Файл: Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1491

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) предпринимательство как важнейшая составляющая современной экономики;
2) что составляет среду предпринимательства;
3) влияние предпринимательства и бизнеса на экономику государства;
4) факторы интенсивного развития предпринимательства;
5) виды предпринимательской деятельности.
62. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Государственный бюджет является главной составной частью бюджетной системы страны и представляет собой основной финансовый план государства на финансовый год и плановый период.
Значимость государственного бюджета неоценима: он участвует в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития различных сфер социально-экономической и политической жизни общества. Государство часто использует бюджет в целях воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности, производственной и непроизводственной сфер, регионов страны.
Показатели бюджета и отчёт о его исполнении позволяют судить о сложившейся в стране экономической ситуации,
установить перечень приоритетных задач и оценить качество их решения.
Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами (в Российской Федерации государственный бюджет принимает Государственная Дума). В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета сопоставляются доходная и расходная части бюджета, а после определяется профицит (превышение доходов над расходами) или дефицит (превышение расходов над доходами.
Сбалансированный бюджет — это основной показатель экономического и социального благополучия страны, который складывается из равенства доходов и расходов.
Сбалансировать государственный бюджет достаточно сложно.
Некоторые теоретики одним из путей решения проблемы сбалансированности государственного бюджета предлагают сокращение расходных статей. Однако этот вариант является не очень популярным и не достаточно эффективным методом борьбы с дефицитом бюджета. Возможно, поначалу такое решение проблемы и будет приносить плоды, но впоследствии снижение расходов на здравоохранение, науку, образование может привести к серьёзной социальной напряжённости в обществе.

У проблемы сбалансированности государственного бюджета нет единственно верного и правильного решения. Это комплексная проблема, требующая серьёзного систематического подхода и грамотного понимания прогнозных путей развития. Обеспечить равенство доходной и расходной частей бюджета довольно сложно, но при серьёзном систематическом подходе и грамотном понимании и разработке путей развития возможно минимизировать разрыв и приблизить бюджет к балансу, что обеспечит экономическое и социальное благополучие страны.
(по Е. Е. Рыльской)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) государственный бюджет — основной финансовый план государства;
2) значимость государственного бюджета;
3) структура государственного бюджета;
4) проблема сбалансированности бюджета.
29/35
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание

63. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Социальная политика является одним из наиболее важных элементов деятельности государства. Проблемы, которые связаны с повышением уровня жизнеобеспечения населения, поддержанием и обеспечением экономической стабильности, а также реализацией механизмов социальной справедливости, являются для современного общества насущными проблемами.
Улучшение системы социальных отношений, повышение качества потенциала человека открывает новые возможности и перспективы для экономического развития и роста государства. Вместе с этим в социальной сфере улучшаются системы образования и здравоохранения, социальное обеспечение, а также повышение экономического состояния как материально- финансовой базы.
Любая страна, вне зависимости от её политического строя, имеет свою национальную социальную политику. Она является одной из основных составляющих жизнедеятельности общества и находится в сфере его насущных потребностей.
Национальная социальная политика — это совокупность норм, принципов и методов, которые применяются государством с целью урегулирования социально-экономических условий жизнеобеспечения общества и взаимоотношений между его социальными классами.
В широком смысле социальная национальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека:
улучшение условий быта и труда, удовлетворение духовных и материальных потребностей, осуществление социальной защиты и реализация принципов справедливости. Иными словами, основная цель социальной политики направлена на создание оптимальных условий для достойного уровня жизни и самореализации всех граждан общества. Национальная социальная политика в узком значении заключена в системе государственных мер по оказанию поддержки тем слоям населения, которые в силу разных причин оказались в сложной жизненной ситуации, и не могут собственными силами улучшить своё материальное положение и благосостояние.
Объектами национальной социальной политики являются как отдельные граждане государства, так и общественные группы, что объединены конкретными отношениями и связями.
К субъектам национальной социальной политики можно отнести государственные ведомства и учреждения, органы регионального самоуправления, коммерческие организации, профессиональные кадры, а также отдельных граждан, которые действуют в рамках национальной инициативы. Среди функций социальной политики можно выделить стимулирование и поддержание социальной и экономической активности граждан.
(по материалам интернет-издания)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) насущные социальные проблемы общества;
2) определение понятия «национальная социальная политика»;
3) направления осуществления социальной политики;
4) национальная социальная политика в узком значении;
5) объекты и субъекты социальной политики;
6) функции социальной политики.
64. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Решение глобальных проблем – задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. По мнению многих обществоведов, какую бы отдельную проблему из системы глобальных мы ни взяли, она не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации,
без перехода к согласованным и планомерным действиям в мировом масштабе. Только такие действия могут спасти общество, а также его природную среду.
В сложившихся к началу XXI века условиях человечество уже не может функционировать стихийно без риска катастрофы для каждой из стран. Единственный выход – в переходе от саморегулирующейся к управляемой эволюции мирового сообщества и его природной среды. Необходимо, чтобы общечеловеческие интересы – предотвращение ядерной войны, смягчение экологического кризиса, пополнение ресурсов – преобладали над частными экономическими и политическими выгодами отдельных стран, корпораций и партий.
В 1970-х гг. прошлого века были введены в действие разного рода программы, начали работу местные, национальные и транснациональные организации, которые обусловили готовность к решению глобальных проблем. В настоящее время человечество располагает необходимыми ресурсами: экономическими и финансовыми, научно-техническими возможностями и интеллектуальным потенциалом. Но для воплощения этой возможности необходимы новое политическое мышление, добрая воля и международное сотрудничество на основе приоритета общечеловеческих интересов и ценностей.
Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности,
угрожающей всему человечеству, необходимы дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира,
изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.
Без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Все проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна,
лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества.
(по материалам интернет-энциклопедии)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) решение глобальных проблем – задача чрезвычайной важности и сложности;
30/35
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание


2) необходимость перехода к управляемой эволюции мирового сообщества;
3) добрая воля и международное сотрудничество как фактор решения глобальных проблем;
4) выработка новых моральных ценностей как залог успеха в решении глобальных проблем.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
65. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Дисциплинарная ответственность работников является видом юридической ответственности, предусмотренной законодательством за неправомерное поведение. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок. В Трудовом кодексе Российской Федерации содержится определение понятия
«дисциплинарный проступок», под которым понимается «неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей», влекущее за собой применение мер дисциплинарного воздействия.
В содержании дисциплинарного проступка должно быть наличие совокупности юридических признаков таких как:
субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Другими словами, формальноправовым основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности будет наличие в деянии нарушителя юридического состава признаков дисциплинарного проступка.
Субъект дисциплинарного проступка – это лицо (работник), которое нарушило трудовую дисциплину и непосредственно состоит в трудовом правоотношении с конкретным работодателем.
Объектом дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся в процессе совместной трудовой деятельности (внутренний трудовой распорядок), регулируемые нормами трудового права. Объективная сторона дисциплинарного проступка состоит из противоправного деяния, причинения вреда работодателю и наличия причинной связи между противоправным деянием и наступившим вредом.
Субъективная сторона дисциплинарного проступка обусловлена виновностью нарушителя. Выделяют две формы вины:
умысел и неосторожность. Умысел – волевое действие, направленное на сознательное нарушение установленных правил трудового распорядка. Неосторожность как форма вины имеет место в тех случаях, когда работник не предвидел последствий своего проступка, хотя должен был предвидеть, либо он предвидел такие последствия, но легкомысленно надеялся их предотвратить.
Дисциплинарная ответственность укрепляет уровень дисциплины в рядах работников и государственных служащих, что служит основополагающим элементом для развития и правильного функционирования отношений в сфере труда и государственной власти. Данный вид ответственности является своеобразным барьером для предотвращения и наказания за неисполнение и ненадлежащие исполнение работником или государственным служащим законов. Из всего выше сказанного следует понимать, что при правильном функционировании института дисциплинарной ответственности будет меньше условий для коррупционных проявлений, злоупотребления полномочиями, нарушения прав и свобод граждан.
(по М. Д. Хагба)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности;
2) определение понятия «дисциплинарный проступок»;
3) юридические признаки дисциплинарного проступка;
4) формы вины;
5) значение дисциплинарной ответственности.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
31/35
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание


66. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Институт юридической ответственности, будучи напрямую связанным с функцией государства по охране правопорядка,
является наиболее наглядным показателем воплощения прав и свобод человека в социальной действительности. Это обусловлено тем, что при осуществлении норм об ответственности происходит непосредственное вторжение государства в сферу юридически закреплённых прав, свобод и законных интересов личности. При реализации юридической ответственности отчётливо проявляются такие факторы, как ценностные ориентиры государства, уровень цивилизованности и культуры общества. По тем задачам и целям, которые государство ставит перед собой для обеспечения юридической ответственности, а также по специальным правовым средствам обеспечения справедливости и гуманизма можно судить о степени ценности личности для государства.
Институт юридической ответственности направлен на восстановление гармонии общественных отношений, социальной справедливости.
Задачи и цели реализации тех или иных средств, применяемых в отношении правонарушителя в качестве воздаяния за совершённое деяние, претерпевали изменения по ходу исторического развития общества и государства. Они прошли долгий и порой противоречивый путь становления, соответствующий всем перипетиям эволюции права: от игнорирования человека, его личности, достоинства, прав и свобод до признания последних высшей ценностью, соблюдение и защита которой есть важнейшая обязанность государства. При этом эволюция целей юридической ответственности (наказания)
происходила по восходящей через следующие ступени: кровная месть, собственно возмездие и финансовые выгоды власти;
возмездие за содеянное и устранение преступников; исправление правонарушителей и общее предупреждение правонарушений; исправление и перевоспитание правонарушителей, частная и общая превенция правонарушений.
Принципы юридической ответственности – это основополагающие идеи, выражающие сущность, природу и назначение институтов ответственности. В числе непосредственных принципов юридической ответственности, на наш взгляд, можно назвать законность, неотвратимость и индивидуализацию. Законность как принцип деятельности государственных учреждений и их должностных лиц (правоохранительных органов и органов правосудия) призвана, в конечном счёте,
обеспечить безопасность личности и оградить общество от общественно опасных проявлений. Этим обусловливается её
роль в процессе возникновения и осуществления института юридической ответственности.
(по А. А. Иванову)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) институт юридической ответственности как показатель воплощения прав и свобод человека;
2) историческая эволюция права и правовой ответственности;
3) принципы юридической ответственности.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
67. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Основным побудительным мотивом к мировому разделению труда для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод. В ходе международного обмена товарами и услугами странам обеспечиваются благоприятные условия, связанные с экономией внутренних затрат. Это осуществляется на основе отказа от национального производства некоторых товаров и услуг. Удовлетворение потребности в этих материальных благах происходит за счёт более дешёвого импорта.
Международное разделение труда – высшая степень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определённой продукции в отдельных странах, которые в силу объективных причин (исторических, географических, климатических, экономических) могут производить данные товары относительно более эффективно, чем другие страны. С понятием международного разделения труда связано ещё одно – международная кооперация труда – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми с наибольшей экономической эффективностью.
Важнейшими предпосылками и необходимым условием МРТ являются существенные различия в обеспеченности стран экономическими ресурсами (факторами производства) и различные комбинации их использования, обусловленные, прежде всего, уровнем НТР в обществе.
Странам целесообразно не только использовать изобилие одних и скудость других факторов для налаживания экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, но и экспортировать имеющиеся в изобилии и импортировать недостающие факторы производства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа. Избыточная для одних стран рабочая сила стремится найти себе применение в других странах. Государства с развитой наукой вывозят технологию туда,
где такой собственной технологии нет.
(по материалам интернет-энциклопедии)
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) основной побудительный мотив к мировому разделению труда;
32/35
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание

2) что такое «международное разделение труда»;
3) взаимосвязь МРТ и международной кооперации;
4) предпосылки МРТ;
5) целесообразность международного разделения труда.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
68. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
В первом приближении культуру можно определить так: культура – это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура – тот искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т. е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура».
Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» – обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» – от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы – ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо – продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Всё, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений.
Мир, как справедливо замечал в своё время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это – «сделанный»
мир. Всё, что мы представляем собой – наши мысли, чувства, наше воображение – есть продукт культурного воспитания.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) сущность понятия «культура»;
2) роль культуры в жизни человека и общества;
3) продукты культурного воспитания.
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста.
Возможно дополнительное дробление смыслового раздела о сущности понятия «культура».
69. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте отдельные листы.
Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура»…
Обобщая случаи обыденного и научного словоупотребления, можно сказать, что в самом широком и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование,
сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе. Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности.
Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т. д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.
В соответствии с разделением деятельности на материальную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а скажем, знания о выплавке металлов – к культуре духовной. Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания,
которые являются продуктом материального производства или обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
(Э. В. Соколов)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) сущность понятия «культура»;
2) специфика культуры как общественного явления;
3) материальная и духовная культура.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение
33/35
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» — обществознание