Файл: "Сталинские высотки" история создания и строительства, роль в архитектуре советского союза.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра: «История и культурология»
Дисциплина: «Культурология»
Реферат на тему: «"Сталинские высотки": история создания и строительства, роль в архитектуре советского союза»
Выполнил: Калинин Глеб
Группа: 2А2
Проверил: доцент, канд. ист. наук
Сологян Анаид Альбертовна
Москва, 2021
Оглавление
Введение 3
Причины появления феномена «сталинских высоток» и поиск архитектурных решенийысотктроительство 3
История строительства 7
Влияние «сталинских высоток» на советскую архитектуру 14
Вывод 17
Список использованных источников и литературы 17
Введение
Актуальность: В архитектуре XX в особое место занимает градостроительство Москвы, а именно так называемые «сталинские высотки». Данные здания до сих пор украшают внешний облик столицы. Их история окутана тайной, а внешний вид величественный.
Предмет исследования: «Сталинские высотки», история их строительства и роль в архитектуре советского союза.
Объект исследования: 7 зданий, построенных в Москве в одном стиле.
Хронологические рамки: 1922 г. – наше время.
Цель исследования: Узнать историю строительства, основную идею и какой след эти здания оставили в истории.
Причины появления феномена «сталинских высоток» и поиск архитектурных решенийысотктроительство
Перед тем как перейти к основной части реферата стоит заметить, что название «высотные здания» такой термин утвердился лишь в начале 50-х годов, до этого говорили «многоэтажные здания». Дело в том, что многоэтажные дома неизбежно ассоциировались с американскими небоскребами, которые, как легко можно догадаться в советское время яростно критиковали. Поэтому и появились «высотные здания», очень скоро их упростили в разговорной речи до «высоток».
«Сталинскими высотками» стали называть семь высотных зданий «семь сестёр» , построенных в столице в течении 1940-х - начале 1950-х годов. Строительство было приурочено и должно было символизировать 800-летие Москвы, а для этого планировалось построить 8 высотных зданий. Строительство «восьмой сестры», прекращено после смерти Сталина. Позже, на этом месте построена гостиница «Россия».
По предложению И.В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». Эти здания должны были стать вершиной послевоенного «сталинского ампира» в городской архитектуре. Венчать 8 высотных зданий должен был Дворец Совета, однако относительно него замысел так и не был воплощен в реальность. Также сохранялась и задача возведения в центре города Дворца Советов, проект которого в 1934 году выполнили архитекторы Б.М. Иофан, В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко. Выбирая месторасположение высотных зданий, архитекторы должны были определить для каждого из них место, наиболее целесообразное с точки зрения красоты силуэта города, так как Москва отличается характерным рельефом.
Восемь проектируемых высотных зданий должны были определить опорные точки города, способные акцентировать его вертикальные отметки, утраченные в ходе реконструкции в 1930-х годах. Так как для облика Москвы всегда были характерны вертикали, которыми раньше являлись церкви, колокольни и башни. В своих воспоминаниях, записанных в 1970-е гг., Д. Н. Чечулин, в 1940-е гг. бывший главным архитектором Москвы, рассказывает о том, что ему в процессе работы над проектом жилого дома на Котельнической набережной пришла в голову мысль о высотных сооружениях, которые бы вновь оживили силуэт Москвы, испорченный заслонившими вертикали города высокими административными и жилыми домами.1
Пропорции и силуэты этих зданий должны быть оригинальны и своей архитектурно-художественной композицией должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов. В соответствии с этим проектируемые здания не должны повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий». Для выполнения этого задания следовало «привлечь к работе по проектированию этих зданий крупнейших архитекторов страны».
Итак, в проектном задании сформулированы три трудно уживающиеся вместе задачи: создать в Москве неамериканские небоскребы, соотнести их с планируемым, но еще не построенным - Дворцом Советов, и связать силуэты новых зданий с историческим силуэтом древнего города.
