Файл: Филиал в г. СлавянскенаКубани курсовая работа изучение истории мчс 19912022 Г. Г. В рамках школьной внеурочной работы.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Филиал в г. Славянске-на-Кубани
КУРСОВАЯ РАБОТА
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ МЧС 1991-2022 Г.Г. В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
Работу выполнил__________________________________________ К.С. Прийма (подпись)
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)_____________________________________курс3______ (код, наименование)
Направленность (профиль) История, Обществознание______________________
Научный руководитель
канд. ист. наук, доцент_______________________ А.Н. Рябиков (подпись, дата)
Нормоконтролер
канд. ист. наук, доцент_______________________ А.Н. Рябиков (подпись, дата)
Краснодар 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... | 3 | |
1 | История развития МЧС России на различных этапах становления ….. | 6 |
| 1.1 История развития МЧС России на ранних этапах…......…………... | 6 |
| 1.2 Развитие и структура МЧС России на современном этапе………... | 15 |
2 | Методическая разработка деловой игры «Спасательная бригада МЧС: вызовы и решения» в рамках реализации программы молодёжного политического клуба «Политические дебаты» для образовательных учреждений………………...………………................ | 21 |
| 2.1 Методические приёмы преподавания деловой игры «Спасательная бригада МЧС: вызовы и решения» в рамках Реализации программы молодёжного политического клуба «Политические дебаты» для образовательных учреждений | 21 |
| 2.2 План-конспект урока по теме «Спасательная бригада МЧС вызовы и решения»…..…………………………………...…………. | 32 |
Заключение……………………………………………………………......... | 35 | |
Список использованных источников……………………………………... | 48 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. МЧС России выполняет важную роль в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера, а также вооруженных конфликтов, и охране национального достояния от их последствий. Он является федеральным органом исполнительной власти, который разрабатывает государственную политику и осуществляет управление в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. МЧС России также организует исследования, интегрирует научные достижения и мировой опыт, координирует усилия органов власти всех уровней в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Однако так было не всегда.
В период с 1991 по 2003 год МЧС России (Министерство по чрезвычайным ситуациям) прошло ряд значительных изменений и реформ, как внутри, так и внешне.
Основание и формирование МЧС получило ряд изменений. В 1991 году было создано МЧС в результате реформирования системы ГО и ЧС в СССР, с последующим формированием МЧС в РФ после распада СССР. МЧС стало федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за чрезвычайные ситуации и гражданскую оборону. Расширение функций и компетенций МЧС тоже не остались без внимания. В течение 1990-х годов МЧС России расширило свои функции и компетенции, став ответственным за ряд важных областей, таких как предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, гидрометеорологический мониторинг, гражданская оборона и другие смежные задачи. МЧС России вело процесс реформирования и модернизации своей организационной структуры, технической базы и системы управления. Внедрение новых технологий, оборудования и подготовка персонала стали важными аспектами деятельности МЧС в этот период.
МЧС России принимало участие в различных операциях, таких как экспедиции в Республику Тува и Армению для ликвидации последствий эпизоотии и пожара на складе боеприпасов соответственно, а также во Владивостоке для ликвидации последствий аварии на складах боеприпасов Тихоокеанского флота. Были также различные случаи, когда МЧС России оказывало помощь в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, таких как радиационная авария на химкомбинате в г. Томске, пожар на заводе двигателей Камского автозавода, аварии на нефтепроводах в Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнения в Бурятии, Приморском крае, землетрясения на Курильских островах и острове Сахалин.
Особо следует отметить гуманитарную помощь, оказываемую МЧС России и РСЧС (Региональные центры службы спасения) населению в чрезвычайных ситуациях. Это включает оказание медицинской помощи, эвакуацию пострадавших, предоставление временного жилья, питания и других необходимых ресурсов.
Цель курсовой работы – раскрыть основные черты истории создания МЧС в России и проанализировать их значимость.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
– изучить историю развития МЧС России на различных этапах;
– раскрыть понятие и общую характеристику структуры МЧС России на современном этапе;
– проанализировать методические приёмы преподавания;
– составить методическую разработку деловой игры «Спасательная бригада МЧС: вызовы и решения» в рамках реализации программы молодёжного политического клуба «Политические дебаты» для образовательных учреждений.
Объектом курсовой работы является история развития МЧС России.
Предметом курсовой работы является развитие МЧС России на различных исторических этапах по средствам реформ и изменений данной отрасли.
