Файл: 4. Музей термины и определения Слово музей происходит от греческого mouseon, что означает храм музы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Музей – термины и определения
Слово музей происходит от греческого mouseĩon, что означает «храм музы». С начала эпохи Возрождения (Ренессанса) слово приобрело современное значение. Понятие музея зависит от подхода к объекту и предмету музеологии.
Понятие музея зависит от подхода к объекту и предмету музеологии.
Марксистский подход к музеологии трактует музей как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов.
Социокультурный подход, определяет музей как культурную форму, исторически выработанную человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия.
Идеалистический подход Г. И. Герасимова рассматривает музей как результат деятельности человеческого сознания. Суть музеев разных стран и эпох составляют идеи, которые лежат в основе их создания.
Современный музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации. Координация деятельности разных музеев, сотворчество с библиотеками, выставочными центрами, реставрационными службами, архивами открывает самые широкие возможности для взаимодействия разных культур, подчас неожиданных связей между знанием и чувством.
Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.
Музейная аудитория – это совокупность людей, вовлеченных в культурно-просветительскую деятельность музея. В нашей стране в музеи чаще всего ходят льготные категории граждан. Специалисты объясняют это тем, что интерес данного сегмента аудитории поддерживается государством – снижается цена билетов, инициируются экскурсии для учащихся и студентов, а информирование о музейных событиях производится через государственные каналы коммуникации.
Имидж музея можно рассматривать как заявленную социально-культурную позицию, основанную на собирании, изучении, хранении и экспонировании предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, т.е. такую, которую данное учреждение спланировало и намеревается продвигать/продвигает в целевые группы с целью формирования их определенного (позитивного) отношения к этому учреждению.
В состав имиджа музея входят:
- кадровая политика (а именно авторитетность и компетентность руководителей, профессионализм персонала, непрерывное совершенствование образования, корректировка межличностных отношений на основе служебно-административного кодекса);
- экспонаты (территория музея разделена на несколько комплексов: археологический, эвенкийский, бурятские предбайкальский и забайкальский, русский старожильческий, русский старообрядческий, городской комплекс и «уголок живой природы».)
- инфраструктура (здание, местоположение, материальная база, технические возможности);
- ценовая политика;
- месторасположение музея и размещение на его территории различных комплексов.
- реклама музея;
- культурные аспекты (культура общения внутри учреждения, качество результатов деятельности, традиции, ритуалы, культура рабочих мест сотрудников).
Зарубежное и российское музееведение традиционно выделяют две основные социальные функции музея — документирования и образовательно-воспитательную.
А. М. Разгон выделил четыре основные функции:
Документирования,
Охранную,
Исследовательскую
Образовательно-воспитательную.
Многие исследователи дополняют эти функции рядом других, расширяя таким образом понимание социокультурных функций музея. Так, выделяют аксиологическую функцию (ценностную, т. е. нацеленную на формирование в обществе ценностных критериев и установок), эстетическую, информационную, функцию социализации личности и др. В связи с определившейся в 1980-е гг. ориентацией музеев на организацию досуга населения, Д. А. Равикович предложила выделить рекреационную функцию. ИКОМ включил в перечень социальных функций музея хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение.
Музей – учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Музейная архитектура иногда включает в себя переоборудование старых зданий, которые изжили себя, но все еще представляют исторический интерес.
Интерес человека к собиранию и сохранению свидетельств природного и рукотворного характера, запечатлевающих и отражающих эволюцию окружающего мира, прослеживается в различных странах и в разное время. На протяжении всей истории люди собирали и стремились сохранить предметы, имевшие религиозное или эстетическое значение. Первым опытом коллекционирования можно считать дары, вкладывавшиеся верующими по обету в храмы Древней Греции. Сюда же можно отнести и более ранние предметы погребального культа в пирамидах Древнего Египта. В сокровищницах и пирамидах образовывались своего рода коллекции.
Потребность в собирательстве у людей в дальнейшем, по мнению английской исследовательницы А. Уиттлин, определяется следующими мотивами: экономическими, социального престижа, магическими, любознательности и интереса, эмоционального впечатления.
В древних цивилизациях были представлены коллекции музейного типа: древнеегипетские «дома жизни», коллекции Ура в государстве шумеров, античные музейоны. Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архивиньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др. – документальные, мемориальные свидетельства и эстетические ценности.
В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства – галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.
В средние века появились коллекции в монастырях, замках, храмах.
Протомузейные формы–термин, обозначающий культурные образования, как правило, предшествовавшие появлению различных групп музейных учреждений и, наряду с утилитарными функциями, выполнявшие задачу поддержания культурной памяти (собирания, интерпретации и хранения культурного опыта) в различных сферах общественной жизни. Большинство из них на определенном этапе участвовали в научном постижении мира. Характерны для ранних этапов музейной истории, но продолжали возникать и в 19 в.
В эпоху Возрождения частные коллекции составлялись светскими и духовными правителями
, учеными и др. Дворяне, духовные лица высокого сана, богатые банкиры, купцы приобретали и заказывали картины, скульптуры, чучела редких животных. Врачи (провизоры), специалисты горного дела собирали предметы минерального, растительного и животного мира, которые были необходимы для их практики. Представители средней и мелкой буржуазии, ограниченные в средствах, формировали коллекции раковин, монет, медалей, натуральных и этнографических материалов из экзотических стран. На смену гордому собирателю-аристократу приходил завзятый коллекционер-буржуа.
Во второй половине XIX в. возрастает необходимость использования музея государством в решении ряда управленческих задач. В этой связи возникают принципиально новые области бытования музеев, формируются их новые типы.
В XX веке появился новый исторический феномен - тоталитаризм, который проявлялся в сосредоточении власти в руках одного человека или какой–то политической группировки. Эта система власти стремилась подчинить тотальному контролю не только экономику и политику, но и духовную сферу, поэтому основная задача - это политизация и идеологизация общественной жизни, манипулирование сознанием людей. Музеи стали инструментом идеологической пропаганды в различных странах.
Наиболее широко в списке представлены музеи, расположенные в США — 18, Великобритании — 11, Франции — 10 и России — 8, следом с 6 музеями находятся Австралия и Испания. Наибольшее количество посетителей в год имеют музеи США — более 11 800 000 человек и России — более 9 900 000 человек. Большинство музеев из списка находятся в Париже — 11, Лондоне — 8, Москве — 5, и по 4 музея находятся в Вашингтоне, Мадриде и Токио.