстрированы примерами, взятыми из художественной литературы
• рекомендации, в которых приводится алгоритм выполнения задания упражнения, позволяющие закрепить повторенный материал практическая работа, составленная в соответствии с выдвигаемыми требованиями к единому государственному экзамену и помогающая проверить уровень знаний. Второй раздел пособия содержит следующие словари. Словарь трудностей русского языка (толкование значений паронимов. Словарь плеоназмов. Непроверяемые безударные гласные и двойные согласные в корнеслова Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Словарь литературоведческих и лингвистических терминов.
Эти словари дают возможность подготовиться к выполнению ряда заданий экзаменационной работы.
Желаем успеха на экзамене!
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
ЛогичЕСко-СмЫСЛоВЫЕ оТношЕния
мЕжДу ПРЕДЛожЕниями (ФРАгмЕнТАми)ТЕкСТА
ЗАДАниЕ 1
Комментарий
ЗАДАНИЕ 1 является частью трёх тестовых заданий, связанных с различными видами анализа текста, которые объединены общим заголовком Прочитайте текст и выполните задания 1—3». Это задание может иметь, например, следующую форму Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз Для выполнения данного задания необходимо уметь устанавливать смысловые связи между предложениями и знать союзы, местоимения, наречия, предлоги, частицы, вводные слова, которые являются средствами связи предложений в тексте. Сведения о средствах связи предложений в тексте также можно найти в данном пособии в подразделе Основные изобразительно-выразительные средства язык. Задание 26».
СоЮЗ
Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные простые предложения в составе сложного предложения. Они делятся на соединительные (и, дав значении и, не только но и, как таки противительные анода в значении но, однако, зато
• разделительные или, или или, либо, то тоне тоне то. Подчинительные союзы связывают в сложном предложении простые предложения, из которых одно подчиняется по смыслу другому. Подчинительные союзы делятся на
• причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи стем что целевые чтобы, чтоб, для того чтобы, стем чтобы
• изъяснительные что, чтобы, как временные когда, лишь, лишь только, пока, едва
• условные если, если бы, раз, ли, как скоро
• сравнительные как, будто, словно, точно уступительные несмотря на то что, хотя, как ни.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
8
Логико-смысловые отношения между предложениями текста
Союзы бывают простыми, состоящими из одного слова а, но, когда и составными,состоящими из нескольких слов в то время как, вследствие того что, в связи стем что. Кроме того, надо помнить, что придаточное предложение может присоединяться к главному предложению не только при помощи союза, но и союзного слова, которое выполняет функцию члена предложения. Например, придаточные определительные присоединяют союзные слова который, какой, когда, откуда, что, где, куда.
Союзные слова в этом случае являются относительными местоимениями который, когда, какой, что или наречиями где, куда, откуда.
мЕСТоимЕниЕ
Местоимение указывает на предметы, признаки и количества, ноне называет их, отвечает на вопросы кто что какой чей сколько
который?
[Местоимения, которые употребляются на месте пропуска в задании чаще всего.]
Личные местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ (их падежные формы. Притяжательные местоимения МОЙ, ТВОЙ, СВОЙ, ЕГО, Е, ИХ, НАШ ВАШ указывают, какому лицу принадлежит предмет. Указательные местоимения ЭТОТ (эта, это, эти, ТОТ (та, то, те, ТАКОЙ (такая, такое, такие) имеют указательное значение и изменяются породам, падежами числам Некоторые из этих людей живут в горах. Указательное местоимение ТАКОВ таков интерес, такова книга, таково решение, таковы взгляды) изменяется породами числам.Указательное местоимение СТОЛЬКОизменяется только по падежам. Определительные местоимения ВЕСЬ (вся, всё), ВСЯКИЙ (всякая, всякое, всякие, КАЖДЫЙ (каждая, каждое, каждые, САМ (сама, само, сами, ЛЮБОЙ (любая, любое, любые, ИНОЙ (иная, иное, иные, ДРУГОЙ другая, другое, другие) указывают на обобщённое качество предмета Каждый спортсмен мечтает стать чемпионом. Относительные местоимения КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО — это те же вопросительные местоимения, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным в сложноподчинённом предложении.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Задание Вопросительные местоимения КТО ЧТО КАКОЙ КАКОВ ЧЕЙ КОТОРЫЙ СКОЛЬКО служат для выражения вопроса.
Отрицательные местоимения образованы от вопросительных местоимений с помощью ударной приставки не- или безударной приставки ни НИКТО, НИЧТО, НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НИСКОЛЬКО выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества изменяются по падежам.
Неопределённые местоимения НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-КТО, КОЕ-ЧТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-
ЛИБО, КОЕ-КАКОЙ, КАКОЙ-ТО, КАКОЙ-ЛИБО, КАКОЙ-НИБУДЬ,
СКОЛЬКО-ТО, СКОЛЬКО-НИБУДЬ указывают на неопределённые предметы, признаки, количества.
Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на того, оком говорят. Это местоимение не имеет именительного падежа, числа ирода (этот человек сам себе на уме в предложении является дополнением, иногда обстоятельством.
нАРЕчиЕ Наречия не имеют форм словоизменения, то есть не склоняются, не спрягаются они обозначают признак действия, предмета или признак другого признака и отвечают на вопросы почему в какой степени где куда откуда когда зачем как?
Наречия по значению делятся наследующие группы наречия образа действия как каким образом — быстро по-
всякому, по-другому, по-иному;
• наречия времени когда с каких пор до каких пор — сегодня когда, прежде, теперь наречия причины:почему? — сгоряча, сослепу поэтому
• наречия места где куда откуда — вдали, везде, внизу, вблизи там, туда, сюда, везде наречия цели:зачем? — назло, нарочно наречия степени:в какой степени — вполне, совершенно наречия меры:сколько? во сколько насколько в какой мере —
вдвоём, пополам, надвое Если наречие относится к другому наречию или к прилагательному, оно обозначает меру и степень.
Наречия ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, КАК, ПОЧЕМУ, ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ связывают простые предложения в составе сложноподчи- нённого предложения. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
10
Логико-смысловые отношения между предложениями текста
чАСТицА
Частица служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм глагола (пускай — повелительное наклонение, бы — сослагательное наклонение. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы, выражающие в предложении различные смысловые оттенки, делятся наследующие разряды вопросительные ли, разве, неужели, что ли, что восклицательные что за, как выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, исключительно усилительные даже, же, ведь, уж, всё-таки, ни указательные вот, а вот, вона вон, это отрицательные не, ни, далеко не, вовсе не, отнюдь не сомнения вряд ли, едва ли уточнения именно, как раз, прямо, точно утвердительные да, так, точно (в значении да.
ПРЕДЛог Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Непроизводные предлоги в, до, из, за, из-за, к, на, по, поду. Производные предлоги образованы от других частей речи:
от существительных:ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, внутри, вслед, навстречу, наподобие, насчёт, в виде, в связи св течение, в продолжение, в отличие, по причине, в целях, в силу, со стороны, по мере;
от наречий вокруг стола, вблизи моря, наперерез течению, вслед поезду, навстречу ветру, вдоль бульвара, напротив поляны, впереди отряда, сверх сил, посредством переговоров;
от деепричастий благодаря, несмотря на, невзирая на.
СинТАкСичЕСкоЕ СРЕДСТВо СВяЗи
Вводные слова это слова или сочетания слов, которые формально не связаны с членами предложения, не являются членами предложения и употребляются для выражения уверенности безусловно, бесспорно, действительно, Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Отрицательные местоимения образованы от вопросительных местоимений с помощью ударной приставки не- или безударной приставки ни НИКТО, НИЧТО, НЕКОГО, НЕЧЕГО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НИСКОЛЬКО выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества изменяются по падежам.
Неопределённые местоимения НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-КТО, КОЕ-ЧТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-
ЛИБО, КОЕ-КАКОЙ, КАКОЙ-ТО, КАКОЙ-ЛИБО, КАКОЙ-НИБУДЬ,
СКОЛЬКО-ТО, СКОЛЬКО-НИБУДЬ указывают на неопределённые предметы, признаки, количества.
Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на того, оком говорят. Это местоимение не имеет именительного падежа, числа ирода (этот человек сам себе на уме в предложении является дополнением, иногда обстоятельством.
нАРЕчиЕ Наречия не имеют форм словоизменения, то есть не склоняются, не спрягаются они обозначают признак действия, предмета или признак другого признака и отвечают на вопросы почему в какой степени где куда откуда когда зачем как?
Наречия по значению делятся наследующие группы наречия образа действия как каким образом — быстро по-
всякому, по-другому, по-иному;
• наречия времени когда с каких пор до каких пор — сегодня когда, прежде, теперь наречия причины:почему? — сгоряча, сослепу поэтому
• наречия места где куда откуда — вдали, везде, внизу, вблизи там, туда, сюда, везде наречия цели:зачем? — назло, нарочно наречия степени:в какой степени — вполне, совершенно наречия меры:сколько? во сколько насколько в какой мере —
вдвоём, пополам, надвое Если наречие относится к другому наречию или к прилагательному, оно обозначает меру и степень.
Наречия ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, КАК, ПОЧЕМУ, ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ связывают простые предложения в составе сложноподчи- нённого предложения. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
10
Логико-смысловые отношения между предложениями текста
чАСТицА
Частица служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм глагола (пускай — повелительное наклонение, бы — сослагательное наклонение. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы, выражающие в предложении различные смысловые оттенки, делятся наследующие разряды вопросительные ли, разве, неужели, что ли, что восклицательные что за, как выделительно-ограничительные: только, лишь, почти, исключительно усилительные даже, же, ведь, уж, всё-таки, ни указательные вот, а вот, вона вон, это отрицательные не, ни, далеко не, вовсе не, отнюдь не сомнения вряд ли, едва ли уточнения именно, как раз, прямо, точно утвердительные да, так, точно (в значении да.
