Файл: Доклад на одну из предложенных тем. Основные принципы психологии и их характеристика. Принцип отражения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третий класс

Надсознательный процесс – процесс образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем вторгается в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее значение.

Эти процессы отличаются от сознательных тем, что: во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс; во-вторых, неизвестен момент, когда «надсознательный» момент закончится.

(Творческое мышление, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и личностные кризисы и т. п.)

Неосознанные механизмы сознательных действий включают три подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания («свободная голова»).

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались (первичные автоматизмы или автоматические действия), другие же прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные автоматизмы или автоматизированные действия или навыки).
В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано (сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба и т. д.).

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для каждого индивида (пример: обучение игры на фортепиано). Неоднородная картина сознания (фокус, периферия, граница) как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Надо сказать, что отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие.


Свойство любого компонента навыка вновь стать осознанным обеспечивает гибкость навыка. Оно является отличием навыка от автоматического действия.

Выработка навыка – это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны субъекта и со стороны организма. Мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем их правильное выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Этим мы уже обязаны физиологическим свойствам и механизмам нашего организма.
IV. Практические задания.

1) Заполнить пробелы:

1. Согласно Ч. Дарвину, естественные процессы привели к отбору признаков, наиболее приспособленных к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.

2. Труд Дарвина, опубликованный в 1859 г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался «Происхождение видов».

3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности.

4. Последовательность событий, в результате которой информация

от органов чувств передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется рефлексом.

5. Присущие данному виду сложные стереотипные формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют инстинктивным поведением.

6. У некоторых животных наблюдается импринтинг – создается глубокая привязанность к первому движущемуся предмету, который они увидели после появления на свет.

7. Способность к умозаключению – это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у высших млекопитающих.

8. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития черепа во всех направлениях, а тем самым и для увеличения объема головного мозга.

9. Главные особенности социальной организации человека – разделение пищи со своими сородичами и образование постоянных групп.

Семинарско-практическое занятие № 4 по темам «Общая психологическая характеристика деятельности. Внимание и деятельность»

II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем



Деятельность и внимание. Теории внимания.
Внимание – сквозной психический процесс,состоящий в избирательной напраленности психической деятельности на объект.(по Добрынину Н.Ф.)Это сквозной процесс, придающий направленный, избирательный характер всей психической жизни Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение- с углубленностью в занятие. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда индивид направляет на что-либо свое внимание, то одновременно и сосредоточивается на этом, и наоборот.

Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), являясь сквозным психическим процессом, и выполняет следующие функции:

1)отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных;

2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Таким образом, внимание можно рассматривать:

· как процесс (сенсорное, перцептивное);

· как состояние (сосредоточенность);

· как свойство личности (наблюдательность).

Физиологическая основа внимания

Физиологической основой внимания является общая активация мозга, связанная с деятельностью ретикулярной формации. В деятельности мозга выделяют несколько стадий или уровней, которые в разной степени обеспечивают внимание. Важнейшей основой внимания является достижение определенного функционального состояния мозга.

Внимание состоит в реакции ориентирования на какой-то стимул или объект. Для того, чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Т.е. внимание носит рефлекторный характер и возникает в результате особого ориентировочного рефлекса.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. В Н.С. одни из возникающих возбуждений оказываются настолько сильными, что выступают в роли главенствующих, подавляющих все прочие. Это основное возбуждение принято называть доминантой, все прочие очаги в нервной системе – субдоминанты. Т.о., важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты, открытый Ухтомским А.А.

Доминанта временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров.


Основные виды внимания

Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. В связи с этим выделяют три вида внимания: 1)Непроизвольное -на новизну, резкость, контраст, значимость. Происходит из ориентировочного рефлекса, поддерживается независимо от сознания человека.

2)Произвольное - направленность в соответствии с задачей, управляется сознательно, тесно связано с волей человека. Основная функция-активное регулирование протекания психических процессов.

3)Послепроизвольное - подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек входит в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В тоже время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Основные свойства внимания

Избирательность внимания-способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные.

Концентрация внимания- степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

Объем внимания - количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Переключаемость – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания-способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте

Теории внимания

Моторная теория внимания Н.Н. Лангесвязывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, которые осуществляются при восприятии и представлении объектов. Внимание- господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении.

Теория внимания Т. РибоВнимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Интенсивность и продолжительность внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.


Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина1)Внимание-момент ориентировочно-исследовательской деятельности и психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли имеющегося в данный момент в психике человека;

2)функция внимания-контроль за этим содержанием

3)деят-тьконтроля,внимание не имеет отедльного особого результата

4) все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий.

Теория установки Д. Н. Узнадзе

Теория установки касается особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.
Доминанта– временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. Доминантный (господствующий) в данный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и, вместе с тем, усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, благодаря ей создаются условия для высокой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Так, человек, увлеченный работой, не замечает голода, посторонних шумов, голосов других людей.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. В комплекс возникновения непроизвольного внимания входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя, что включает, прежде всего, силу (резкость) или интенсивность раздражителя. Так же немаловажное значение имеет контраст между раздражителями. Внимание привлекают впечатления, отличные от окружающего их фона. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его