Файл: Гносеология Канта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гносеология Канта

Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. По его словам, философия призвана ответить нам на такие три важнейших вопроса:


1. Что я могу знать?


2. Что я (исходя из правильных мировоззренческих знаний) должен делать?


3. На что я могу надеяться?

Содержательность гносеологии Канта выражается в том, что она является агностицистской- о невозможности познания окружающей действительности, выдвинув гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Все объекты познания, разумеется, гносеологически противостоят его субъектам (даже тогда, когда мы познаём своё «я»), ибо без такого противопоставления познание просто невозможно.

Прежде чем начать что-либо познавать, писал Кант, надо исследовать сам инструмент познания и его возможности: исследовать особенности и возможности человеческого сознания во всех его аспектах Кант считал, что есть два пути к созданию научной теории познания. Первый заключается в том, чтобы сопоставлять предметы природы с нашими идеями и представлениями, принимая за эталон предметы природы; а второй - в том, чтобы при таком сопоставлении эталоном считать наши идеи и представления. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо прежде кратко (и предельно упрощённо) описать структуру процесса познания. Этот процесс самым грубым образом может быть разделён на две основные операции:

1) восприятие воздействий извне (под которым понимается не только простое ощущение, но и некоторое «осознание» его, узнавание воспринимаемого объекта или первичное формирование конкретного представления о нём, его «образа»);

2) дальнейшая переработка продуктов восприятия в знания.

За первое отвечают рецепторы и связанные с ними «древние» (животные) отделы мозга, а за второе -- «новые» (интеллектуальные) отделы головного мозга. По Канту наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) даёт от себя самой. Предметы нам даются, посредством чувств рассудком же они мыслятся. Знание активно конструируется в сознании, а не просто возникает в нём из всего, уже данного. При этом Кант разделяет преобразующую деятельность мозга на три «отряда»:


1) формы чувственности (то есть собственно восприятия), к которым он относит пространство и время (и, похоже, каким-то пограничным образом причинность);

2) категории рассудка (обеспечивающие формирование понятий, то есть единство представлений об объектах);

3) принципы разума (определяющие формирование умозаключений, то есть оформляющие отношения и связи объектов и их понятий).

Таким образом, познание, по Канту, происходит в три ступени:

1) Чувственное познание. Его возможности и содержание обусловлены, с одной стороны, спецификой органов чувств, а с другой стороны - присущими чувствам априорным (до опытных) форм созерцания. К примеру, априорными формами чувственного созерцания является Пространство и Время, которые, по Канту, не приобретается человеком из своего опыта, а даны ему до всякого опыта.

2) Рациональное познание. Совершается уже с помощью рассудка, который начинает оперировать конкретно-чувственными образами вне зависимости от наличествующего в данный момент чувственного восприятия предметов и явлений. Благодаря деятельности рассудка в сознании человека образуются понятия. Понятия, по Канту, содержат в себе не представления об окружающей действительности, а знания сущности предметов и явлений.

Согласно «Критике чистого разума», наше знание возникает из двух основных источников души: первый из них есть способность получать представления (восприимчивость к впечатлениям), а второй - способность познавать через эти представления предмет (спонтанность понятий).

3) Познание чистого разума. На этом уровне человек пытается познать то, что никаким образом не доступно познанию ни путем чувственного созерцания, ни средствами чистого рассудка (путем рассуждения, логического мышления). Это истины самого высокого, абсолютного порядка. К ним Кант относит три группы идей:

А) Психологические идеи чистого разума (о душе человека).

Б) Космологические идеи чистого разума (идеи о Космосе).

В) Теологические идеи чистого разума (идеи о Боге).

Совокупность всех этих идей Кант называет антиномиями чистого разума. Кант считал, что в области проблем чистого разума не может быть доказательных и для всех убедительных решений.

Основные принципы объективного идеализма Гегеля.



Философия Гегеля является последовательным объективным идеализмом, так как единственной субстанцией мира, по Гегелю, является абсолютная идея, которая на определенном этапе своего развития решает познать свою сущность. И в процессе самопознания она создает природу, человека, общество и такие духовные формы как искусство, религию и философию.

Причем в форме Гегеля философии абсолютная идея завершает процесс познания и ее развитие заканчивается. Таким образом, по Гегелю, природа, общество и человек являются формами инобытия абсолютной идеи

Сущность объективного идеализма Гегеля раскрывается в трех принципах:

1) торжество субъекта и объекта, то есть без субъекта не существует данного объекта познания,

2) принцип бытия и мышления, так как в основе любого бытия (природа и общество) лежит мышление (абсолютная идея). Из этого принципа вытекают два следствия:

- мир всецело познаваем, так как законы мышления тождественны законам бытия,

- всё действительное разумно, всё разумное действительно,

3) принцип действительности, то есть абсолютная идея творит природу и общество через деятельность. Таким образом, если Кант рассматривал активность субъекта только в гносеологическом плане, то у Гегеля субъект творит объект и в онтологическом плане.

Гегель переносит принцип деятельности и на анализ человеческой истории. Гегель утверждает, что человеческая история представляет собой порождение человека человеческим трудом, так как удовлетворяя свои потребности, человек развивает и собственные способности.

Через категорию деятельности Гегель переходит к категории отчуждения. Под отчуждением он понимает такую ситуацию, когда продукты человеческой деятельности выходят из-под власти человека и начинают противостоять ему как внешняя порабощающая его сила (например, человек попал под влияние денег, компьютера).

Философия Гегеля является ярким примером философии тотальности. Так как Гегель утверждал, что сущность единичного не может быть понята из него самого, а может быть осмыслена исходя из того целого, элементом которого является данное сознание.

Потому единичное рассматривается Гегелем как индивидуализированная тотальность, то есть как единичное воплощение общего.


Плодотворность данной методологии состоит в том, что она позволяет увидеть связь единичного и общего.

+Ограниченность такой методологии заключается в том, что Гегель не ставит задачу показать, как общее преломляется через призму индивидуального, а что ведет к растворению единичного в общем и тем самым лишает единичное самостоятельного существования.