ПРЕДЛог Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных, местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Непроизводные предлоги в, до, из, за, из-за, к, на, по, поду. Производные предлоги образованы от других частей речи:
от существительных:ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, внутри, вслед, навстречу, наподобие, насчёт, в виде, в связи св течение, в продолжение, в отличие, по причине, в целях, в силу, со стороны, по мере;
от наречий вокруг стола, вблизи моря, наперерез течению, вслед поезду, навстречу ветру, вдоль бульвара, напротив поляны, впереди отряда, сверх сил, посредством переговоров;
от деепричастий благодаря, несмотря на, невзирая на.
СинТАкСичЕСкоЕ СРЕДСТВо СВяЗи
Вводные слова это слова или сочетания слов, которые формально не связаны с членами предложения, не являются членами предложения и употребляются для выражения уверенности безусловно, бесспорно, действительно, Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Задание в самом деле, конечно, правда, разумеется. Например Утренняя пробежка, безусловно, благоприятно действует на организм человека;
•для выражения неуверенности вероятно, видимо, возможно, кажется, может быть, пожалуй, по-видимому, по всей вероятности Например Может быть, большой талант погибает в этом человеке. (Л. Толстой для выражения радости, сожаления, удивления к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, на беду
Например: К сожалению, сильные дожди мешали уборке урожая для указания на последовательность и связь явлений во-первых, в общем, значит, итак, к слову сказать, между прочим, наоборот, наконец, однако, повторяю, подчёркиваю, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, таким образом Например Скоро, однако, в пролёте лесной дороги снова проглянула просторная, вольная даль. (И. Бунин)
;
•для указания на приёмы оформления высказываемых мыслей словом, одним словом, если можно так выразиться, вернее сказать, лучше сказать. Например Доклад, коротко говоря, был содержательным;
•для указания на оценку меры того, о чём говорится самое большее, по крайней мере, без преувеличения, по совести, по справедливости, смешно сказать Например Мама, по крайней мере, была рада встрече со мной;
•для указания степени обычности того, о чём говорится бывает, случается, по обыкновению. Например В октябре, по обыкновению, начинают идти моросящие дожди
;
•для привлечения внимания читателей или слушателей видишь ли, знаете ли, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь Например Помогите мне, пожалуйста, выполнить это трудное задание.
АЛгоРиТм ВЫПоЛнЕния ЗАДАния
Пример 1 Прочитайте текст) Химический анализ — главный помощник специалистов многих отраслей науки. (2) Исследуя спектры небесных тел, астрофизики знают, какие именно элементы ив каких количествах содержатся в звёздах. (3) Даже археологи пользуются химическим анализом, <...> установить, из какого сплава изготовлены металлические предметы, которые они нашли вовремя раскопок.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
12
Логико-смысловые отношения между предложениями текста
Прочитайте задание. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Даже археологи пользуются химическим анализом, <...> установить, из какого сплава изготовлены металлические предметы, которые они нашли вовремя раскопок.
Какое средство связи надо установить — Подчинительный союз.
Где находится указанное средство связи — Внутри предложения, значит, нужно понять смысл соединения частей сложного предложения. Между предложениями или частями сложного предложения могут устанавливаться противительные, причинно-следственные отношения, содержание одного предложения может раскрывать содержание другого а именно. Союз надо подбирать в зависимости от смысловых отношений между предложениями или их частями. Задайте вопрос от одной части предложения к другой. Даже археологи пользуются химическим анализом, (с какой целью) установить, из какого сплава изготовлены металлические предметы, которые они нашли вовремя раскопок.
Данное сложноподчинённое предложение включает придаточное цели.
Вспомните целевые союзы чтобы, чтоб, для того чтобы, стем чтобы. Подберите подходящий союз и запишите его в ответ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.
Пример Прочитайте текст) Язык письменный более вместителен для информации интеллектуальной, устный — для выражений эмоций, настроений, отношений) Устный язык не требует сложностей, зато уважает недосказ, а письменный требует полной выразительности ипритом связанности, поэтому допускает разнообразные включения, присоединения, пояснения. главное — письменный язык потребовал установления правил письма и чтения, благодаря этому возникли орфография и пунктуация. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
•для выражения неуверенности вероятно, видимо, возможно, кажется, может быть, пожалуй, по-видимому, по всей вероятности Например Может быть, большой талант погибает в этом человеке. (Л. Толстой для выражения радости, сожаления, удивления к счастью, к несчастью, к радости, к огорчению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, на беду
Например: К сожалению, сильные дожди мешали уборке урожая для указания на последовательность и связь явлений во-первых, в общем, значит, итак, к слову сказать, между прочим, наоборот, наконец, однако, повторяю, подчёркиваю, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, таким образом Например Скоро, однако, в пролёте лесной дороги снова проглянула просторная, вольная даль. (И. Бунин)
;
•для указания на приёмы оформления высказываемых мыслей словом, одним словом, если можно так выразиться, вернее сказать, лучше сказать. Например Доклад, коротко говоря, был содержательным;
•для указания на оценку меры того, о чём говорится самое большее, по крайней мере, без преувеличения, по совести, по справедливости, смешно сказать Например Мама, по крайней мере, была рада встрече со мной;
•для указания степени обычности того, о чём говорится бывает, случается, по обыкновению. Например В октябре, по обыкновению, начинают идти моросящие дожди
;
•для привлечения внимания читателей или слушателей видишь ли, знаете ли, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь Например Помогите мне, пожалуйста, выполнить это трудное задание.