Вот что говорит об этом М. В. Посохин, один из авторов высотного дома на площади Восстания и крупного архитектора последующих советских периодов, «оттепели» и застоя. Он пишет: «Интересно, что тогда, во время проектирования здания на площади Восстания - нам нельзя было в приказном порядке пользоваться иностранными журналами при проектировании; тем самым исключалось заимствование и влияние Запада. Но желания такого не возникало; и мы увлекались русскими высотными композициями»2
Высотные здания Москвы можно рассматривать как архитектурный ответ США, которые после II Мировой войны стали основным соперником необыкновенно усилившегося СССР. И даже если правительственное постановление предупреждает о недопустимости повторения заграничных образцов, они все равно повторяются. СССР, Сталин, Москва отныне следят только за Америкой, и повторение американских форм (с несомненным желанием их превзойти, затмить, посрамить) в архитектуре теперь неминуемо, хотя декларируется как раз отказ от повторения.
Первое что мы видим в «высотных домах» - желание превзойти американскую культуру в архитектуре. «Высотки» можно воспринимать как знак переориентации архитектуры СССР с французского варианта стиля Арт Деко на американский вариант. Американская линия внутри архитектуры высоток говорит о борьбе и взаимном переглядывании культур сверхдержав послевоенного мира.
Второе, что легко заметить- это ориентация всех высоток на Дворец Советов. Но силуэт Дворца Советов в виде башни, увенчанной скульптурой Ленина, достаточно далек от того, что мы имеем в высотных зданиях Москвы. Можно говорить о том, что тот стиль, который был во многом заимствован Б. М. Иофаном у итальянского архитектора неоклассического направления Армандо Бразини, а Иофан учился у него и работал в его мастерской, в высотках Москвы уже отвергнут или заменен американским вариантом Арт Деко с определенными изменениями и дополнениями.
Третья линия, выделяемая в архитектуре «высоток» - линия национальная, понимаемая современниками как традиционно русская. Прямое указание на такую трактовку есть в уже процитированной фразе правительственного постановления, где говорится о равнении на историческую архитектуру Москвы. Архитектор В. К. Олтаржевский, участвовавший в сооружении высотных зданий и написавший о них книгу, говорит что, в русской архитектуре сооружение высотных зданий всегда связывалось с самыми значительными историческими событиями в жизни народа и страны. Высотные здания придали старым русским городам - и в первую очередь Москве - их своеобразный, ярко выраженный силуэт.
Откуда же возникла эта национальная линия в архитектуре? Во-первых, это соответствовало политике И.В.Сталина во время Великой Отечественной войны - возвеличивание всего русского. Во-вторых, еще в 1940 году вышел сборник статей «Русская архитектура», выпущенный Академией архитектуры СССР, где объясняется своеобразие русской архитектуры, которое опять же выражено именно в вертикализме, о чем говорилось ранее.
Внутренние помещения зданий также должны были быть тщательно продуманы, как и внешний облик зданий. Оформление интерьеров общественных помещений всех высотных зданий выполнялось с преобладанием элементов классического архитектурного стиля и должно было соответствовать монументальному экстерьеру сооружений. К примеру, в отделке вестибюлей и парадных помещений зданий МГУ и МИДа широко использовался натуральный белый и красный мрамор, различные сорта полированного гранита в сочетании с искусственным камнем. Оригинально решалось и освещение помещений в виде изящных люстр и бра с люминесцентными лампами. Весьма нестандартно решены интерьеры общественных помещений гостиницы «Ленинградская», убранство которых отчасти напоминает элементы русского зодчества конца XVII - начала XVIII веков. Основное композиционное ядро парадных интерьеров шестиэтажного стилобата гостиницы составляет центральная лестница с 19-метровой люстрой, свет которой отражается в зеркальных стеклах, вытянутых на всю высоту лестничной клетки.
История строительства
В Москве в 1947 г., как уже говорилось, планировалось построить восемь высотных зданий, но построено было только семь. По первоначальному плану это были: гостиница на Ленинских горах (32 этажа), административное здание в Зарядье (26 этажей), гостиница на Ленинградском шоссе (26 этажей), жилое здание у Красных Ворот для Министерства путей сообщения (16 этажей), жилое здание на площади Восстания (ныне - опять Кудринской, тоже 16 этажей), жилое здание на Котельнической набережной (16 этажей), административное здание на Смоленской площади (16 этажей) и административное здание на Каланчевской площади (16 этажей).
