ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №1
по учебному курсу «Общая психология 2»

(наименование учебного курса)


Обучающегося

Мусорина Ольга Николаевна







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-2102а













Преподаватель

Бунина Елена Викторовна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022


Когнитивные (познавательные) процессы


Название процесса

1. Научное определение понятия (процесса)

2. Психо-физиологический механизм


3. Функции

4. Виды

5. Свойства

6. Дополнительные характеристики и составляющие

процесса


Внимание


Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности, а под сосредоточением – углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального. То, к чему привлечено внимание становится для нас «фигурой», а все остальное – «фоном».

Физиологическая основа внимания – смена процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. По мнению Павлова, внимание имеет рефлекторную природу и связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в коре головного мозга. Он предложил теорию ориентировочного рефлекса (активная р-ция на изменение обстановки). Ориентировочный рефлекс имеет биологическую природу и выражается в ряде электрофизиологических, сосудистых и двигательных р-ций. Ухтомский создал учение о доминанте – временно господствующего в коре головного мозга очага возбуждения, для кот-ого хар-на способность накапливать в себе возбуждение и тормозить работу других нервных центров.

Функция избирательности внимания реализу­ется через выделение из всей поступающей инфор­мации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоус­тойчивость» сознания.
Функция целенаправленности состоит в сосредо­точении внимания на предмете деятельности, его удер­жании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обуслов­ленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фраг­ментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах, его ждет успех.
Функция активности направлена на поддержа­ние работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами тек­ста. При этом иногда ему приходится делать над со­бой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляет­ся как бы само собой.

•Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж­ность объекта.
• Произвольное внимание - возникает вследствие соз­нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.
•Послепроизвольное внимание — возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).
Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
Устойчивость внимания Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого усилия.


Развитие произвольного внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания, при которых решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематической деятельности. Полагают, что в основе становления внимания лежит процесс внутреннего торможения, за счет которого оцениваются раздражители, вызывающие ориентировочный рефлекс, а также дифференцировка ответа на него по силе, длительности и устойчивости. Произвольное внимание разделяют на:
1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее

поставленной цели);

2) волевое внимание (для того чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности);

3) ожидательное, или выжидательное внимание, т. е. как проявление бдительности или осторожности;

4) спонтанное, т. е. возникающее в процессе восприятия объекта, вызвавшего интерес, что некоторыми психологами рассматривается как послепроизвольное внимание.


Ощущение


Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.

Ощущения – это отправная точка всех человеческих знаний.

Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

Рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;

Проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности

Зрительные представляют собой восприятие цвета и света, являются результатом воздействия световых лучей на сетчатку. Слуховые -вид ощущений, возникающих под действием звуковых волн. В этой категории выделяют шумы, речевые и музыкальные ощущения. Вкусовые ощущения - следствие раздражения вкусовых почек на небе, в глотке, на поверхности языка. Примечательно, что сухая поверхность не воспринимает вкус.
Обоняние - способность различать запахи - обусловлено присутствием чувствительных волосков на обонятельной мембране в полости носа. Кожные ощущения подразделяются на температурные и тактильные. Тактильные дают знания о свойствах предметов. Ощущение равновесия -результат работы вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Его особенность в том, что восприятие целиком и полностью зависит от положения головы.

Органические ощущения - особая категория, в состав которой входят тошнота, голод, жажда, удушье. Их выделяет способность сливаться в одно ощущение при хорошем самочувствии и выделяться при признаках сбоя в работе внутренних органов.

Болевые индикатор опасности при возникновении в организме неблагополучия. Осязание - ощущения, возникающие при исследовании предмета посредством движения руки по его поверхности. Представляют собой сочетание двигательных и тактильных ощущений.

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность ощущения - количественная характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции..

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность ощущения - количественная характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

Длительность ощущения -это временная характеристика возникшего ощущения.

Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия.
Взаимодействие ощущений – это изменение интенсивности ощущений под влиянием других органов чувств, причем происходит как повышение, так и понижение чувствительности.
Повышение чувствительности, т.е. понижение порога чувствительности в результате взаимодействия органов чувств, называется сенсибилизацией, которая может возникать:
а) стихийно как необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепоты, глухоты), (так, глухие люди обладают повышенной вибрационной чувствительностью, что даже могут слушать музыку, положив руку на рояль);
б) под воздействием специфических требований профессии и условий жизни (так, обонятельные и вкусовые ощущения достигают низкого порога, т.е. повышенной чувствительности у дегустаторов вин, сыра, чая и т.д.).
· При взаимодействии ощущений имеет место синестезия, при которой возникшие ощущения одной модальности возбуждают ощущения другой модальности (так, под влиянием звуков у человека могут возникать цветные зрительные образы, т.н. «цветной слух»).
· Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или параллельно существующего раздражителя. Здесь действует закономерность, в проявлении которой выделим два важных момента:
1) слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность;
2) если же раздражители действуют последовательно, и если предшествующий из них обладает значительной силой, то последующий будет восприниматься как менее сильный, нежели бы он воспринимался изолированно.


Восприятие


Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.


Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации. Концепция векторного кодирования информации. Концептуальная рефлекторная дуга. Сенсорный нейрон, предетектор, нейрон-детектор. Командный нейрон, мотонейроны. Мышечные единицы. Поле командных нейронов. Координация движений руки, головы и глаз.

Психофизиология восприятия. Рецептор. Ансамбль рецепторов. Это процесс и результат формирования субъективного образа предмета или явления, действующего на анализатор.

1. Ориентационная функция. Создавая образы предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств, восприятия в окружающей его среде.

2. Регулирующая функция: обработанная восприятием информация позволяет управлять деятельностью.

3. Структурно-содержательная: восприятие является основной для ряда психологических процессов (мышление, представление, воображение).

4. Экономическая функция: восприятие обеспечивает “пристрастное” видение окружающего мира, являющееся в зависимости от поставленной цели, что позволяет эффективно осуществлять деятельность и сберегать психологические ресурсы.

5. Участие в обеспечении целостности личности: образы восприятии связаны с прошлым опытом и отражают не явления, которые существуют в настоящем, выделяя в них аспекты значимые для будущего.

Восприятие пространства – необходимое условие ориентировки человека.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы.

Предметность восприятия -это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной инфюрмации до целостного образа конкретного предмета.

Виды восприятия различают по следующим основаниям

I. По ведущему анализатору:

II. По форме существования материи:

III. По форме психической активности:

IV. По структуре:


Память


Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Забывание -потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.


1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.
2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.
3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

1. Запоминать (новую информацию)
2. Вспоминать (информацию)
3. Припоминать
4. Воспроизводить
5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)
6. Сохранять (информацию)

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

-осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

-выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

-выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

-содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;

-эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

-возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

-установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

-материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.
Память нужно развивать и тренировать. Для этого используют:

-различные методы укрепления;

-улучшения;

-специальные тренировки.


Воображение


Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Создание образов воображения проходит два этапа. На I этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений или представлений на составные части (анализ). В ходе анализа происходит абстрагирование объекта (изолируется от других объектов или частей). На II этапе происходит преобразования двух типов: 1) образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи (синтез); 2) этим образам может быть придан совершенно новый смысл (синтез). Выделяют несколько форм синтеза в процессе воображения: комбинирование, агглютинация, акцентирование, схематизация, заострение, типизация.

Будучи психологическим явлением, воображение выполняет определенные психические функции. К основным функциям воображения можно отнести:

Планирование и программирование деятельности.

Формирование внутреннего плана человеческой деятельности.

Произвольная реализация познавательных процессов и состояний человека.

Регулирование эмоций человека.

Представление действительности в образах и составлении возможности пользоваться ими, решая задачи.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности.
Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д.
Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д.
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.



Свойства:
интенсивность;

осмысленность;

целостность;

системность;

способность предвидения;

конструирование;

критичность;

точность;

устойчивость.

Способы создания новых образов:

Комбинирование- сочетание отдельных элементов раз­личных образов предметов в новых, более или менее не­обычных комбинациях.