АЛгоРиТм ВЫПоЛнЕния ЗАДАния
Пример 1 Прочитайте текст) Химический анализ — главный помощник специалистов многих отраслей науки. (2) Исследуя спектры небесных тел, астрофизики знают, какие именно элементы ив каких количествах содержатся в звёздах. (3) Даже археологи пользуются химическим анализом, <...> установить, из какого сплава изготовлены металлические предметы, которые они нашли вовремя раскопок.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
12
Логико-смысловые отношения между предложениями текста
Прочитайте задание. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Даже археологи пользуются химическим анализом, <...> установить, из какого сплава изготовлены металлические предметы, которые они нашли вовремя раскопок.
Какое средство связи надо установить — Подчинительный союз.
Где находится указанное средство связи — Внутри предложения, значит, нужно понять смысл соединения частей сложного предложения. Между предложениями или частями сложного предложения могут устанавливаться противительные, причинно-следственные отношения, содержание одного предложения может раскрывать содержание другого а именно. Союз надо подбирать в зависимости от смысловых отношений между предложениями или их частями. Задайте вопрос от одной части предложения к другой. Даже археологи пользуются химическим анализом, (с какой целью) установить, из какого сплава изготовлены металлические предметы, которые они нашли вовремя раскопок.
Данное сложноподчинённое предложение включает придаточное цели.
Вспомните целевые союзы чтобы, чтоб, для того чтобы, стем чтобы. Подберите подходящий союз и запишите его в ответ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.
Пример Прочитайте текст) Язык письменный более вместителен для информации интеллектуальной, устный — для выражений эмоций, настроений, отношений) Устный язык не требует сложностей, зато уважает недосказ, а письменный требует полной выразительности ипритом связанности, поэтому допускает разнообразные включения, присоединения, пояснения. главное — письменный язык потребовал установления правил письма и чтения, благодаря этому возникли орфография и пунктуация. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Задание Прочитайте задание.
2
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. главное — письменный язык потребовал установления правил письма и чтения, благодаря этому возникли орфография и пунктуация. Какое средство связи надо установить — Сочинительный союз.
Где находится указанное средство связи — Вначале предложения. Прочитайте предложения 2 и 3 и установите смысловые отношения между ними. — Эти предложения по содержанию противопоставлены друг другу (противительные отношения. Вспомните противительные союзы А, НО, ОДНАКО. Подберите подходящий союз и запишите его в ответ А. Пример Прочитайте текст.
(1) Глобальное потепление климата привело к тому, что зимы стали мягче, период роста и развития растений длиннее, поэтому можно подумать, что продуктивность пчёл должна повыситься) Однако изменение климата сопровождается значительным увеличением пасмурных и дождливых дней, когда пчёлы не могут вылететь из улья в поисках нектара и пыльцы. (3) ... пчёлы собирают меньшем да, плохо переносят зиму, значительно снизилось количество пчелиных семей. Прочитайте задание.
2
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие пчёлы собирают меньшем да, плохо переносят зиму, значительно снизилось количество пчелиных семей. Ответ ___________________________. Какое средство связи надо установить — Наречие.
Где находится указанное средство связи — Вначале предложения.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
14
Логико-смысловые отношения между предложениями текста
Прочитайте предложения 2 и 3 и установите смысловые отношения между ними. — Третье предложение называет следствие того, о чём говорится во втором предложении (изменение климата ведёт к уменьшению вылета пчёл из улья, что приводит к уменьшению сборам да. Значит, между предложениями существует причинно-след- ственная связь. Вспомните наречия причины поэтому, потому, отчего.
Подберите подходящее наречие и запишите его в ответ ПОЭТОМУ. Пример Прочитайте текст) В наши дни охрана окружающей среды и природных ресурсов одна из главных проблем человечества, и для её решения очень важна наука экология — отрасль биологии, изучающая взаимосвязь между всеми живыми существами и их окружением. (2) Защитники окружающей среды стараются найти баланс между потребностями людей и сохранением природы. (3) <... > население Земли быстро растёт, и если природу не охранять, то люди могут нанести непоправимый ущерб лесам, морями рекам.
