Файл: Сущность менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Сущность менеджмента - управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации - к улучшению результатов.



  1. Менеджмент — самостоятельная область знаний с начала XX в. Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.

Предмет изучения научного менеджмента — наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.

  1. К числу основных категорий менеджмента следует отнести:

  • Понятие и сущность менеджмента;

  • Виды менеджмента;

  • Объекты и субъекты менеджмента;

  • Функции менеджмента;

  • Иерархия менеджмента;

  • Организационная структура и схема управления;

  • Принципы менеджмента;

  • Методы менеджмента;

  • Стиль руководства.

  1. Принципы менеджмента – это общие, основополагающие правила, рекомендации, нормы поведения, которые целесообразно учитывать и соблюдать должностными лицами в процессе управленческой деятельности.

1. Принцип разделения труда.

2. Принцип власти и ответственности.

3. Принцип дисциплины.

4. Принцип единоначалия.

5. Принцип единства руководства

6. Принцип подчинения личных (частных) интересов общим.

7. Принцип справедливости

8. Принцип централизации

9. Принцип иерархии (скалярная цепь), обеспечивающий в организации

  1. В американской школе менеджмента содержатся сле-дующие функции: 1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирование); 2) организация (включая порядок исполь-зования власти, разрешение конфликтов); 3) связующие процессы (включая коммуникации и методы принятия реше-ний); 4) обеспечение эффективности деятельности органи-зации (включая управление трудовыми ресурсами, функцио-нированием операционных производственных систем).В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.

В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла: 1) планирование; 2) организа-ция работы; 3) оперативное руководство; 4) мотивация; 5) координация; 6) контроль.В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высо­коквалифицированным и активным персоналом. Поэтому моти­вации придается первоочередное значение, а координация ли-шь способствует повышению результативности работы актив-ного персонала.


В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде: 1) определение цели; 2) получение информа-ции; 3) планирование; 4) принятие решений; 5) реализация; 6) контроль.В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объе­мов информации, принятию обоснованных решений.

  1. Школа научного управления (Рационалистическая школа) (1885 - 1920 гг.). Сущность школы научного управления (известной также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими. Научное управление связано с работами Фредерика Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта.

  2. Классическая школа (также может называться административной и традиционной школой) - это научное направление в менеджменте, которое базируется на формировании и организации процессов управления на предприятии. Свое развитие классическая школа получила в 20-50-х годах прошлого века. В её основе лежит признание существования единого способа достижения показателя производства, которого необходимо достичь.

  3. Последователи этой школы рекомендовали руководству проявить большую заботу о своих подчиненных, использовать такие приемы управления человеческими отношениями, как консультацию с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.  главной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет роста эффективности ее человеческих ресурсов.

  4. Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий.

  5. Этот подход во многом представляет собой вариант ситуационной теории, синтезирующей классические и гуманистические представления об организации. С социотехнической точки зрения, организация включает как структурные и процессуальные характеристики (подробно разработанные в классических организационных теориях), так и социальные и личностные (которые настойчиво отстаивались представителями школы «человеческих отношений»).

  6. Внутренняя среда организации представляет собой совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, контролируемых ею самой. Это элементы организации, объединенные культурой предприятия. Внутренняя среда включает организацию фирмы (ее структуру, культуру, механизмы контроля и стимулирования), ее сотрудников (человеческий капитал) и ее ресурсы (материальные и нематериальные активы)


Внешняя среда организации – это сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность, она представляет собой совокупность факторов влияния вне организации на ее деятельность. На совокупность факторов внешней среды компания не может оказывать непосредственное влияние. Факторы внешней среды – это любые факторы, находящиеся вне контроля руководства организации, которые могут повлиять на коммерческий успех предприятия.

  1. Функциональная организационная структура управле­ния организацией (рис.3.4). Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе ли­нейного управления. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функ­ций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специа­лизирован на выполнении отдельных видов деятельности. В организации, как правило, специалисты одного про­филя объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, пла­новый отдел, бухгалтерию и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится начиная со сред­него уровня по функциональному критерию. Отсюда и название — функциональная структура управления.

  2. -----------------------------------------------------------------------------------------------

  3. Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.

Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.

Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов конкурентоспособности на мировом рынке.


Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.

Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.

Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.

Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.

Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих функций является залогом эффективности ее работы.

  1. Заключительный элемент в организационном процессе — это ко­ординация. Целью координации является объединение всех органи­зационных усилий менеджера и обеспечение такого процесса орга­низации, который способствует достижению поставленных целей. Координация — это объединение отдельных людей и производ­ственных единиц в одно согласованное усилие, которое содействует осуществлению общей цели.

  2. Коммуникация - процесс обмена инф-ей между 2 и более людьми с целью мотивирования определённого поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания инф-и. Однако сам обмен инф-ей не гарантирует такого понимания и эффективного общения участвующих в обмене сторон. Обмен происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает инф-ю, а другая её воспринимает.


17.Содержательные основаны на рассмотрении отдельных потребностей (или мотивов), которые направляют деятельность индивида.

  1. Процессуальные рассматривают мотивацию как процесс и сосредоточены на том, как меняется процесс и результат мотивации под воздействием отдельных факторов (например, справедливости или ожиданий).

  2. Контроль представ­ляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудня­ющих достижение поставленно

1. Предварительный контроль. Осуществляется до фак­тического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является регламентация определен­ных правил, процедур и линий поведения.

Начинается предварительный контроль с функции планиро­вания, с момента установления стандартов результатов.й цели.

2.Текущий контроль является вторым этапом процесса конт­роля, который состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами

3. Заключительный контроль осуществляется после выпол­нения работы. Это контроль итогов, его цели - формирование мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководи­теля, принимаемых решений, а также формирование планов на бу­дущее на основе анализа полученных результатов.

20. Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

21.Стиль руководства – это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем.

Различают общий и индивидуальный стили руководства.

Общий стиль руководства проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении. Конкретно он может выражаться в практическом применении руководителем современных принципов управления, основных положений теорий управления, использовании стандартов по управлению и т.д.

Индивидуальный стиль зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей. Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные стили в определенных сочетаниях.