ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Сущность менеджмента - управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации - к улучшению результатов.
-
Менеджмент — самостоятельная область знаний с начала XX в. Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.
Предмет изучения научного менеджмента — наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.
-
К числу основных категорий менеджмента следует отнести:
-
Понятие и сущность менеджмента; -
Виды менеджмента; -
Объекты и субъекты менеджмента; -
Функции менеджмента; -
Иерархия менеджмента; -
Организационная структура и схема управления; -
Принципы менеджмента; -
Методы менеджмента; -
Стиль руководства.
-
Принципы менеджмента – это общие, основополагающие правила, рекомендации, нормы поведения, которые целесообразно учитывать и соблюдать должностными лицами в процессе управленческой деятельности.
1. Принцип разделения труда.
2. Принцип власти и ответственности.
3. Принцип дисциплины.
4. Принцип единоначалия.
5. Принцип единства руководства
6. Принцип подчинения личных (частных) интересов общим.
7. Принцип справедливости
8. Принцип централизации
9. Принцип иерархии (скалярная цепь), обеспечивающий в организации
-
В американской школе менеджмента содержатся сле-дующие функции: 1) планирование (включая миссию, цели и прогнозирование); 2) организация (включая порядок исполь-зования власти, разрешение конфликтов); 3) связующие процессы (включая коммуникации и методы принятия реше-ний); 4) обеспечение эффективности деятельности органи-зации (включая управление трудовыми ресурсами, функцио-нированием операционных производственных систем).В американской школе менеджмента большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации.
В японской школе менеджмента основные функции представлены в виде цикла: 1) планирование; 2) организа-ция работы; 3) оперативное руководство; 4) мотивация; 5) координация; 6) контроль.В японской школе менеджмента основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. Поэтому мотивации придается первоочередное значение, а координация ли-шь способствует повышению результативности работы актив-ного персонала.
В европейской (немецкой) школе менеджмента цикл функций представлен в виде: 1) определение цели; 2) получение информа-ции; 3) планирование; 4) принятие решений; 5) реализация; 6) контроль.В европейской (немецкой) школе менеджмента большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.
-
Школа научного управления (Рационалистическая школа) (1885 - 1920 гг.). Сущность школы научного управления (известной также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими. Научное управление связано с работами Фредерика Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. -
Классическая школа (также может называться административной и традиционной школой) - это научное направление в менеджменте, которое базируется на формировании и организации процессов управления на предприятии. Свое развитие классическая школа получила в 20-50-х годах прошлого века. В её основе лежит признание существования единого способа достижения показателя производства, которого необходимо достичь. -
Последователи этой школы рекомендовали руководству проявить большую заботу о своих подчиненных, использовать такие приемы управления человеческими отношениями, как консультацию с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе. главной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет роста эффективности ее человеческих ресурсов. -
Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий. -
Этот подход во многом представляет собой вариант ситуационной теории, синтезирующей классические и гуманистические представления об организации. С социотехнической точки зрения, организация включает как структурные и процессуальные характеристики (подробно разработанные в классических организационных теориях), так и социальные и личностные (которые настойчиво отстаивались представителями школы «человеческих отношений»). -
Внутренняя среда организации представляет собой совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, контролируемых ею самой. Это элементы организации, объединенные культурой предприятия. Внутренняя среда включает организацию фирмы (ее структуру, культуру, механизмы контроля и стимулирования), ее сотрудников (человеческий капитал) и ее ресурсы (материальные и нематериальные активы)
Внешняя среда организации – это сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность, она представляет собой совокупность факторов влияния вне организации на ее деятельность. На совокупность факторов внешней среды компания не может оказывать непосредственное влияние. Факторы внешней среды – это любые факторы, находящиеся вне контроля руководства организации, которые могут повлиять на коммерческий успех предприятия.
-
Функциональная организационная структура управления организацией (рис.3.4). Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерию и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название — функциональная структура управления. -
----------------------------------------------------------------------------------------------- -
Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.
Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.
Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов конкурентоспособности на мировом рынке.
Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.
Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.
Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.
Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.
Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих функций является залогом эффективности ее работы.
-
Заключительный элемент в организационном процессе — это координация. Целью координации является объединение всех организационных усилий менеджера и обеспечение такого процесса организации, который способствует достижению поставленных целей. Координация — это объединение отдельных людей и производственных единиц в одно согласованное усилие, которое содействует осуществлению общей цели. -
Коммуникация - процесс обмена инф-ей между 2 и более людьми с целью мотивирования определённого поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания инф-и. Однако сам обмен инф-ей не гарантирует такого понимания и эффективного общения участвующих в обмене сторон. Обмен происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает инф-ю, а другая её воспринимает.
17.Содержательные основаны на рассмотрении отдельных потребностей (или мотивов), которые направляют деятельность индивида.
-
Процессуальные рассматривают мотивацию как процесс и сосредоточены на том, как меняется процесс и результат мотивации под воздействием отдельных факторов (например, справедливости или ожиданий). -
Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленно
1. Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является регламентация определенных правил, процедур и линий поведения.
Начинается предварительный контроль с функции планирования, с момента установления стандартов результатов.й цели.
2.Текущий контроль является вторым этапом процесса контроля, который состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами
3. Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Это контроль итогов, его цели - формирование мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководителя, принимаемых решений, а также формирование планов на будущее на основе анализа полученных результатов.
20. Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.
21.Стиль руководства – это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем.
Различают общий и индивидуальный стили руководства.
Общий стиль руководства проявляется в научном подходе ко всем общественным процессам, в высокой требовательности, нетерпимости к бюрократизму и формализму в управлении. Конкретно он может выражаться в практическом применении руководителем современных принципов управления, основных положений теорий управления, использовании стандартов по управлению и т.д.
Индивидуальный стиль зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей. Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные стили в определенных сочетаниях.