Прочитайте задание.
2
Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.
Какое средство связи надо установить — Частицу.
Где находится указанное средство связи — Вначале предложения <...> население Земли быстро растёт, и если природу не охранять, то люди могут нанести непоправимый ущерб лесам, морями рекам.
Прочитайте предложения 2 и 3 и определите, с какой целью на стыке предложений использована частица — Эта частица необходима для усиления мысли. Вспомните усилительные частицы даже, же, ведь, уж, всё-
таки. Подберите подходящую частицу и запишите е в ответ ВЕДЬ.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
2
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз. главное — письменный язык потребовал установления правил письма и чтения, благодаря этому возникли орфография и пунктуация. Какое средство связи надо установить — Сочинительный союз.
Где находится указанное средство связи — Вначале предложения. Прочитайте предложения 2 и 3 и установите смысловые отношения между ними. — Эти предложения по содержанию противопоставлены друг другу (противительные отношения. Вспомните противительные союзы А, НО, ОДНАКО. Подберите подходящий союз и запишите его в ответ А. Пример Прочитайте текст.
(1) Глобальное потепление климата привело к тому, что зимы стали мягче, период роста и развития растений длиннее, поэтому можно подумать, что продуктивность пчёл должна повыситься) Однако изменение климата сопровождается значительным увеличением пасмурных и дождливых дней, когда пчёлы не могут вылететь из улья в поисках нектара и пыльцы. (3) ... пчёлы собирают меньшем да, плохо переносят зиму, значительно снизилось количество пчелиных семей. Прочитайте задание.
2
Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие пчёлы собирают меньшем да, плохо переносят зиму, значительно снизилось количество пчелиных семей. Ответ ___________________________. Какое средство связи надо установить — Наречие.
Где находится указанное средство связи — Вначале предложения.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
14
Логико-смысловые отношения между предложениями текста
Прочитайте предложения 2 и 3 и установите смысловые отношения между ними. — Третье предложение называет следствие того, о чём говорится во втором предложении (изменение климата ведёт к уменьшению вылета пчёл из улья, что приводит к уменьшению сборам да. Значит, между предложениями существует причинно-след- ственная связь. Вспомните наречия причины поэтому, потому, отчего.
Подберите подходящее наречие и запишите его в ответ ПОЭТОМУ. Пример Прочитайте текст) В наши дни охрана окружающей среды и природных ресурсов одна из главных проблем человечества, и для её решения очень важна наука экология — отрасль биологии, изучающая взаимосвязь между всеми живыми существами и их окружением. (2) Защитники окружающей среды стараются найти баланс между потребностями людей и сохранением природы. (3) <... > население Земли быстро растёт, и если природу не охранять, то люди могут нанести непоправимый ущерб лесам, морями рекам.
Прочитайте задание.
2
Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.
Какое средство связи надо установить — Частицу.
Где находится указанное средство связи — Вначале предложения <...> население Земли быстро растёт, и если природу не охранять, то люди могут нанести непоправимый ущерб лесам, морями рекам.
Прочитайте предложения 2 и 3 и определите, с какой целью на стыке предложений использована частица — Эта частица необходима для усиления мысли. Вспомните усилительные частицы даже, же, ведь, уж, всё-
таки. Подберите подходящую частицу и запишите е в ответ ВЕДЬ.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Задание 2
ЗАДАниЕ
2
ЛЕкСичЕСкоЕ ЗнАчЕниЕ СЛоВА
Комментарий ЗАДАНИЕ 3 является частью трёх тестовых заданий, связанных с различными видами анализа текста, которые объединены общим заголовком Прочитайте текст и выполните задания 1—3». Это задание предполагает выбор из пяти вариантов одного ответа. Чтобы успешно выполнить данное задание, надо обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь понимать и определять значение слова, в котором оно употреблено в указанном предложении.
АЛгоРиТм ВЫПоЛнЕния ЗАДАния
Прочитайте задание В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте Найдите в тексте первое выделенное слово. Когда несколько лет тому назад решено было приступить к изданию полного собрания сочинений, дневников и писем Льва Толстого, то оказалось, что для этого нужно не менее 90 больших томов. Такие размеры необычны для русской литературы. Мы привыкли, что сочинения наших классиков помещаются самое большее в 15-20 томах. Девяносто томов – это больше, чем энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Если это перевести на печатные листы, то получится около трёх тысяч листов А если считать по страницам, то их окажется около пятидесяти тысяч!
