Файл: Теоретические аспекты понятия обязательного медицинского страхования 5.rtf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй - формирование механизма (а не формы) страхования, предполагающее изначально четкое разделение страховых и нестраховых обязательств, источников финансирования этих обязательств, организационных структур и ответственности между исполнительной властью и страховыми институтами, создание системы страховой статистики. И обязательное условие - вывод страховщиков из-под юрисдикции правительства.
Первый путь, как представляется, не будет принят из-за политических соображений - якобы потери статуса государства либерально-демократического типа.
Второй путь не будет реализован из-за экономических интересов всех участников современной схемы перераспределения средств. Причина - финансовые ресурсы. Для реализации страхового механизма нужны значительные средства: во-первых, для платежей за неработающих, если не отказаться от идеи их страхования; во-вторых, для финансирования содержания и технического оснащения всей государственной и муниципальной сети ЛПУ.
Кроме того, необходимо серьезное конкретизированное регулярное экономическое обоснование тарифной ставки на страхование. По оценке бывшего руководителя ФФОМС В.В. Гришина, она должна быть не ниже 8%.
Почему же ее до сих пор не выполнили? Потому, что итог такой работы известен. Повышать тариф не будут, тем более не будут устанавливать его дифференцированным по регионам. Сокращать же под имеющийся тариф Базовую программу в явном виде невозможно, разве только изъять из нее полностью стационарные услуги. Кроме того, добросовестное обоснование проявит совершенно очевидное - за неработающих (пенсионеров и детей) взнос должен быть на 20-30% выше, чем за работников. А как уже отмечалось, даже значительно меньший тариф треть регионов полностью не вносят.
В заключение вернемся к проблеме выбора - по какому пути двигаться, чтобы реализовать гарантированное право на доступность и с меньшими затратами. Все больше прихожу к убеждению, что предпочтительный вариант - государственное обеспечение.
Дело в том, что обязательное медицинское страхование, на мой взгляд, тупиковый путь развития медицины. На первом этапе его применение, безусловно, дает толчок развитию медицинской технологии, но имеет серьезные негативные стороны, которые проявляются в долгосрочном развитии. Рынок медицинских услуг будет не только стимулировать развитие новых технологий, но и спрос на них, и не всегда оправданный. Затраты на здравоохранение будут непрерывно расти.
Специфика «рынка медицинских услуг» не соответствует стандарту свободного конкурентного рынка, который характеризуют следующие черты:
а) проблема асимметрии информации у производителя и потребителя. Имеет место естественная монополия «продавца» (врача) как на знание состояния здоровья пациента, так и на методы лечения, т.е. на перечень медицинских услуг, необходимых пациенту. Пациента можно лечить до бесконечности, и проблема «избыточных» медицинских услуг уже достаточно серьезно беспокоит специалистов тех стран, где страхование существует давно.
б) проблема этического порядка заключается в том, что клятва Гиппократа уже представляется «обузой» для врачебного корпуса, и возникает потребность от нее отказаться. Этический характер имеет и то обстоятельство, что, по сути, модель страхования требует оценки стоимости человеческой жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: по сост. на 27 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.URL: (дата обращения:14.03.2020)
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.URL:(дата обращения:14.03.2020)
5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1(ч.1). – Ст. 1.
6 О защите прав потребителей РФ: закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1: по сост. на 25 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 140.URL:(дата обращения:15.03.2020)
7 Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 2. – Ст. 56.URL:(дата обращения: 15.03.2020)
8 Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ: по сост. на 11 июля 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.URL:(дата обращения:15.03.2020)
9 О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ: по сост. на 29 февраля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 30. – Ст. 3738.URL:(дата обращения:16.03.2020)
10 Об обязательном медицинском страховании граждан: федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.URL:(дата обращения:16.03.2020)
Научно-исследовательская литература:
1 Андреев Ю. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование и судебная практика / Ю. Андреев. – М.: Издательство: Ось-89, 2014. – 400 с.URL:(дата обращения:16.03.2020)
2 Белов В.А. «Больной» вопрос: гражданские правоотношения с медицинскими организациями / В. А. Белов // Законодательство. – 2015. – № 11.URL:(дата обращения:16.03.2020)
3 Белых В.С. Страховое право / В.С. Белых, И.В. Кривошеев. – М.: Издательство НОРМА, 2015. – 224 с.
URL: дата обращения:16.03.2020)
4 Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений / Н.С. Волкова // Журнал российского права. – 2016. – № 4.URL:(дата обращения:17.03.2020)
5 Воробьева Л.В., Савина Л.В., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л.В. Воробьевой [Электронный ресурс]. – М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс», 2015.URL:(дата обращения:17.03.2020)
6 Вронская М.В. Институт права на охрану здоровья в системе социальной защиты граждан РФ / М.В. Вронская // Социальное и пенсионное право. – 2014. – № 2. – С.10-14.
7 Герасименко Л.В. Некоторые предпосылки правового статуса страховщика по медицинскому страхованию / Л.В. Герасименко // Общество и право. – 2015. – № 3. – С. 12-15.
8 Гришаев С.П. Комментарий Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс», 2016.
9 Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. – М.: Статут, 2015. – С. 197 – 217.
10 Долинская В.В. Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2014. – № 9. – С. 7.
Об обязательном медицинском страховании граждан: федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г.-156с
1 Андреев Ю. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование и судебная практика / Ю. Андреев. – М.: Издательство: Ось-89, 2014.с -254
Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ: по сост. на 11 июля 2011 г