Агглютинация- спо­соб создания нового образа путем соединения, склеива­ния совершенно разных объектов или их свойств. (кентавр, сфинкс, ковер-самолет, русалка... , троллейбус, аэро­сани, танк-амфибия и т.д.)

Акцентирование- подчеркивание тех или иных черт (на­пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со­здания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий). Акцентирование проявляется в нескольких специфичес­ких действиях: утрирование, преувеличение или приуменьшение, типизация


Мышление


Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Таким, образом, с точки зрения психофизиологии, мышление — это создание элементарных или сложных ассоциаций, это процесс оперирования символическими единицами (признаками — в левом полушарии, образами — в правом). Считается, что символические единицы (признаки, образы) формируются в задних отделах коры (ассоциативные зоны), а оперирование ими осуществляется в передних отделах коры.

1. Интегрирующая: мышление играет роль объединяющего начала и регулятора всей психической деятельности в целом.

2. Упорядочивания: с помощью мышления устанавливаются общие взаимосвязи.

3. Сущностная: данная функция выражается в понимании сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.

4. Обобщающая: благодаря этой функции происходит обобщение свойств однородной группы либо обнаружение единых свойств нескольких групп.

5. Регулирующая: регулирует поведение и деятельность человека, направляет её на решение поставленных задач.

1. Виды мышления по форме / генетическая характеристика:

а) наглядно- действительное.

б) наглядно - образное,

в) абстрактно - логическое.

2. Виды мышления по степени новизны и оригинальности:

а) репродуктивное (воспроизводящее),

б) продуктивное (творческое).

3. Виды мышления по характеру решаемых задач:

а) теоретическое, с его помощью решаются теоретические задачи.
б) практическое/ эмпирическое, позволяющее решать практически.

4. Виды по степени развернутости:

а) дискурсивное (развернутое, структурированное, осознанное)

б) интуитивное (малоосознаваемое, отсутствует четкая структуризация, протекает быстро).

5. По вкладу каждого полушария в мыслительную деятельность:

а) правополушарное мышление,

б) левополушарное мышление.

Быстрота — способность решать поставленные задачи с высокой скоростью.

Гибкость — умение приспосабливаться к меняющимся условиям, перестраиваться по ходу решения задания.

Глубина — способность глубоко проникать в изучаемые явления, считывать не только поверхностный слой проблем, но и сущностные характеристики.

Комплексность — использование различных типов мышления в оптимальных сочетаниях в зависимости от поставленных задач.

Критичность — умение проверять гипотезы, критически относиться к фактам, не делать поспешных выводов. Самокритичность — способность находить ошибки в собственном мышлении, адекватно реагировать на замечания и критику.

Оригинальность — способность самостоятельно решать проблему собственными методами, а не повторять имеющиеся алгоритмы и авторитетные мнения.

Целенаправленность — умение фокусироваться на поставленной цели, задаче, проблеме.

Широта охвата — интеграция информации из различных сфер.

Экономичность — сокращение числа логических операций при решении задания, поиск оптимально короткого пути достижения цели.

Интуитивность — способность быстро находить решение при недостатке исходных данных. Получение знаний без логического оформления путей достижения цели. Одно из наиболее спорных и малоизученных свойств мышления.

Характеристики предметно-действенной мыслительной деятельности:
наблюдательность;

внимание к деталям;

конкретность;

экспериментальность;

ориентированность на практику.
Структура мыслительного процесса по решению задачи включает следующие этапы:
Мотивация — возникновение потребности и желания выполнить задание, достигнуть цели.

Анализ — изучение исходной информации, выделение недостающих данных.

Поиск решения — на репродуктивном уровне осуществляется за счет имеющихся алгоритмов действий, на творческом — происходит продуцирование оригинального способа решения.

Обоснование — логическое доказательство правильности найденного решения.

Реализация — применение на практике результатов совершенной умственной деятельности.

Проверка — выявление правильности найденного решения.

Коррекция — при необходимости полученные данные корректируется в соответствии с информацией, полученной в ходе реализации и проверки.