Но впечатление будет ещё более грандиозными необычным, если увидеть всё это в рукописях. Первое ощущение редактора, приступающего к работе над рукописями Толстого, - паника. Как бы ни был велик его опыт по редактированию других классиков – всё равно взявшись за Толстого, он испугается. Он берёт небольшую вещь – «Крейцерову сонату, которая в печати занимает около пяти печатных листов ему приносят целый тюк рукописей 800 листов А что делать с такой
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
ЗАДАниЕ
2
ЛЕкСичЕСкоЕ ЗнАчЕниЕ СЛоВА
Комментарий ЗАДАНИЕ 3 является частью трёх тестовых заданий, связанных с различными видами анализа текста, которые объединены общим заголовком Прочитайте текст и выполните задания 1—3». Это задание предполагает выбор из пяти вариантов одного ответа. Чтобы успешно выполнить данное задание, надо обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь понимать и определять значение слова, в котором оно употреблено в указанном предложении.
АЛгоРиТм ВЫПоЛнЕния ЗАДАния
Прочитайте задание В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте Найдите в тексте первое выделенное слово. Когда несколько лет тому назад решено было приступить к изданию полного собрания сочинений, дневников и писем Льва Толстого, то оказалось, что для этого нужно не менее 90 больших томов. Такие размеры необычны для русской литературы. Мы привыкли, что сочинения наших классиков помещаются самое большее в 15-20 томах. Девяносто томов – это больше, чем энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Если это перевести на печатные листы, то получится около трёх тысяч листов А если считать по страницам, то их окажется около пятидесяти тысяч!
Но впечатление будет ещё более грандиозными необычным, если увидеть всё это в рукописях. Первое ощущение редактора, приступающего к работе над рукописями Толстого, - паника. Как бы ни был велик его опыт по редактированию других классиков – всё равно взявшись за Толстого, он испугается. Он берёт небольшую вещь – «Крейцерову сонату, которая в печати занимает около пяти печатных листов ему приносят целый тюк рукописей 800 листов А что делать с такой
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Лексическое значение слова
вещью, как Воскресение Рукописи этого романа занимают целый сундук.
П. Сергеев сообщает, что иногда Толстой исписывал вдень по
20 страниц, что составляет более половины печатного листа В основе этого страшного труда лежали, очевидно, какие-то внутренние побуждения и стимулы – какой-то особый пафос, заставлявший его непрерывно и напряжённо работать.
И действительно, Толстой был одержим каким-то пафосом труда. Отдыхать он совсем неумел. Закончив одно, он сейчас же принимался за другое…
(Б.Эйхенбаум)
Прочитайте в словарной статье лексическое значение слова+ 1) Размер.Степень развития, величина, масштаб, какого-нибудь явления. В широких размерах идёт строительство.
2) Перевести. Переместить из одного места в другое. Переместить учреждение в другое здание.
+ 3) Вещь. О произведении науки, литературы, искусства Удачная вещь.
+ 4) Основа. Источник, главное, нач м строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
5) Приниматься. Начать воздействовать на кого-нибудь (разг.). Приняться за лентяя Ответ Сопоставьте лексическое значение слова, приведённого в словарной статье, с лексическим значением слова, выделенного в предложении. Для этого мысленно подставьте приведённое в словарной статье лексическое значение слова в предложение, в котором оно содержится. Если предложение не потеряло смысла, значит, лексическое значение подходит. Обязательно обращайте внимание на примеры, которые даются рядом с лексическим значением слова. Эти примеры часто пересекаются с содержанием текста и подсказывают значение указанного слова. Если лексическое значение слова в предложении соответствуют значению в словарной статье, поставьте знак +. Таким образом сопоставьте все слова, выделенные в тексте, с лексическим значением этих же слов, приведённых в словарной статье. Запишите ответ Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
вещью, как Воскресение Рукописи этого романа занимают целый сундук.
П. Сергеев сообщает, что иногда Толстой исписывал вдень по
20 страниц, что составляет более половины печатного листа В основе этого страшного труда лежали, очевидно, какие-то внутренние побуждения и стимулы – какой-то особый пафос, заставлявший его непрерывно и напряжённо работать.
И действительно, Толстой был одержим каким-то пафосом труда. Отдыхать он совсем неумел. Закончив одно, он сейчас же принимался за другое…
(Б.Эйхенбаум)
Прочитайте в словарной статье лексическое значение слова+ 1) Размер.Степень развития, величина, масштаб, какого-нибудь явления. В широких размерах идёт строительство.
2) Перевести. Переместить из одного места в другое. Переместить учреждение в другое здание.
+ 3) Вещь. О произведении науки, литературы, искусства Удачная вещь.
