Файл: Контрольная работа по дисциплине Конфликтология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» (МГТУ ГА)
ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ МГТУ ГА
Факультет сервиса на транспорте

Кафедра технической эксплуатации и сервиса на воздушном транспорте
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конфликтология»

Тема: «Внутри личностный конфликт»

Выполнил: обучающийся 4 курса заочной формы обучения специальности 23.03.01, уч. группа ТПЗз-191 Софьянникова К. Д.




Проверил: доцент Нурпиисова Е. М.





ИРКУТСК 2023

Содержание


Введение

3

Основная часть

4

Заключение

23

Список литературы

24


Введение

Если в вашей жизни нет конфликтов,

проверьте, есть ли у вас пульс.

психолог Ч. Диксон.

Исходя из этого, можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться. Личность постоянно воспроизводит и разрешает конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И такая внутренняя раздвоенность не является патологией — это вполне нормальное состояние здорового организма. Но оппозиция предполагает не только лояльность (критику, контроль и т. д.), но и жесткую бескомпромиссную борьбу, т. е. конфликт.

Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.


Основная часть

Внутриличностный конфликт.

Отечественные исследователи подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи с внешней средой):В интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.

1. Психодинамические (интрапсихические) концепции опираютс на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях 3. Фрейда К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни.

2. Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта как реакцию на внешнее стечение обстоятельств в работах бихе-виористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.

3. Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта, как познавательного феномена в работах К. Роджерса, А. Мас-лоу, К. Левина, В. Франкла, Л. Фестингера.

Как можно увидеть, решение вопроса о том, что сталкивается в конфликте связано с общей методологической ориентацией исследователя. Эти общие парадигмы сливаются у некоторых авторов в синтетические концепции, которые становятся в большей или меньшей степен эклектичными.

Внутриличностный конфликт — это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений. Э. Шостром сравнивает конфликт с двухпартийной системой демократии: В каждом из нас заложена двухпартийна система, при которой одна часть у власти, другая в лояльной оппозиции. Но оппозиция может предполагать не только контроль и критику, но и жесткую борьбу, т.е. конфликт.

Внутриличностный конфликт довольно специфичен, его специфические особенности состоят в следующем:

  • особенность структуры конфликта — отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

  • специфичность форм протекания и проявления — такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

  • латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.



Внутриличностные конфликты можно разделить на две группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:



• результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

• возникающие из противоречий внутреннего мира личности, ка отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационный конфликты, неадекватная самооценка).
В современной конфликтологии выделяют три уровня развития внутреннего психологического противоречия:

• психологическое равновесие внутреннего мира конкретной личности;

• нарушение равновесия, осложнения, затруднение основны видов осуществляемой деятельности, проекция внутреннего психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими, внешни мир в целом;

• невозможность реализации собственных планов и разработанных программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.
Внутриличностный конфликт как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп таблица 1.

Когнитивная сфера

Эмоциональная сфера

Поведенческая сфера

Интегральные показатели

  • противоречивость образа Я;

  • снижение самооценки;

  • осознание своего состояния как психологического тупика,

  • сомнение в собственных мотивах

  • психоэмоциональное напряжение;

  • значительные отрицательные переживания.

  • снижение качества и интенсивности деятельности;

  • снижение удовлетворённости и деятельностью;

  • негативный эмоциональный фон общения.

  • нарушение нормального механизма адаптации;

  • усиление психологического стресса.

Табл.1 показатели внутриличногстного конфликта
Условия возникновения внутриличностного конфликта:

1. Личностные условия — связаны с возможностью осознания существующего противоречия:

  • актуализация сложности внутреннего мира личности;

  • сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;

  • высокий уровень развития чувств и ценностей;

  • сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

То есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта.


Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов, или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

2. Ситуативные условия:

  • внешние — борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;

  • внутренние — противоречия равно значимых сторон личности осознание субъективной неразрешимости ситуации.

Типология критических жизненных ситуаций (См. Ф.Е. Василюк) таблица 2:

Тип критической ситуации

Онтологическое поле

Тип активности

Внутренняя необходимость

Нормальные условия

Стресс

Витальность

Жизнедеятельность организма

Здесь-и-теперь удовлетворение

Непосредственная данность жизненных благ

Фрустрация

Отдельное жизненное отношение

Деятельность

Реализация мотива

Трудность

Конфликт

Внутренний мир

Сознание

Внутренняя согласованность

Сложность

Кризис

Жизнь как целое

Воля

Реализация жизненного замысла

Трудность и сложность

Табл.2 Тип критических ситуаций.
Таким образом, в отечественной литературе существует понятие критической ситуации, которое определяется как ситуация невозможности, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретное описание и работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Здесь становится понятным, что конфликт признак довольно сложной душевной организации личности. Что следует из последующей разработки Ф.Е. Василюком факторов корреляции сложности и трудности жизненного
мира личности и типов критических ситуаций, характерных для нее представлены ниже в таблице 3:

Жизненный мир

Внутренний

Внешний

Простой  

Легкий

Трудный

Инфантильный жизненный мир

Реалистичный жизненный мир

Стресс (= кризис)

Стресс Фрустрация (= кризис)

Сложный

Ценностный жизненный мир

Творческий жизненный мир

Стресс Конфликт (= кризис)

Стресс Фрустрация Конфликт Кризис

Табл.3 Жизненный мир личности.
Под стрессом понимается ответная реакция организма на специфическое воздействие внешней среды, связанное с угрозой, нарушающее адаптацию, контроль и препятствующее самоактуализации. Для существа легкого и простого жизненного мира любое самое незначительное нарушение стремления к здесь-и-теперь удовлетворению представляет собой критическую ситуацию, т.е. постановку под вопрос всего существования, так как любая самая простая частная неудовлетворенность мгновенно перерастает в психологическую катастрофу. Следовательно, изнутри для всякого инфантильного существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике данного человека, чем более она определяет его мироощущение, тем больше вероятность, что любая ситуативная неудача или неприятность будет ощущаться как глобальный жизненный кризис. Вес инфантильной установки в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально - характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям.

В простом и трудном мире происходит дифференциация стресса и кризиса за счет выработки механизма терпения надежды, назначение которого как раз и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным существование стресса как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной кризису. Это объясняется тем, что при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется как единственная, вся жизнь, подчиненная удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений с внешним миром. Но эти отношения протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший во внутреннем мире предыдущий за счет увеличения его побудительности по сравнению с предшествующим) не может быть реализован.