Речь


Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

1) Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синтагматические механизмы отражают динамическую организацию речево­го высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга.
2) Механизмы восприятия речи. Переход к осмыслению речевого со­общения возможен лишь после преобразования речевого сигнала.
3) Механизмы организации речевого ответа. У взрослого человека, вла­деющего языком, восприятие и произношение опосредуется внутрен­ними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

Виды речи.
Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи – внешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).
Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.


Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности
Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение

Существует несколько этапов построения речи:
Формирование мысли высказывания.

Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.

Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.

Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.



Таблица 2

Изучение познавательных (когнитивных) процессов


Название процесса

1.1. Кем и когда исследовался процесс

1.2. Что было открыто в исследовании

2.1. Методика, изучающая процесс (привести любой пример конкретной стандартизированной методики)

2.2. Цель методики

(выписать цель, указанную в назначении методики)

2.3. Измеряемые методикой показатели

процесса (что конкретно изучается в методике)


Внимание


Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических эксперимен­тов, поэтому данной проблемой стали за­ниматься крупнейшие физиологические лаборатории XIX в. Одно из самых ранних исследований В. Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения. Учение о внима­нии как процессе апперцепции - - основа его концепции сознания.

В исследованиях В.
Буквально, словами В. Вундта, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной, по сравнению со всем полем сознания, области содержаний»(1912). «Совокупность процессов, связанных с апперцепцией представлений, мы называем вниманием», - пишет В. Вундт.
Вундта внимание рассматривается как феномен сознания, связывается с фокусом сознания, с его ясностью и отчётливостью. Для решения задачи описания внимания он пользуется методом интроспекции и эксперимента.

Методика "Корректурная проба" была предложена Б. Бурдоном
бследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.



Предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Устойчивость внимания
Показатель переключаемости
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.




Ощущение


В рефлекторной концепции И. П. Павлова и И. М.

Сеченова были проведены разнообразные исследования, показавшие, что ощущения по своим физиологическим механизмам являются целостными рефлексами, объединяющими прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора

Метод постоянных раздражений или метод истинных и ложных случаев.
Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне, к которой за одну границу принимаются почти всегда воспринима­емые стимулы, а за другую — почти никогда не воспринимаемые стиму­лы. Для того, чтобы составить карту всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсо­лютного порога выбирают такие стимулы, которые лежат по обе сторо­ны от порога раздражения или абсолютного порога. Обычно исполь­зуется только две категория ответов — «да» и «нет».

Используют для: определения разно­стного порога, закона Вебера и связанных с ними проблем.

абсолютной и различительной (или дифференциальной, или разностной) чувствительности: измеряется абсолютным порогом, т.е. минимальной интен­сивностью раздражения, вызывающей ощущение. Различительная чувствительность измеряется разностным порогом, т.е. минимальным приростом интенсивности раздражения.


Восприятие








Методика исследования зрительного и осязательного восприятия. В качестве экспериментального материала используются плоские фигуры Г. Фалькельта
Испытуемому предлагается ощупать с закрытыми глазами фигуру в течение одной минуты. Затем он должен зарисовать ее, не глядя на оригинал. После этого рисунок убирается и перед испытуемым кладется та же фигура. Теперь он должен посмотреть на нее, запомнить, а затем зарисовать, опять же не глядя на оригинал.

Изучение рительного и осязательного восприятия.

Зрительное восприятие
осязательное восприятие


Память








Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. Предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.
3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);
Конкретные (К)- конкретные предметы.
Сюжетные (С)- изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.
Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.


Воображение








Методика Е. Торренса «Неполные фигуры» анное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению».

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

1. Определение уровня сложности воображения.
2. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений.
3. Определение степени стереотипности воображения.


Мышление








Методика «исключение понятий» Из 5 предложенных слов 4 сходны между собой и их можно объединить одним названием (общим родовым понятием). Найди (подчеркни, запиши) неподходящее слово и скажи, как можно назвать остальные четыре слова».

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Оценивается уровень обобщения:
высший – при применении концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
средний – при использовании функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
низкий – при конкретных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).


Речь








Методика«Назови слова». Немов Р.С. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.



Определить уровень речевого развития ребенка: нормальное, развитие с опережением, задержанное развитие (задержка темпов развития и собственно задержка развития)