+ 4) Основа. Источник, главное, нач м строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
5) Приниматься. Начать воздействовать на кого-нибудь (разг.). Приняться за лентяя Ответ Сопоставьте лексическое значение слова, приведённого в словарной статье, с лексическим значением слова, выделенного в предложении. Для этого мысленно подставьте приведённое в словарной статье лексическое значение слова в предложение, в котором оно содержится. Если предложение не потеряло смысла, значит, лексическое значение подходит. Обязательно обращайте внимание на примеры, которые даются рядом с лексическим значением слова. Эти примеры часто пересекаются с содержанием текста и подсказывают значение указанного слова. Если лексическое значение слова в предложении соответствуют значению в словарной статье, поставьте знак +. Таким образом сопоставьте все слова, выделенные в тексте, с лексическим значением этих же слов, приведённых в словарной статье. Запишите ответ Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Задание 3
СТиЛиСТичЕСкий АнАЛиЗ ТЕкСТоВ РАЗЛичнЫх
ФункционАЛьнЫх РАЗноВиДноСТЕй яЗЫкА
ЗАДАниЕ 3
Комментарий
ЗАДАНИЕ 1 является частью трёх тестовых заданий, связанных с различными видами анализа текста, которые объединены общим заголовком Прочитайте текст и выполните задания 1—3». Для успешного выполнения этого задания необходимо повторить лексику русского языка, части речи и их признаки, средства связи предложений в тексте, средства выразительности речи, функциональные стили русского языка, типы речи.
ФункционАЛьнЫЕ СТиЛи РуССкого яЗЫкА
нАучнЫй СТиЛь Основные признаки научная тематика, точность, логичность, обобщён- но-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности. Функция научное объяснение, сообщение.
Сфера применения научные труды, учебники, энциклопедии.
Основные жанры научная статья, реферат, доклад, лекция.
Основной тип речи могут быть представлены все типы речи (повествование, описание, рассуждение, наиболее часто употребляется рассуждение. языковые средства научного стиля
Лексика
морфология
Синтаксис
• термины – точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д.
• общенаучная лексика книжная (ноне высокая) лексика абстрактного значения:
число, система, функция, процесс, элемент однозначные слова широкое использование отглагольных существительных удар, ожидание, бег глаголы часто используются не в своих конкретных значениях, а в обобщённо-отвлечён- ных (например слова следовать, идти обозначают не движение, а нечто отвлечённое:
идти лесом — речь идёт о проблемах обилие сложных предложений и предложений, осложнённых однородными, обособленными членами, вводными конструкциями по мнению автора, например, напротив, итак, таким образом преобладание неопре- делённо-личных и безличных предложений
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
СТиЛиСТичЕСкий АнАЛиЗ ТЕкСТоВ РАЗЛичнЫх
ФункционАЛьнЫх РАЗноВиДноСТЕй яЗЫкА
ЗАДАниЕ 3
Комментарий
ЗАДАНИЕ 1 является частью трёх тестовых заданий, связанных с различными видами анализа текста, которые объединены общим заголовком Прочитайте текст и выполните задания 1—3». Для успешного выполнения этого задания необходимо повторить лексику русского языка, части речи и их признаки, средства связи предложений в тексте, средства выразительности речи, функциональные стили русского языка, типы речи.
ФункционАЛьнЫЕ СТиЛи РуССкого яЗЫкА
нАучнЫй СТиЛь Основные признаки научная тематика, точность, логичность, обобщён- но-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности. Функция научное объяснение, сообщение.
Сфера применения научные труды, учебники, энциклопедии.
Основные жанры научная статья, реферат, доклад, лекция.
Основной тип речи могут быть представлены все типы речи (повествование, описание, рассуждение, наиболее часто употребляется рассуждение. языковые средства научного стиля
Лексика
морфология
Синтаксис
• термины – точное название какого-либо понятия из области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д.
• общенаучная лексика книжная (ноне высокая) лексика абстрактного значения:
число, система, функция, процесс, элемент однозначные слова широкое использование отглагольных существительных удар, ожидание, бег глаголы часто используются не в своих конкретных значениях, а в обобщённо-отвлечён- ных (например слова следовать, идти обозначают не движение, а нечто отвлечённое:
идти лесом — речь идёт о проблемах обилие сложных предложений и предложений, осложнённых однородными, обособленными членами, вводными конструкциями по мнению автора, например, напротив, итак, таким образом преобладание неопре- делённо-личных и безличных предложений
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Практическая работа № 1 (задания 1—3)
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 1 задания 1—3)
1. Прочитайте текст и выполните задания 1—3. Каждый человек должен иметь достойную цель жизни. <...> она при- даётсмысл всем его усилиям, направляет в одну сторону его помыслы и деяния. Даже если спустя какое-то время жизненные планы человека изменятся, он успеет обрести очень важное качество — целеустремлённость. Путь многих выдающихся людей к поставленной перед собой цели начинался в ранней юности и даже в детстве. Пушкин рано начал писать. Шлиман мальчишкой задумал отыскать древнюю Трою. Генеральный конструктор космической техники, Сергей Павлович
Королёв, в юности строил планеры и сам на них летал. Быть целеустремлённым человеком чрезвычайно выгодно. Ведь когда у человека есть чёткая и ясная цель в жизни, которую он всеми силами души стремится достичь, то с какими бы трудностями ему ни пришлось столкнуться в жизни — он обязательно их преодолеет.
