Файл: Среди классификаций парламентского контроля выделяют.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обеспечение правопорядка является важнейшей функцией и задачей государства, в реализации которых участвуют все органы государственной власти.

Анализ функций парламента позволяет прийти к выводу о том, что контрольная функция выступает необходимым направлением деятельности законодательного органа. При этом в юридической науке не сформировался единый подход к определению его функций. С. А. Котляревский в исследованиях 1915 г. выделял такие полномочия парламента, как законодательные, бюджетные, контролирующие, участие во внешней политике государства. Распространено мнение о том, что политика безопасности является естественной задачей исполнительной власти, так как может быстро реагировать на угрозы государства, а также обладает значительным количеством знаний и инструментов в каждой сфере жизнедеятельности в виде различных министерств. Однако поскольку парламенту поручено контролировать и проверять деятельность исполнительной власти, как и в любой другой сфере политики, парламентский контроль в сфере обеспечения безопасности следует считать полноценным направлением деятельности парламента.

Парламентский контроль – система норм, регулирующая установленный порядок проведения наблюдения и проверки в основном деятельности органов исполнительной власти.

Целями парламентского контроля являются проверка не только законности действий органов и должностных лиц, но и целесообразности их действий по исполнению законодательства, что и отличает парламентский контроль от надзора, который ограничен проверкой законности действий и решений соответствующих органов и должностных лиц, а также обладает определенными мерами принуждения.

В основе выделения видов парламентского контроля заложены различные критерии, такие как субъекты контроля, сферы осуществления контроля, объекты контроля, время и цели контроля.


Среди классификаций парламентского контроля выделяют:

1. В зависимости от органов, осуществляющих контроль:

- непосредственно парламентом (например, парламентский запрос Совета Федерации);

- парламентскими органами и должностными лицами (комиссиями, комитетами);

- отдельными органами и должностными лицами, подотчетными парламенту (Счетная плата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ).

2. По времени осуществления контроля:

- предварительный (упреждающий), направленный на предупреждение и пресечение незаконной (неэффективной) деятельности органов исполнительной власти;

- сопутствующий, при котором реализация того или иного закона сопровождается парламентским контролем (например, реализация бюджета);

- последующий, направленный на проверку правильности не только исполнения законов исполнительной властью, но и правильность и своевременность реагирования ее представителей на решение той или иной ситуации.

3. По содержанию (перечень открытый): контроль в сфере соблюдения прав человека; в сфере обороны и безопасности; финансовый контроль; в сфере охраны правопорядка и др.
Одной из форм парламентского контроля является парламентское расследование — разновидность процесса, заключающаяся в сборе, оценке и проверке информации, выступающей исходным материалом для принятия и обобщения политических решений.

Анализ мировой практики применения парламентских расследований показал, что они применяются в ситуациях, когда очень важно изучить обстоятельства и события, представляющие большую государственную и общественную значимость, включая связанные с предполагаемыми нарушениями должностными лицами государства законодательства.

Парламентские расследования достаточно действенны. Их следствием является наступление политической ответственности должностных лиц разных государственных органов, их привлечение к административной или уголовной ответственности. Парламентское расследование является эффективным и многоцелевым средством политики в современном мире, позволяющем в значительной мере контролировать внутриполитические процессы, оказывать влияние на состояние международных дел.

Таким образов, в современном государстве парламентский контроль имеет особое значение, помогая обеспечить существующую систему сдержек и противовесов. Однако на практике для эффективности требуется возможность для парламента осуществлять свою деятельность беспрепятственно, а также возможность заставить властные органы отвечать за свои действия. Именно поэтому контролирующая деятельность зависит от огромного количества факторов, как субъективных, так и объективных. На первый план встает компетентность людей, участвующих в данной деятельности. В целом, институт контроля во многом еще нуждается в дальнейших разработках, а также законодательном закреплении