Методологической основой исследования, для решения цели, и поставленных задач работы, является совокупность различных общетеоретических методов: обобщение, элементы исторического анализа, сравнительно-правовой метод, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы исследования.
Источниковая база. Первую группу источников составляют нормативные документы, регулирующие образовательный процесс. К ним относятся ФГОС, который предполагает непрерывное историческое образование и формирование у учащихся актуальных исторических знаний, Конституция РФ и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», историко-культурный стандарт.
Вторую группу источников составляют: «История создания, развития и совершенствования спасательных воинских формирований МЧС России», А.В Лебедев [], научная статья «Определение миссии МЧС России в обеспечении национальной безопасности российской федерации», Л.А. Жукова[], «Анализ и оценка эффективности деятельности органов МЧС России», И.А. Барбашин[], О.С. Юнцова [].
Практическая значимость. Основные положения и выводы курсовой работы могут быть использованы на уроках истории и исторического краеведения в средних общеобразовательных учреждениях.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 История развития МЧС России на различных этапах
1.1 История развития МЧС России
Историческое развитие организации по устранению чрезвычайных ситуаций связано с различными опасными природными явлениями, катастрофами, стихийными бедствиями, опасностями, возникающими при ведении военных действий. Зачастую, общество в подобных сложных ситуациях объединялись, для совместного противостояния бедствиям подобного характера. Люди создавали объединения, которые были направлены на помощь нуждающимся. Стремление к коллективному противостоянию чрезвычайных ситуаций и бедствиям разного характера, является одной из предпосылок создания государства. В зависимости от источника возникновения опасностей, появлялись силы по противостоянию, формировались специальные документы, определяющие вопросы безопасности в соответствующей сфере.
Предпосылки создания подобной организации можно наблюдать еще в конце XV века при Иване III, с появлением пожарной службы. При Петре I образуется пожарная повинность, как некий вид поддержи. В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Это является одной из предпосылок расширения и официального появления организации, которая бы занималась данными ситуационными моментами в стране. Так, еще 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», которое положит начало образованию совершенно новой системы [11].
Появление и использование ядерного оружия, создание новых систем ракетных средств и его различной доставки, стали требовать пересмотра в корне всех требований и изменений военных доктрин ядерных стран. А сам вопрос защиты населения и территорий государства от оружия массового поражения приобрел более выраженную и важную значимость. В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону [3].
История показывает, что еще в начале 1960-х для обеспечения готовности гражданской обороны на случай возникновения ядерной войны было сделано достаточно много. В частности, были определены принципы защиты населения от оружия массового поражения. С течением времени, ситуация менялась, появлялись все новые и новые вызовы и угрозы. Для их предупреждения создавались новые структуры, принимались соответствующие законопроекты.
И уже в 1989 г. Верховный Совет СССР принимает решение о формировании в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям.
Таким образом, 17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей [30]. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС) [17]. Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу [29]. 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР [16]. В комитет было передано имущество и штаты Гражданской обороны Министерства обороны СССР и Государственной комиссии СССР по чрезвычайным ситуациям [34].
В 1990 г. на основании постановления Совета Министров СССР формируется государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства. Она ставила перед собой задачи защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данная структура существовала вплоть до распада СССР [17]. В 1990 г.
Спустя еще пару лет государство пересмотрело и ввело дополнительные меры усиления данной отросли, ввиду ее чрезвычайной надобности. Данная организация осуществляла контроль в различных сферах жизнедеятельности как общества, так и государства. Масштабы, которые регулировала данная организация были гораздо больше, чем казались на первый взгляд.
Одним из таких ключевых моментов стал период еще в начале 1990-х гг. После того, как СССР распался и произошло образование МВД Российской Федерации, а также в процессе проведения существенного переформирования структуры аппарата министерства. Рассматриваемые вопросы организации и модернизации структуры различных подразделений в сфере пожарной охраны были переданы на рассмотрение и разрешение в МВД различных субъектов страны. В приоритете должны были оставаться функции, направленные на осуществление организационной и технической политики. П ходе таких изменений, главк разрабатывал различные стандарты для всего государства, такие нормы и правила в сфере пожарной безопасности, которые стали неким стандартом для всеобщего соблюдения на всех предприятиях. Это дало бы возможность осуществить координирование по тушению в случаях образования крупного пожара, а также руководить своевременным оповещением РСО (Региональной системы оповещения).