Целеустремлённость позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. Неслучайно, что деятели науки и искусства, одержимые своим творчеством, доживали до глубокой старости, до последних лет сохраняя способность создавать. Так, например, Джузеппе Верди влет создал оперу Фальстафа профессор Борис Яковлевич Букреев влет написал учебник по высшей геометрии. Мыслящий человек долго сохраняет творческую молодость, и, наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, способности их рано гаснут. По Б. Камову)
1
Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу. Ответ _________________.
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) Важный. Обладающий значительной властью, влиянием высокий по положению. Важная персона.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
ПРАкТичЕСкАя РАбоТА № 1 задания 1—3)
1. Прочитайте текст и выполните задания 1—3. Каждый человек должен иметь достойную цель жизни. <...> она при- даётсмысл всем его усилиям, направляет в одну сторону его помыслы и деяния. Даже если спустя какое-то время жизненные планы человека изменятся, он успеет обрести очень важное качество — целеустремлённость. Путь многих выдающихся людей к поставленной перед собой цели начинался в ранней юности и даже в детстве. Пушкин рано начал писать. Шлиман мальчишкой задумал отыскать древнюю Трою. Генеральный конструктор космической техники, Сергей Павлович
Королёв, в юности строил планеры и сам на них летал. Быть целеустремлённым человеком чрезвычайно выгодно. Ведь когда у человека есть чёткая и ясная цель в жизни, которую он всеми силами души стремится достичь, то с какими бы трудностями ему ни пришлось столкнуться в жизни — он обязательно их преодолеет.
Целеустремлённость позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. Неслучайно, что деятели науки и искусства, одержимые своим творчеством, доживали до глубокой старости, до последних лет сохраняя способность создавать. Так, например, Джузеппе Верди влет создал оперу Фальстафа профессор Борис Яковлевич Букреев влет написал учебник по высшей геометрии. Мыслящий человек долго сохраняет творческую молодость, и, наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, способности их рано гаснут. По Б. Камову)
1
Самостоятельно подберите выделительно-ограничительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу. Ответ _________________.
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) Важный. Обладающий значительной властью, влиянием высокий по положению. Важная персона.
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
Практическая работа № 1 (задания 1—3)
2) Путь. Направление деятельности, развития чего-н., образ действия Направить на путь истины) Строить. Мысленно создавать. Строить разные предположения.
4) Система. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Нервная система.
5) Способность. Талант, дарование. Способность к музыке. Ответ ___________________.
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Составные глагольные сказуемые начал писать, задумал отыскать и др, употребляемые автором, предстают в тексте как стилистически весомые, так как показывают протекающие действия не в застывшем виде, а в их развитии.
2) Использование эпитетов (древнюю Трою, космической техники и др) иразвёрнутой метафоры (бесцельно живущие люди быстро стареют способствует выразительности изложения.
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами однородными и обособленными членами предложения, вводными словами. Эту же функцию выполняет использование автором в переносном значении слова гаснут.
4) Текст относится к публицистическому стилю, так как ставит задачу привлечь внимание к важному вопросу и побуждает читателей к определению цели жизни и к активности.
5) Наряду с нейтральной лексикой в тексте используется книжная высокая) лексика помыслы, деяния. Ответ _________________.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1—3. Музыка не может конкретно, как живопись, скульптура, архитектура или литература, изображать или описывать жизненные явления. Содержание музыки составляют чувства, эмоции, настроения. Музыка вид искусства, который, в отличие от живописи или застывшей музыки — скульптуры и архитектуры, — обладает возможностью передавать смену настроений. <...> музыкальное произведение имеет
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА
2) Путь. Направление деятельности, развития чего-н., образ действия Направить на путь истины) Строить. Мысленно создавать. Строить разные предположения.
4) Система. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Нервная система.
5) Способность. Талант, дарование. Способность к музыке. Ответ ___________________.
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Составные глагольные сказуемые начал писать, задумал отыскать и др, употребляемые автором, предстают в тексте как стилистически весомые, так как показывают протекающие действия не в застывшем виде, а в их развитии.
2) Использование эпитетов (древнюю Трою, космической техники и др) иразвёрнутой метафоры (бесцельно живущие люди быстро стареют способствует выразительности изложения.
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами однородными и обособленными членами предложения, вводными словами. Эту же функцию выполняет использование автором в переносном значении слова гаснут.
4) Текст относится к публицистическому стилю, так как ставит задачу привлечь внимание к важному вопросу и побуждает читателей к определению цели жизни и к активности.
5) Наряду с нейтральной лексикой в тексте используется книжная высокая) лексика помыслы, деяния. Ответ _________________.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1—3. Музыка не может конкретно, как живопись, скульптура, архитектура или литература, изображать или описывать жизненные явления. Содержание музыки составляют чувства, эмоции, настроения. Музыка вид искусства, который, в отличие от живописи или застывшей музыки — скульптуры и архитектуры, — обладает возможностью передавать смену настроений. <...> музыкальное произведение имеет
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2023. Книга 1» под редакцией ЛИ. Мальцевой
© издатель Мальцев ДА