Вместо гостиницы на Воробьевых (Ленинских) горах было сооружено здание Московского университета. Административное здание в Зарядье, предназначенное для Министерства внутренних дел (позднее - Министерства государственной безопасности) начали строить, но впоследствии разобрали, оно и является недостающим восьмым сооружением. Для высотной гостиницы на Ленинградском шоссе по каким-то причинам подобрали другое место: она была сооружена на Дорогомиловской набережной (сейчас это - гостиница «Украина»). Жилые дома на Красных Воротах, площади Восстания и Котельнической набережной были построены, как было сооружено и административное здание на Смоленской площади, предназначенное для Министерства иностранных дел. А вот в здании на Каланчевской площади разместилось не административное здание, а гостиница «Ленинградская».
В 1949 г. авторам проектов высотных зданий были вручены Сталинские премии за 1948 г. Первую премию получил коллектив, спроектировавший здание МГУ: Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков. Три других первых премии получили: автор проекта административного здания в Зарядье Д. Н. Чечулин, автор проекта гостиницы на Дорогомиловской набережной А. Г. Мордвинов и авторы проекта здания МИДа на Смоленской площади, В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус. Вторые премии получили: авторы проекта гостиницы «Ленинградская» Л. М. Поляков и А. Б. Борецкий; соавтор Д. Н. Чечулина по жилому дому на Котельнической набережной А. К. Ростковский; авторы жилого дома на площади Восстания М. В. Посохин и А. А. Мндоянц; авторы проекта административного и жилого дома МПС на Красных Воротах А. Н. Душкин и Б. С. Мезенцев.
На Воробьевых горах был построен корпус МГУ.Первоначально на этом месте, господствующем над Москвой, предполагалось построить здание, в котором должна была располагаться гостиница и жилье, но встреча Сталина с академиком А. Н. Несмеяновым, сообщившим вождю о трудностях столичного университета, привели к тому, что Несмеянов был назначен ректором, а площадка для гостиницы превратилась в строительную площадку. Строительство велось с использованием заключенных, для чего вокруг строящегося здания и на его верхних этажах были устроены «зоны». Первоначально за проектирование гостиницы отвечал Б. М. Иофан, но его быстро отстранили, возможно это связано со Дворцом Советов.
Теперь здание проектировал - Л. В. Руднев, до этого тесно связанного с Министерством обороны, для которого им было сооружено несколько монументальных зданий. Здание МГУ (1949-1955) - несомненный шедевр даже среди всех остальных высоток. Точно найденные пропорции этого, пользуясь словами здания, действительно похожего на храм науки, его отточенный силуэт и иерархически построенная композиция говорят о мастерстве создателей, которые рискнули скрестить высотный американизм с неоклассикой и нарышкинским барокко. Последнее особенно ощутимо как в некоторых композиционных формах, так и в отдельных декоративных композициях на фасаде. Интересно, что статуя Ломоносова, венчавшая первоначальный проект и в скорости замененная на шпиль со звездой, знаменовала собой связь с Дворцом Советов Иофана, тогда как шпиль связывал здание с Меншиковой башней и Адмиралтейством, то есть усиливал «русскость» здания. Вполне возможно, что образ «высотки» со шпилем был найден именно во время проектирования МГУ. Причем автором в таком случае должен считаться не только Л. В. Руднев, но и Б. М. Иофан, отточивший образ, который Руднев только немного смягчил.
Высотное здание для МВД (позднее - для МГБ) в Зарядье начали строить в 1948 г., оно было выстроено более чем наполовину, но в 1956 г. его каркас был разобран для строительства спортивной арены в Лужниках19. В проекте этого здания Д. Н. Чечулин явно учитывал соседство с храмом Василия Блаженного и Спасской башней Кремля. Но в объемной композиции доминировал центральный высотный объем, завершенный не шпилем, а скорее подобием острого шатра.
Жилой дом на Котельнической набережной (1948-1952), сооруженный по проекту того же Д. Н. Чечулина и привлеченного А. К. Ростковского, по своему стилю очень похож на здание в Зарядье, но в отдельных деталях и завершении со шпилем видна определенная оглядка на МГУ Руднева.
На здание МГУ также во многом ориентированы композиция и стиль жилого дома на площади Восстания (1950-1954), сооруженного по проекту М. В. Посохина и А. А. Мндоянца, в ту пору еще не очень известных архитекторов. В этом сооружении оригинальнее всего завершение, в котором отчетливо звучит тема кремлевских башен с шатрами, но присутствует и тема шатровых храмов - венчающий объем украшен «стрелами», характерными для декора церкви Вознесния в Коломенском и собора Василия Блаженного.